Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:04, дипломная работа
В Российской Федерации одним из средств к существованию граждан по достижении ими определенного возраста является пенсия. Существующее пенсионное законодательство устанавливает ряд определенных условий, наличие которых необходимо для назначения пенсий.
Актуальность данной аналитической работы по итогам стажировки заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Введение
1. Пенсия за выслугу лет : условия назначения и размеры пенсий.
1.1.Понятие пенсии за выслугу лет
1.2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и
условия ее назначения
1.3. Размер пенсии за выслугу лет
2. Анализ работы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району по оформлению и назначению пенсии за выслугу лет.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
Введение
1. Пенсия за выслугу лет : условия назначения и размеры пенсий.
1.1.Понятие пенсии за выслугу лет
1.2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и
условия ее назначения
1.3. Размер пенсии за выслугу лет
2. Анализ работы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району по оформлению и назначению пенсии за выслугу лет.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В Российской Федерации одним из средств к существованию граждан по достижении ими определенного возраста является пенсия. Существующее пенсионное законодательство устанавливает ряд определенных условий, наличие которых необходимо для назначения пенсий.
Актуальность данной аналитической работы по итогам стажировки заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Первого декабря 2007 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
Пенсии за выслугу лет предусмотрены разделом V (ст.46-50) Закона о пенсионном обеспечении и рядом других нормативных актов.
Выслуга лет – это разновидность трудового стажа. Представляет собой длительный период времени по выполнению определенной профессиональной деятельности, который по действующему законодательству дает основания для назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.
Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, назначаемую пожизненно при наличии определенного специального стажа (выслуги лет) как правило, независимо от возраста и физического состояния здоровья.
Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с федеральным законодательством пенсия за выслугу лет, предусмотренная настоящим Законом, устанавливается и выплачивается независимо от получения в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" накопительной части трудовой пенсии.
Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется согласно Приложению к настоящему Закону.
Пенсия за выслугу лет, предусмотренная настоящим Законом, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Пенсия за выслугу лет назначается пожизненно
Назначение, выплата и организация доставки пенсии за выслугу лет производятся, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией за выслугу лет. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии за выслугу лет осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Объектом исследования являются пенсия за выслугу лет.
Предметом - порядок назначения, получения и размеры данного вида пенсии.
Целью данного исследования является анализ правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить основные
этапы становления систем
-дать понятие трудовых пенсий в Российской Федерации;
-произвести анализ правового регулирования пенсии за выслугу лет в Российской федерации.
Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Применительно к пенсии за выслугу лет такой стаж часто именуется «выслугой», «стажем творческой работы» и т.п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Из этого можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается точного разграничения этих двух видов пенсий.
Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий. Они устанавливались в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников просвещения, здравоохранения, летного состава, кадровых военнослужащих вводились на рубеже 30-х годов, раньше, чем были введены пенсии по старости для всех наемных работников. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина — стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.1
В Конституции Российской Федерации 1993 г. не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Не было их и в ранее действовавшей Конституции. Теоретически введение пенсий за выслугу лет объясняется главным образом спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, например, в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, психологической и эмоциональной перегрузкой, накопившейся за многие годы, и т.д.2 Цель пенсии за выслугу лет — освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет типичны для кадровых военных, работников различных правоохранительных органов, летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторых работников транспорта (водителей локомотивов, судоводителей).
В России пенсия за выслугу лет для ряда категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости (например, для кадровых военнослужащих, служащих органов внутренних дел, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и т.д.).
Обычно пенсия за выслугу лет назначается при полной выслуге. Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения.
Продолжительность специального трудового стажа (выслуги), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для мужчин и женщин, а в некоторых одинакова
1.2 Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и
условия ее назначения.
Рассмотрим сначала круг граждан, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет, и условия ее назначения.
В первоначальной редакции Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» очерчивалась достаточно четко та профессиональная деятельность, с учетом выполнения которой предоставляется пенсия за выслугу лет. Назывались длительная подземная и некоторая другая работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда, работа в гражданской авиации и летно-испытательном составе, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, творческая деятельность в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Всего пять видов такой деятельности. При этом имелось в виду, что перечень не должен расширяться. Однако в дальнейшем пенсии за выслугу лет стали вводиться в связи с выполнением другой работы. Практически перечень оказался открытым — пенсии за выслугу лет стали устанавливаться в связи с любой длительной профессиональной деятельностью, если это сочтет необходимым законодатель.
Законодателем
предусмотрены следующие
1. Граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Они имеют право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин — не менее 25 лет, у женщин — 20 лет.
Здесь практически
названы две категории
Перечень должностей и специальностей не утвержден. Это связано с тем, что в данном случае предусматривается лишь возможность назначения такой пенсии, она «может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет — как мужчинам, так и женщинам.3
3. Граждане, работающие в гражданской авиации. Таких категорий практически три. Первая — это граждане, которым предоставляется пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе; вторая — в связи с работой по управлению воздушным движением; третья — в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов.
Условием для установления пенсии первой категории граждан — летному и летно-испытательному составу — является выслуга не менее 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин); при оставлении летной работы по состоянию здоровья срок выслуги сокращается на 5 лет и определен для мужчин — не менее 20 лет и для женщин — не менее 15 лет. Это традиционная, одна из первых, пенсия за выслугу лет, для ее назначения необходима только соответствующая выслуга.
Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летного состава зависят от вида летательного аппарата, налета часов на соответствующих летательных аппаратах, характера полетов и некоторых других обстоятельств, обусловливающих специфику выполняемой летной работы. Так, за один месяц выслуги считаются каждые 20 часов налета на самолетах и 12 часов налета на вертолетах; за один месяц выслуги считаются каждые 12 часов налета (в том числе на самолетах) в авиации специального применения — санитарные полеты, авиахимические работы, патрулирование и т.д.; за полтора года выслуги считается один год работы в аварийно-спасательных подразделениях, в учебно-спортивных авиационных организациях (при условии выполнения плана учебно-летной подготовки) и т.д. В льготном порядке исчисляются сроки работы в летно-испытательном составе.
Кроме того, учитывается в выслугу лет: время службы в должностях летного состава Вооруженных сил (подсчет выслуги в данном случае осуществляется в том же порядке, что и для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим); время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях; время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Последние два периода учитываются по фактической их продолжительности.4
Условиями для
назначения пенсии второй категории
граждан — занятым управлением
воздушным движением — являются
Рассматриваемая пенсия хотя и названа пенсией за выслугу лет, однако в ней налицо и признак пенсии по старости — определенный возрастной ценз, он ниже общего пенсионного возраста на 5 лет. По условиям, необходимым для назначения пенсии, эта пенсия близка к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов — не менее 12 лет и 6 месяцев или 10 лет (соответственно у мужчин и женщин) исчисляется по календарю, со дня ее начала и до дня ее окончания.
В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается работа в летном составе авиации.
Условиями для установления пенсии третьей категории граждан — занятым в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов — являются: для мужчин достижение 55 лет, общий трудовой стаж работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; для женщин — достижение 50 лет, общий трудовой стаж в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Здесь также налицо признак пенсии по старости — определенный возрастной рубеж.
Для третьей категории граждан установлено специфическое требование для получения пенсии — общий трудовой стаж в гражданской авиации. В законе не расшифровывается содержание данного требования, не раскрывается оно и в актах, изданных Правительством РФ. Вполне очевидно, что в этот общий стаж должна засчитываться любая работа в системе гражданской авиации — в качестве рабочего или служащего, независимо от наименования профессии, должности и характера выполняемой работы (например, работа в качестве экспедитора или медсестры лечебного учреждения гражданской авиации).3