Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:06, реферат
Одной из первоочередных государственных задач является охрана конституционного строя от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений. Наиболее опасными являются преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Не существует общего понятия преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Такое понятие целесообразно конструировать путем выделения наиболее характерных признаков всех преступлений этой группы. Определение родовых признаков способствует правильному пониманию отдельных преступлений данного раздела уголовного законодательства, правильной квалификации и разграничению их со сходными составами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ» И «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ» В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН МИРА 4
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОСЯГАТЕЛЬСТВЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН МИРА 6
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИНЫЕ ФОРМЫ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ 8
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНЫМ КОДЕКСАМ РЯДА СТРАН 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ УКРАИНЫ 12
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 21
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ» И «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ» В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН МИРА 4
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОСЯГАТЕЛЬСТВЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН МИРА 6
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИНЫЕ ФОРМЫ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ 8
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНЫМ КОДЕКСАМ РЯДА СТРАН 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ УКРАИНЫ 12
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 21
ВВЕДЕНИЕ
Одной из первоочередных государственных задач является охрана конституционного строя от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений. Наиболее опасными являются преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Не существует общего понятия преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Такое понятие целесообразно конструировать путем выделения наиболее характерных признаков всех преступлений этой группы. Определение родовых признаков способствует правильному пониманию отдельных преступлений данного раздела уголовного законодательства, правильной квалификации и разграничению их со сходными составами.
Таким образом, преступлением против государства следует признавать умышленное или неосторожное действие или бездействие, направленное на подрыв или ослабление основ конституционного строя или безопасности государства. Данный вид преступления затрагивает основы общественного, политического и государственного строя, суверенитет страны, внешнюю и внутреннюю безопасность государства как такового, в том числе территориальную целостность и неприкосновенность.
Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. При большой общественной опасности данных преступлений противодействие им является одним из важнейших направлений деятельности государства. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ» И «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ» В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН МИРА
Данные понятия являются важнейшими сущностными чертами государства, его неотъемлемыми атрибутами. Поэтому Конституции большинства стран мира уже в первых своих статьях так или иначе, но достаточно недвусмысленно закрепляют их, говоря о суверенности, независимости соответствующего государства, верховенстве и самостоятельности его власти.
Статья 5 Конституции Ирландии, к примеру, гласит, что эта страна является «суверенным, независимым и демократическим государством» [1].
Статья 1 Конституции Люксембурга: «Великое герцогство Люксембург является свободным, независимым и неделимым государством» [2].
Параграф 1 Конституции Финляндии говорит о том, что данная страна «является суверенной республикой» [3].
Статья 1 Конституции Южной Осетии закрепляет положение о том, что «Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии» [4].
Статья 1 Конституции Армении: «Республика Армения – суверенное, демократическое, социальное, правовое государство» [5].
В статье 1 Республики Молдовы закрепляется не только суверенность и независимость страны, но и территориальная целостность:
«Республика Молдова – суверенное и независимое, единое и неделимое государство» [6].
Такое же закрепление понятий
«суверенитет» и «
«1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской
Федерации и федеральные
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» [7].
Республика Беларусь не является исключением, Статья 1 нашей Конституции гласит:
«Республика Беларусь –
унитарное демократическое
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок» [8].
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОСЯГАТЕЛЬСТВЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН МИРА
В Конституциях большинства стран мира закрепляется положение о единстве, верховенстве и независимости государственной власти, а также ведется речь о посягательстве на данную категорию государственного суверенитета.
Конституция Южной Осетии в данном случае может служить ярким примером. Уже в самой 1 статье в части четвертой говорится, что «никто не может присваивать власть в Республике Южная Осетия. Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа и преследуется по закону» [4].
Положение об ответственности за посягательство на государственную власть закреплено и в Конституциях многих других стран: Молдовы, Российской Федерации, Сербии, Армении, Турции, Украины, Казахстана и Республики Беларусь. Рассмотрим данные положения непосредственно в самих текстах Конституций данных государств.
В Конституции Республики Молдова Статья 2 именуется «Суверенитет и государственная власть». И в этой статье во второй части закреплено положение о том, что «ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением против народа» [6].
Статья 3 Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» [7].
