Парламентские расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Парламентское расследование — форма и способ парламентского контроля, предусмотренная законодательством ряда стран. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание специальной комиссии по расследованию преступлений особой общественной значимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Порядок проведения парламентского расследования в Российской Федерации…………………………………………………………………………4
1.1 Причины принятия закона о Парламентском расследовании……….4
1.2 Предмет регулирования настоящего федерального закона…………4
1.3 Сроки проведения парламентского расследования………………….5
1.4 Процедуры парламентского расследования………………………….6
1.4.1 Полномочия комиссии…………………………………………...6

Работа содержит 1 файл

Реферат (Основы права).doc

— 45.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Порядок проведения парламентского расследования в Российской  Федерации…………………………………………………………………………4

1.1   Причины принятия закона о Парламентском расследовании……….4

1.2   Предмет регулирования настоящего федерального закона…………4

1.3   Сроки проведения парламентского расследования………………….5

1.4   Процедуры парламентского расследования………………………….6

1.4.1 Полномочия комиссии…………………………………………...6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Парламентское расследование — форма и способ парламентского контроля, предусмотренная законодательством ряда стран. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание специальной комиссии по расследованию преступлений особой общественной значимости.

В России институт парламентского расследования введён федеральным законом N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005. Предмет парламентского расследования, согласно этому закону, ограничен грубым или массовым нарушением конституционных прав и свобод и обстоятельствами, связанными с природными и техногенными катастрофами. При этом прямо оговаривается, что парламентскому расследованию не может подвергаться деятельность президента России.

Включение в Российскую правовую систему института парламентского расследования, как эффективного инструмента и неотъемлемого элемента контрольной деятельности законодательной власти, востребовано современным механизмом государственной власти, целесообразно и оправданно, диктуется необходимостью дальнейшей демократизации российского общества, потребностью совершенствования государственного устройства в условиях правового пространства, где права и свободы человека являются высшей ценностью, а на государстве лежит обязанность их обеспечения и защиты.

 

 

 

Глава 1 Порядок проведения парламентского расследования в Российской  Федерации.

1.1 Причины принятия закона о Парламентском расследовании

В 2005 году В.В.Путин, президент Российской Федерации, выступая с очередным ежегодным посланием к Федеральному Собранию, отметил необходимость утверждения законом процедуры парламентского расследования.

На тот момент необходимость введения процедуры парламентского расследования, обусловлена была тем фактом, что исходя из статьи, 32 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный правом может обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан, но цели этого обращения не могут быть достигнуты в связи с отсутствием закона регулирующего институт парламентского расследования.

Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 27 декабря 2005 г.

1.2 Предмет регулирования настоящего федерального закона

Предметом регулирования данного федерального закона являются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства.

В соответствии с законом парламентскому расследованию подлежат:

- факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

- обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- обстоятельства, связанные с наступлением негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Парламентское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

- содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

- содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;

- предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

- содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

- факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Предметом парламентского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

1.3 Сроки проведения парламентского расследования

-Срок парламентского расследования не может превышать один год со дня создания комиссии.

-Парламентское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Государственной Думы, Федерального собрания Российской Федерации, соответствующего созыва.

 

1.4 Процедуры парламентского расследования

Закон предусматривает создание палатами Федерального Собрания Российской Федерации на паритетных началах на время проведения расследования комиссии. Комиссия по расследованию реализует свои полномочия путем проведения заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии, направленных в ее состав палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

Для организационного обеспечения деятельности комиссии на паритетных началах формируется ее аппарат, состоящий из штатных сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Комиссию возглавляют обладающие равными правами сопредседатели, избираемые палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в необходимых случаях на место расследуемых событий комиссией могут создаваться рабочие группы, в состав которых на паритетных началах входят члены комиссии – депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

1.4.1 Полномочия комиссии

Комиссии предоставляется право запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций относящиеся к предмету парламентского расследования копии документов, а также информацию, необходимую для проведения расследования. Комиссия также наделяется правом приглашать на свои заседания для дачи объяснений должностных лиц и граждан и вести протокол их опроса.

Законом предусматриваются обязанность должностных лиц предоставлять копии требуемых документов и запрашиваемую информацию, обязанность должностных лиц и граждан, приглашенных комиссией, прибыть на ее заседание и дать все необходимые объяснения по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам, а также правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.

Отказ в предоставлении или уклонение от предоставления запрашиваемых копий документов и информации, предоставление заведомо неполной либо заведомо ложной информации, отказ от дачи объяснений, а также неявка на заседания комиссии без уважительных причин влекут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная ответственность предусматривается статьей 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы») и статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации («Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации»).

 

 

6

 



Информация о работе Парламентские расследования