Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:16, контрольная работа
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Введение………………………………………………………………. …… 2
Проблема гражданского общества в истории
социально-политической мысли…………………………………………..3
Соотношение гражданского общества и государства…………………….7
Перспективы развития гражданского общества…………………………16
Список литературы…………………………………………………….…..20
В целом
гражданская культура определяет фундаментальные
ценности гражданского сознания, гражданского
общества, которое может быть сформировано
только при наличии высокой
Обобщая
различные представления по проблеме,
можно было бы сформулировать несколько
концептуальных положений о соотношении
гражданского общества и государства.
Первое.
Понятие «гражданское общество»
и «государство» характеризуют
различные, но внутренне взаимосвязанные,
взаимополагающие стороны (элементы) глобального
общества, общества как единого организма.
Данные понятия соотносительные, они
могут противопоставляться лишь
в определенных аспектах. Гражданская
жизнь в той или иной степени
пронизана феноменом
Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.
Третье. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.
В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.
Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.
Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
Объективный
подход в анализе социально-
Безоговорочное
отождествление государства с обществом
в деятельности руководящих субъектов
в нашей стране поначалу в значительной
степени объяснялось
Закрывает
путь для адекватного понимания
проблемы соотношения гражданского
общества в государстве нарождающийся
новый, так сказать, демократический
стереотип мышления. Становление
гражданского общества рассматривается
частью публицистов и даже политиков
в ракурсе метафизического
Мировой
опыт свидетельствует, что становление
и развитие гражданского общества,
и реформирование политической системы,
как и обратное, — их стагнация,
— всегда взаимосвязанные процессы.
Опыт нашей страны в этом отношении
— не исключение. В первые мирные
годы после Октября были сделаны
немалые шаги в направлении утверждения
элементов гражданского общества, что
вытекало из НЭПа. Вводились впервые
в мире многие демократические формы
жизни, которые затем получили развитие
в других странах: право на труд,
рабочий контроль, равноправие наций
и народностей, доступ всех слоев
населения к образованию, народное
здравоохранение и т. д. Формировался
принципиально новый тип
Преодоление
окаменелого, насильственно утверждаемого
«единства» и замена его подлинным,
живым единством членов общества,
социальных групп и институтов —
в этом смысл стратегии демократизации
России. Реформа политической системы,
становление правового
Перспективы
развития гражданского
общества
Как быстро
может завершиться процесс
Поэтому
в течение длительного времени
неизбежен переходный период тесного,
часто противоречивого
Процесс
формирования гражданского общества у
нас имеет свои особенности и
сложности. В стране, особенно в ее
центральных районах, в последние
десятилетия разрушены
Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти, психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение в годы уравнительного "социализма", привели к появлению значительных социальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. В обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны от конечных результатов труда людей, страх этих социальныхслоев перед рынком в определенной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущественной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемы социальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-то воли выступают, во всяком случае, в нашей стране, на первый план[5].
Не просто
идет процесс формирования многочисленных
новых общественных организаций
и движений. К естественным трудностям
их становления добавляется и
сознательное стремление придать им
полугосударственный статус и тем
самым под видом обновления сохранить
старую систему. Примером здесь может
служить созданный еще в СССР
Крестьянский союз, который фактически
объединил многих руководителей
колхозов и совхозов, а не простых
сельских тружеников. В то же время
не всегда оправданно стремление некоторых
независимых профсоюзов (например,
профсоюзов горняков) добиться путем
организации многочисленных забастовок,
а не диалога с правительством,
все новых уступок без
Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования экономического и социального порядка. Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительным и во многом болезненным. Из мировой практики основные направления его развития известны: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление собственности в самых разных формах и образование различных равноправных экономических субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития[5].
Развал
старой тоталитарной системы общественного
управления породил многие негативные
явления, такие, как национализм, сепаратизм,
экстремизм, корпоративность и групповщину
(имевшие место и раньше, но в
условиях реформирования общественной
системы России последних лет
эта тенденция усилилась), которые
становятся серьезным препятствием
на пути утверждения гражданского общества.
В условиях внерыночной экономики
и низкой гражданской культуры новые
корпорации (концерн, общественно-политические
объединения и др.) с их нередко
встречающимся максимализмом и
нетерпимостью способны привести общество
к конфронтации, обострению социальных
конфликтов. Чтобы сделать их наименее
болезненными для общества (если не
удастся избежать их вообще), необходимо
прийти к гражданскому согласию, исходя
из тех общественных идеалов, которые
выдвигались и отстаивались не одним поколением
людей всех стран мира. Пройдя длительную
проверку временем, они остаются нетленными
и сегодня. Речь идет о таких понятиях,
как "гуманизм", "демократия",
"справедливость", которая в современных
условиях должна пониматься как равенство
всех граждан в правах и возможностях,
а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря
на широчайший плюрализм мнений, позиций
и взглядов на перспективы нашего дальнейшего
общественного развития, существующих
среди российских граждан, подобное толкование
и практическое осуществление идеи справедливости
способны сплотить основную часть населения
России. Тем самым будет установлен гражданский
мир, так необходимый для формирования
гражданского общества в нашей стране.
Учитывая неизбежное сопротивление этому
процессу со стороны различных политических
сил в переходный период от тоталитарно-авторитарного
к гражданскому обществу, наиболее приемлемой,
возможно, станет модель сильного государственно-либерального
режима, который постепенно открыл бы
дорогу к подлинной демократии, обеспечил
бы необратимость движения нашей страны
к гражданскому обществу. Его главной
задачей будет создание необходимых условий,
при которых идущие в обществе процессы
смогли бы войти в нормальное русло, поддавались
бы демократическому управлению и регулированию[5].
Информация о работе Перспективы развития гражданского общества