Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:23, контрольная работа
Целью данного исследования является определение основных особенностей парламентской и президентской республик. Форма правления это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.
1 Введение 3
2 Республиканская форма правления 4
3 Парламентская республика 5
4 Президентская республика 7
5 Соединённые Штаты Америки – классическая президентская республика 9
6 Заключение 15
Приложение 16
Список литературы 17
Содержание
1 Введение 3
2 Республиканская форма правления 4
3 Парламентская республика 5
4 Президентская республика 7
5 Соединённые Штаты Америки - классическая президентская республика 9
6 Заключение 15
Приложение 16
Список
литературы 17
1 Введение
Целью данного исследования является определение основных особенностей парламентской и президентской республик. Форма правления это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
в
какой мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы гражданина. В данной курсовой
работе будет рассмотрена республиканская
форма правления.
2 Республиканская форма правления
Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного (государственного) права различают две основные формы государства - форму правления и форму государственного устройства, которые также весьма разнообразны. Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.
Республика - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление. Общими признаками республиканской формы правления являются:
* существование единоличного и коллегиального главы государства;
* выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
* осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
* юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
* обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
- парламентские;
- президентские;
-
смешанные.
3 Парламентская республика
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом.
В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности. Как известно, существует несколько отличительных признаков президентской и парламентарной республик, но главное различие между ними заключается в способе политической ответственности правительств (совета, кабинета министров). Все другие признаки, в том числе и порядок назначения правительства, не являются решающими: юридически в парламентарной республике правительство также назначается актом президента.
К
парламентарным республикам можно отнести
ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию,
Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и
другие.
4 Президентская республика
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики:
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
* ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
* более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Президентская
республика (дуалистическая) представляет
собой такую республиканскую форму правления,
которая прежде всего характеризуется
соединением в руках президента полномочий
главы государства и главы правительства.
Формальной отличительной особенностью
президентской республики является отсутствие
должности премьер-министра. Президентская
республика теоретически строится по
принципу жесткого разделения властей.
Это означает, что в конституционном законодательстве
соответствующих стран проводится строгое
разграничение компетенции между высшими
органами законодательной, исполнительной
и судебной власти. Соответствующие высшие
органы государства не только структурно
обособлены, но и обладают значительной
самостоятельностью по отношению друг
к другу. Наряду с указанным объединением
полномочий главы государства и главы
правительства в руках президента президентская
республика отличается следующими характерными
особенностями: внепарламентский метод
избрания президента; внепарламентский
метод формирования правительства и отсутствие
института парламентской ответственности;
отсутствие у президента права роспуска
парламента. Президентская республика
создает весьма благоприятные юридические
предпосылки для сосредоточения в руках
президента гигантских полномочий. В свою
очередь отсутствие у президента права
роспуска парламента лишает правительство
возможности применять в отношении общенационального
представительного учреждения угрозу
досрочных выборов, что является обычной
практикой в парламентарных странах. Таким
образом, в президентской республике при
условии соблюдения конституционной законности
правительство более стабильно, а парламент
обладает большими реальными полномочиями,
чем в тех странах, где формально провозглашена
парламентарная система. Примерами президентской
республики являются США, Сирия, Зимбабве,
парламентарной - Италия, Германия, Индия
и др.
5 Соединённые Штаты Америки - классическая президентская республика
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики:
- президент республики - глава государства и правительства;
- правительство не несет ответственности перед Конгрессом;
- президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.
Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа «сдержек и противовесов», согласно которому президент, конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга. Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности - импичмент или отставка. Будучи «главой исполнительной власти», он формирует правительство - кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса (важнейшее - право обращения к конгрессу с посланиями). Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом.
Конгресс является носителем «законодательной власти», но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями.
Информация о работе Парламентарные и президентские республики