Понятие банкротства и экономической несостоятельности субъекта хозяйствования. Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротст

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

В нормативно-правовых актах Республики Беларусь можно найти несколько определений экономической несостоятельности и банкротства. Так, гражданский кодекс Республики Беларусь в статьях № 24 и №61 описывает экономическую несостоятельность и банкротство индивидуального предпринимателя и юридического лица. Согласно ГК РБ, анализируя отмеченные выше статьи, экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны в судебном порядке, индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением казенных предприятий, а также юридические лица в форме потребительского кооператива или благотворительного или иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов.

Работа содержит 1 файл

РКД.docx

— 31.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

«Понятие банкротства и экономической несостоятельности субъекта хозяйствования. Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве должника»

 
 
 
 
 
 

Выполнил: 
________________________

Проверил: 
________________________
 
 
 
 
 
 

Минск, 2011 

       Понятие банкротства и  экономической несостоятельности  субъекта хозяйствования. Процедуры, применяемые  при рассмотрении дела о банкротстве  должника.

       В нормативно-правовых актах Республики Беларусь можно найти несколько  определений экономической несостоятельности  и банкротства. Так, гражданский  кодекс Республики Беларусь в статьях  № 24 и №61 описывает экономическую  несостоятельность и банкротство  индивидуального предпринимателя  и юридического лица. Согласно ГК РБ, анализируя отмеченные выше статьи, экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны в судебном порядке, индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением казенных предприятий, а также юридические лица в форме потребительского кооператива или благотворительного или иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов.

       Наиболее  полную картину, связанную с процессами признания субъектов хозяйствования экономически несостоятельными или  банкротами нам показывает Закон  Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» со всеми изменениями и дополнениями. Определения экономической несостоятельности и банкротства, в соответствии с этим законом можно привести так:

       Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией   должника для юридического лица, прекращением деятельности должника для индивидуального предпринимателя.

       Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

       Банкротство предприятия имеет следующие основные цели: восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией.

       Дела  об экономической несостоятельности  и банкротстве юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным  судом по правилам, установленным  Хозяйственным Процессуальным Кодексом (ХПК), с учетом особенностей, предусмотренных  законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст. 265 ХПК РБ).

       Подача  заявления о банкротстве (статьи 6-10 «Закона об экономической  несостоятельности (банкротстве)»).

       Подать  в суд с заявлением о банкротстве  должника могут

  1. должник;
  2. кредитор (также представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений);
  3. прокурор;
  4. орган государственного управления по делам о банкротстве (Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь);
  5. уполномоченные государственные органы;
  6. юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (далее – уполномоченный орган).

       Выделяют  также понятия ложного банкротства  и преднамеренного банкротств, которые  можно раскрыть как:

       Ложное  банкротство – когда в хозяйственный  суд подается заявление должника при наличии возможности удовлетворить  требования кредиторов в полном объеме. В данном случае то лицо, от имени  которого подано заявление, несет перед  кредиторами ответственность за убытки, причиненные этим действием, если иное не предусмотрено законодательством.

       Преднамеренное  банкротство - банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих  возможность иным образом определять его действия. В данном случае, на таких лиц при недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам.

       Статья 12 «Закона об экономической несостоятельности (банкротстве)» гласит, что при  рассмотрении дела о банкротстве  юридического лица применяются следующие  процедуры банкротства:

  • защитный период;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение;
  • иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом.

       При рассмотрении дела о банкротстве  индивидуального предпринимателя  применяются следующие процедуры  банкротства:

  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение;
  • иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом.

       В свою очередь конкурсное производство включает следующие процедуры:

  1. санацию;
  2. ликвидационное производство.
 

       Защитный  период

       С момента принятия заявления о  банкротстве в целях проверки наличия оснований для возбуждения  конкурсного производства и обеспечения  сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается  защитный период, продолжительность  которого не может превышать трех месяцев, если иное не предусмотрено  Законом. При защитном периоде хозяйственным  судом указывается о назначении временного управляющего, а также  указывается дата рассмотрения заявления  для решения вопроса о возбуждении  в отношении должника конкурсного  производства и подготовке дела к  судебному разбирательству. В определении  могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. Если при принятии заявления о  банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение  о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления. 

       Конкурсное  производство

       Конкурсное  производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально  возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов  должника, а также кредиторов и  иных лиц в процессе санации, а  при невозможности проведения санации  или отсутствии оснований для  ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

       Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного  производства шестнадцать месяцев, а при проведении санации - двадцать два месяца. Срок конкурсного производства может быть сокращен или продлен  хозяйственным судом.

       Санация

       Санация - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права  собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

       Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе. Санация  вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения  о ее проведении. 
По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев. 
По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации

       Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие  меры:

  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • исполнение обязательств должника собственником: унитарным предприятием или третьим лицом (третьими лицами);
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • продажа части имущества должника
  • уступка требования должника;
  • предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;
  • продажа предприятия должника;
  • применение иных способов.

       Ликвидационное  производство

       Ликвидационное  производство - процедура конкурсного  производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях  ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя  и освобождения его от долгов, продажи  имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

       Ликвидационное  производство открывается после  принятия хозяйственным судом решения  об открытии ликвидационного производства в отношении должника. 
Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить срок ликвидационного производства на шесть месяцев. 
При необходимости срок ликвидационного производства может быть продлен хозяйственным судом сверх вышеуказанных сроков. Определение хозяйственного суда о продлении срока ликвидационного производства сверх вышеуказанных сроков, может быть обжаловано в порядке, установленном законодательными актами.

       После открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу  имущества должника на торгах, если хозяйственным судом, собранием  кредиторов или комитетом кредиторов в соответствии с законодательством  не установлен иной порядок продажи  имущества должника.

       Требования  кредиторов удовлетворяются в следующей  очередности:

       в первую очередь удовлетворяются  требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность  за причинение вреда их жизни или  здоровью, путем капитализации соответствующих  повременных платежей;

       во  вторую очередь производятся расчеты  по выплате выходных пособий и  оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским  договорам;

       в третью очередь удовлетворяются  требования по обязательным платежам;

       в четвертую очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  должника;

       в пятую очередь производятся расчеты  с другими кредиторами.

       Требования  кредиторов каждой следующей очереди  удовлетворяются после полного  удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. 
При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению

       После завершения расчетов с кредиторами  управляющий обязан представить  в хозяйственный суд отчет  по итогам ликвидационного производства.

       После рассмотрения хозяйственным судом  отчета управляющего по итогам ликвидационного  производства и признания его  обоснованным, а также при отсутствии оснований для признания недействительными  итогов ликвидационного производства хозяйственный суд выносит определение  о завершении ликвидационного производства. 
Управляющий в течение десяти дней со дня вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства должен представить указанное определение в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник - юридическое лицо - ликвидированным, должник - индивидуальный предприниматель - свободным от долгов.

Информация о работе Понятие банкротства и экономической несостоятельности субъекта хозяйствования. Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротст