Политические права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 22.41 Кб (Скачать)

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации  осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления  этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем  эти права и как нам это  гарантировано? Именно это, на основании  действующего законодательства и основного  закона - Конституции РФ, постараемся  рассмотреть в данной курсовой работе, как основные политические права  и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными  личными, социальными и общегосударственными правами.  
 
П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Cвязь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право Российской Федерации: учебник, М., Юристъ, 1995г. - Раздел IV, глава 9, пар.3. стр. 203)  
"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства" (Конституция РФ, Комментарий, стр.63, под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая литература")  
 
Основные права гражданина - это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту - Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.  
 
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.  
 
Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту.  
 
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы. Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осущетсвлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только по рассовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ, которая гласит, что:  
 
1. Все равны перед законом и судом.  
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.  
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реальзации.  
 
Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом." Данная сатья корреспондирует части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарнтируется судебная защита его прав и свобод.", она же и развивает положения части первой вышеуказанной 19 статьи (ее первой части).  
 
Этой цели прежде всего служит принцип формально-юридического равенства, т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не запрещенными законом. Причем он имеет право использовать государственные способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему Конституцией.  
 
Если какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с установленными процедурами.  
 
Особая роль здесь принадлежит Конституционному суду Российской Федерации, который призван разрешать дела о соотстветсвии Конституции законодательных и иных нормативных юридических актов.  
 
В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.  
 
Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.  
 
Теперь хотелось бы уделить немного внимания классификации прав и свобод личности. Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту классификацию и какие права являются главными по отношению к другим правам и свободам. Критерием данной классификации выступает сфера проявления свобод личности:  
1. Права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и достоинство.  
2. Права и свободы, складывающиеся в сфере экономической свободы, связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например, право собственности, свобода труда, право предпринимательсткой деятельности.  
3. Права в сфере духовной и культурной жизни. Например, свобода печати, свобода средств массовой информации, свобода преподавания.  
4. Права в сфере общественной свободы, которые реализуются не индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на коллективные петиции и обращения.  
В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1.Личные права;  
2. Политические права;  
3. Социально-экономические права;  
4. Права по защите других прав;  
 
Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской Федерации.  
 
Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:  
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.  
 
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за результаты свох действий.

                                       Политические права и свободы

В отличие  от личных прав и свобод, которые  по своей природе неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы

связаны с  обладанием гражданства государства. Это различие отражает

Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят

вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как

естественные  права каждого гражданина демократического государства.

Естественный  характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что

носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её

многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально

реализуется через политические права каждого  гражданина.

Граждане, ассоциированные  как народ, осуществляют власть.

Граждане - каждый гражданин как таковой - участвует  в осуществлении власти.

В соответствии со ст.60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно

осуществлять  в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет. Это норма

прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее  общим, объединяющим все другие политические права и свободы,

является  право участвовать в управлении делами государства (ст.32).

Право каждого  члена любого сообщества, ассоциации, в том числе

государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое

демократическое начало в её организации.

Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически

организованной  совокупности граждан, ассоциированных  как народ, ибо народ не

“участвует” в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой

власти (ст.3).

Осуществление рассматриваемого права граждан  выражается в различных формах,

как непосредственно, так и через представителей.

Конституционно  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять

индивидуальные  и коллективные обращения в государственные  органы и органы

местного  самоуправления (ст.33)

Граждане  РФ имеют равный доступ к государственной  службе, к отправлению

правосудия (ст.32 ч.4, 5).

Важным правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства,

является  закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать

профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30).

143 апреля 1995 года ГД принят ФЗ “Об общественных  объединениях”. В

соответствии с ним, до принятия закона о политических партиях действует

союзный закон  от 9 октября 1990 года - для учреждения политической партии

иметь не менее 5000 членов, недопустимость членства в  партиях иностранных

граждан и  лиц без гражданства и наличия  в них коллективных членов.

Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на

процессы  управления государством является право  собираться мирно, без оружия,

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31).

Следует отметить, что многие формы участия граждан  в управлении делами

государства в настоящее время не используются в достаточной степени

эффективно - низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности

избранного  представителя.

С другой стороны , препятствием к реализации прав граждан на участие в

управлении  государственными делами являются высокий  уровень бюрократизма в

государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности,

отсутствие  целенаправленной политики на развитие общественной активности

граждан.

Информация о работе Политические права и свободы