Статья 2 Конституции Сербии: «Ни государственный орган, ни политическая организация, ни группа людей или отдельные лица не могут узурпировать власть граждан либо организовать правительство против свободно выраженной воли граждан» [9].
Статья 2 Конституции Армении: «Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением» [5].
Статья 6 Конституции Турции: «Суверенитет полностью и безусловно принадлежит нации. Турецкая нация должна осуществлять суверенитет через уполномоченные органы в соответствии с принципами, зафиксированными в Конституции. Право осуществлять суверенитет не должно принадлежать какой-либо личности, группе или классу. Никакое лицо или орган не могут осуществлять какие-либо государственные функции, которые не предусмотрены Конституцией» [10].
Статья 5 Конституции Украины: «Никто не может узурпировать государственную власть» [11].
Статья 3 Конституции Казахстана: «Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону» [12].
Статья 3 Конституции Республики Беларусь: «Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» [8].
Проанализировав законодательство зарубежных стран применительно к данному вопросу, можно сделать вывод о том, что законодатель придает большое значение категории «государственная власть» и ответственности за посягательство на нее, и ни в коем случае не зря, ведь государственная власть является важным элементом государственного суверенитета. Данный вывод можно сделать, опираясь на тот факт, что все перечисленные выше положения находят закрепление в самых первых статьях Конституции.
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИНЫЕ ФОРМЫ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 32 Конституции Молдовы: «Запрещаются и наказываются законом оспаривание и опорочивание государства и народа, призывы к агрессивной войне, национальной, расовой или религиозной розни, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию, а также другие действия, посягающие на конституционный режим» [6].
Статья 5 Конституции Казахстан: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований» [12].
Статья 5 Конституции Республики Беларусь: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды» [8].
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНЫМ КОДЕКСАМ РЯДА СТРАН
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В Уголовном кодексе Китайской Народной Республики целая глава посвящена преступлениям против государственной безопасности, и носит одноименное название. Необходимо обратить внимание на тот факт, что данная глава стоит первой в особенной части, тем самым подчеркивается особая важность вопросов о государственной безопасности и государственном суверенитете.
Статья 102: «Причинение вреда суверенитету Китайской Народной Республики, ее территориальной целостности и безопасности, совершенное в сговоре с иностранным государством, — наказывается бессрочным лишением свободы или лишением свободы на срок свыше 10 лет» [13].
Статья 103: «Организация, планирование и совершение практических действий, направленных на раскол государства, нарушение государственного единства, осуществленные зачинщиками или лицами, совершившими тяжкие преступления, — наказываются бессрочным лишением свободы или лишением свободы на срок свыше 10 лет, те же деяния, совершенные активными участниками преступления, — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, те же деяния, совершенные прочими участниками, — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом, надзором или лишением политических прав» [13].
Статье 105: «Организация, подготовка, практические действия, направленные на свержение государственной власти и социалистического строя, осуществленные зачинщиками или лицами, совершившими тяжкие преступления, наказываются бессрочным лишением свободы или лишением свободы на срок свыше 10 лет; те же деяния, совершенные активными участниками преступления, — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, те же деяния, совершенные прочими участниками, наказываются лишением свободы нa срок до 3 лет, краткосрочным арестом, надзором, или лишением политических прав.
Подстрекательство к свержению политической власти и социалистического строя, осуществляемое посредством лжи, клеветнических измышлений и прочих способов, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет, краткосрочным арестом, надзором или лишением политических прав; то же деяние, осуществленное зачинщиками или лицами, совершившими тяжкие преступления, наказывается лишением свободы на срок свыше 5 лет» [13].
Статья 108: «Лица, совершившие измену и перешедшие на сторону противника, — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет; при отягчающих обстоятельствах или в случае склонения к измене сотрудников вооруженных сил, народной милиции и полиции наказываются лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы» [13].
Статья 109: «Сотрудники государственных органов, в период осуществления ими своих полномочий самовольно оставившие пост и покинувшие страну либо оставшиеся за рубежом, причинив тем самым вред государственной безопасности Китайской Народной Республики, — наказываются лишением свободы на срок до 5 лет, краткосрочным арестом, надзором или лишением политических прав; при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет» [13].
Статья 110: «Совершение какого-либо из перечисленных ниже шпионских действий, принесшее вред государственной безопасности, — наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы, при смягчающих обстоятельствах — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет: