Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:23, контрольная работа
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
Российская Федерация
- демократическое государство. Само
понятие "демократии" предусматривает,
что власть в Российской Федерации
осуществляется ее гражданами в равных
правах и на основании закрепления
этих прав в Конституции Российской
Федерации. Каким же образом мы реализовываем
эти права и как нам это
гарантировано? Именно это, на основании
действующего законодательства и основного
закона - Конституции РФ, постараемся
рассмотреть в данной курсовой работе,
как основные политические права
и свободы граждан в Российской
Федерации, переплетаются с основными
личными, социальными и
П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый
гражданин Российской Федерации обладает
на ее территории всеми правами и свободами
и несет равные обязанности, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации".
Именно гражданин Российской Федерации,
а не какое-либо иное лицо, обладает на
территории России всей полнотой прав
и свобод, предусмотренных Конституцией.
Во второй части комментируемой статьи
(ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший
принцип правового положения гражданина
России, который имеет ключевое значение
для правильного понимания всей системы
его основных прав и свобод, их соотношение.
Здесь особо подчеркивается, что все граждане
РФ несут равные обязанности перед государством.
В отличии от основных личных прав, которые
по своей природе неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы связаны с обладанием
гражданством государства. Это и есть
различие, отражаемое Конституцией: "личные
права" - каждому, политические - "гражданам".
Cвязь политических прав с гражданством
не означает, однако, что они носят вторичный
характер, производны от воли государства
и не являются естественными правами каждого
гражданина демократического государства.
В силу их характера эти права нельзя рассматривать
в качестве установленных, предоставленных
государством. Так же как и личные права
человека государство их признает, соблюдает
и защищает. Это прямо закреплено в ст.
2 Конституции Российской Федерации. (Е.И.
Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное
право Российской Федерации: учебник,
М., Юристъ, 1995г. - Раздел IV, глава 9, пар.3.
стр. 203)
"Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав свобод человека и гражданина
- обязанность государства" (Конституция
РФ, Комментарий, стр.63, под общей редакцией
Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова.
М. 1994г. "Юридическая литература")
Основные права гражданина - это прежде
всего, его конституционные права и свободы.
Это вытекает из сопоставления статьи
17 со статьей 55, где предусмотрено, что
перечисление в Конституции РФ (далее
по тексту - Конституция) основных прав
и свобод не должно толковаться как отрицание
или умаление других общепризнанных прав
и свобод человека и гражданина. Вместе
с тем в части второй статьи 17 речь идет
только об основных правах и свободах
человека, что позволяет подчеркнуть их
особые свойства - неотчуждаемость и естественный
характер (принадлежность каждому от рождения).
Все права человека и гражданина связаны
не только с фактом его рождения, но и с
наличием других, предусмотренных законом
обстоятельств.
Конституция подчеркивает невозможность
и недопустимость лишения этих прав и
свобод. Однако, если гражданин совершает
преступление, попирающее существующие
устои и правила общества и его жизни,
то государство просто вынуждено идти
в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!)
его основных прав и свобод. Иногда это
даже приводит и к ограничению права на
жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование
в законе статьи предусматривает за такое
преступление эту крайнюю меру.
Естественный характер прав гражданина
вытекает из того, что носителем суверенитета
единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая
основа конституционного строя Российской
Федерации реальную и практическую реализацию
получает через политические права каждого
человека. Именно это взаимодействие и
обеспечивает должное их применение и
реализацию их в повседневной жизни. Государство
обязано гарантировать защиту прав граждан
в случае их умаление тем или иным способом.
Гарантия судебной защиты, закрепление
этого права в иных законодательных актах
и обеспечивает в общей мере эту защиту.
Осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права
и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны
обеспечить реализацию многообразных
интересов индивида в различных сферах
общественных отношений. Они предоставляют
ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных
интересов и вместе с тем определяют границы
его свободы. Ни одно общество не может
предоставить человеку чрезмерную свободу,
потому что это может привести к многочисленным
столкновениям со стороны различных слоев
населения, пытающихся реализовать только
их интересующие проблемы. Вот почему
вся система прав и свобод строится таким
образом, чтобы обеспечить законные интересы
людей и предотвратить возможное ущемление
их прав и свобод в результате злоупотребления
ими со стороны отдельных лиц. Признание
прав и свобод человека и гражданина непосредственно
действующими означает, что человек и
гражданин могут осущетсвлять свои права
и свободы, а так же защищать их в случае
нарушения, руководствуясь Конституцией
и ссылаясь на нее. Прежде всего следует
отметить всеобщее равенство не только
по рассовому и социальному, но и по равенству
полов перед судом, т.е. право на судебное
разбирательство о нарушении того или
иного права предоставлено всем без исключения.
Это гарантирует Статья 19 Конституции
РФ, которая гласит, что:
1. Все равны перед
законом и судом.
2. Государство гарантирует
равенство прав и свобод
человека и гражданина
независимо от пола,
расы, национальности,
языка, происхождения,
имущественного и должностного
положения, места жительства,
отношения к религии,
убеждений, принадлежности
к общественным объединениям,
а так же других обстоятельств.
Запрещаются любые формы
ограничения прав граждан
по признакам социальной,
расовой, национальной,
языковой и религиозной
принадлежности.
3. Мужчина и женщина
имеют равные права
и свободы и равные возможности
для их реальзации.
Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей
декларации прав человека, согласно которой
"каждый человек имеет право на эффективное
восстановление в правах компетентными
национальными судами в случае нарушения
его основных прав, предоставленных ему
Конституцией или законом." Данная сатья
корреспондирует части первой статьи
46 Конституции Российской Федерации: "Каждому
гарнтируется судебная защита его прав
и свобод.", она же и развивает положения
части первой вышеуказанной 19 статьи (ее
первой части).
Этой цели прежде всего служит принцип
формально-юридического равенства, т.е.
равенства всех перед законом. Если же
права и свободы были ущемлены в результате
злоупотребления ими со стороны другого
лица, государство предоставляет возможность
первому защитить свои права всеми способами,
не запрещенными законом. Причем он имеет
право использовать государственные способы
защиты своих прав и свобод, которые гарантируются
ему Конституцией.
Если какие-либо положения нормативного
юридического акта прямо или косвенно
ущемляют права человека, этот акт подлежит
отмене в соответствии с установленными
процедурами.
Особая роль здесь принадлежит Конституционному
суду Российской Федерации, который призван
разрешать дела о соотстветсвии Конституции
законодательных и иных нормативных юридических
актов.
В отличии от личных, политические права
и свободы нацелены на активное включение
каждого индивидуума в жизнь страны, в
управление ее делами. Эти права и свободы
создают условия для закрепления связей
между человеком и обществом, гражданином
и государством. От того, какого состояние
политических права и свобод, во многом
зависит прочность устоев конституционного
строя, реальность его демократизма уровень
политической культуры у населения. Вместе
с тем политические права и свободы развиваются
не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод,
во взаимодействии с ними и прежде всего
при опоре на уважение к человеку.
Прежде всего следует отметить , что хотя
политические права и свободы широко декларировались
в прошлом и даже служили украшением на
фасаде советской власти, их реализация
была затруднена. В частности монополия
на определение состава Советов у партийного
аппарата искажала смысл избирательных
прав. Многопартийность на практике не
допускалась, профсоюзы и другие общественные
организации рассматривались как придатки
партийно-государственной машины. В таких
условиях политические права и свободы
способствовали отторжению государства
от народа, и рождению у последнего недоверия
к институту демократии.
Теперь хотелось бы уделить немного внимания
классификации прав и свобод личности.
Существует несколько классификаций,
а именно: в каком порядке расположить
конституционные права и свободы, с каких
прав начать эту классификацию и какие
права являются главными по отношению
к другим правам и свободам. Критерием
данной классификации выступает сфера
проявления свобод личности:
1. Права и свободы, складывающиеся в сфере
личной свободы и индивидуальной безопасности,
право на жизнь, право на честь и достоинство.
2. Права и свободы, складывающиеся в сфере
экономической свободы, связанные со вступлением
человека в экономические отношения. Например,
право собственности, свобода труда, право
предпринимательсткой деятельности.
3. Права в сфере духовной и культурной
жизни. Например, свобода печати, свобода
средств массовой информации, свобода
преподавания.
4. Права в сфере общественной свободы,
которые реализуются не индивидуально,
а коллективно: право на объединение, право
на коллективные петиции и обращения.
В настоящей Конституции Российской Федерации,
принятой всенародным общим голосованием
12 декабря 1993 г., принята и существует следующая
классификация прав и свобод личности
и гражданина Российской Федерации:
1.Личные права;
2. Политические права;
3. Социально-экономические права;
4. Права по защите других прав;
Обратимся же теперь непосредственно
к политическим правам гражданина Российской
Федерации, прямо закрепленных за ним
в Конституции Россйской Федерации.
Основные политическиие права начинают
действовать непосредственно с момента
достижения гражданином Российской Федерации
совершеннолетия. Это прямо выражено в
ст.60 Конституци Росийской Федерации,
которая гласит, что:
Гражданин Российской
Федерации может самостоятельно
осуществлять в полном
объеме свои права и
обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина
устанавливается полная дееспособность
гражданина. Дееспособность - юридическая
возможность своими действиями создавать
или изменять права и обязанности. В этом
и есть отлчие от правоспособности, которая
присуща человеку с рождения и является
неотъемливой частью человеческого статуса.
Доститгнув совершеннолетия, гражданина
Российской Федерации осуществляет права
во всех областях политической, экономической
и личной жизни и несет отвественность
за результаты свох действий.
В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы
связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает
Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят
вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как
естественные права каждого гражданина демократического государства.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что
носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её
многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально
реализуется через политические права каждого гражданина.
Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.
Граждане - каждый гражданин как таковой - участвует в осуществлении власти.
В соответствии со ст.60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма
прежде всего касается политических прав и свобод.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы,
является право участвовать в управлении делами государства (ст.32).
Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе
государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое
демократическое начало в её организации.
Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически
организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не
“участвует” в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой
власти (ст.3).
Осуществление рассматриваемого права граждан выражается в различных формах,
как непосредственно, так и через представителей.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления (ст.33)
Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению
правосудия (ст.32 ч.4, 5).
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства,
является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать
профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30).
143 апреля 1995
года ГД принят ФЗ “Об
соответствии с ним, до принятия закона о политических партиях действует
союзный закон от 9 октября 1990 года - для учреждения политической партии
иметь не менее 5000 членов, недопустимость членства в партиях иностранных
граждан и лиц без гражданства и наличия в них коллективных членов.
Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на
процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31).
Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами
государства в настоящее время не используются в достаточной степени
эффективно - низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности
избранного представителя.
С другой стороны , препятствием к реализации прав граждан на участие в
управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в
государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности,
отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности
граждан.