Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:49, творческая работа
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он может стремиться, да и вообще, хочет ли он жить ради светлого будущего, ради своей жизненной идеи? Что для него этот мир?
О чем может
думать человек, стоящий на низшей ступеньке
общества? В чем смысл его существования,
к какому нравственному идеалу он может
стремиться, да и вообще, хочет ли он жить
ради светлого будущего, ради своей жизненной
идеи? Что для него этот мир?
Всего лишь темный угол обшарпанной комнаты,
тусклая свеча на грязном столе, бутылка
“горькой”... Его мысли нацелены на одно
- как прожить еще один нелепый день...
Человек становится философом, когда понимает,
что он не может ничего изменить в своей
жизни, которая подчас становится никчемной.
И он начинает мыслить свободно, пытаясь
понять, в чем суть его существования.
Зачастую он приходит к такому состоянию
под действием окружающего мира, давящего
на человеческую душу, ломающего жизнь.
Общество всегда меняет человека, накладывая
на него отпечаток циничности и эгоизма.
Но даже на самом дне всегда может найтись
человек, продолжающий еще верить в свой
идеал, пытающийся найти правду в этом
безумном мире. Примером этого может служить
Сатин, персонаж пьесы “На дне”.
Эту пьесу, как мне кажется, следует рассматривать
как социально-философскую, как жизненную
драму раздавленных душ... Люди в ней живут
сами по себе, они равнодушны и эгоистичны.
Они несут на плечах груз своих жизненных
проблем, который отнюдь не легок. А каковы
их стремления, чего они хотят от своей
жизни? Люди эти, обитатели ночлежки Костылева,
уже не пытаются выбраться с этого “дна”
- они уже стали его неотъемлемой частью.
Туда их загнали социальные проблемы -
нищета, голод... Их жизни затянул вниз
водоворот общественных потрясений, и
они опустились на самое дно, в пропасть.
Их философия различна -одни верят в романтические
идеалы, в труд, в человеческое величие,
а другие стремятся уйти в тень, скрыться
в темном углу от будущих проблем и потрясений,
дабы не менять свою жизнь еще раз. Они
живут в своем прошлом, вспоминая свои
былые дни, навсегда утраченные.
Подчас жизненный груз становится просто
невыносим, и тогда от человека остается
только горькое воспоминание и жалость
к так бездарно загубленной этим безумным
миром человеческой жизни. Это, конечно,
в первую очередь, относится к Актеру.
Можно выделить две разновидности жизненного
гуманизма драмы, и, соответственно, двух
героев — носителей этого гуманизма. Первый
— это Лука, который исповедует гуманизм,
основанный на сострадании и жалости к
человеку, который призывает нас примириться
с существующими условиями. Лука смог
успокоить страждущую душу Анны, которая,
наверное, в конце концов, получила хоть
какую-то помощь впервые за долгие годы.
Ее последние дни стали более счастливыми,
чем несколько предыдущих тягостных лет
жизни.
У Луки есть яростный противник - Сатин.
Он положил в основу своей жизненной философии
веру в человека, в Человека с большой
буквы. Он говорит о пользе труда, о высоком
предназначении человека. Но во всем этом
мы можем усмотреть и одно большое противоречие.
Да, герои говорят о работе, труде, человеческой
душе, но сами уже давно потеряли человеческий
облик и перестали ценить даже саму жизнь.
еческий облик
и перестали ценить даже саму жизнь. Может
быть герои и руководствуются в своей
философии высокими жизненными принципами,
но в социальном смысле они перестали
существовать как личности. Очень фудло
ответить на те философские вопросы человеческого
бытия, которые поставил в пьесе Горький,
однозначно.
Таким образом, можно убедиться, что “На
дне” - это драма, драма социально-философская.
Здесь поставлено множество вопросов,
касающихся общества и человеческой жизни.
Эти две проблемы связаны друг с другом
невидимыми нитями, которые рвутся в тот
момент, когда люди утрачивают веру в себя.
Хочется, чтобы человек был Человеком
не только на словах...
Во все века
человек стремился к познанию своего «я».
Одна из основных, может быть, главных
целей искусства — раскрытие этой тайны.
Открыть человеку глубины его души, сделать
его лучше, сильнее — в той или иной степени
этого добивается каждый писатель. Особенно
это свойственно русской литературе с
ее глубочайшими нравственно-философскими
корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости
человека пытались разрешить великие
умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие
— Пушкин, Толстой, Достоевский.
Горький столкнулся с этой проблемой очень
рано. Уже в первых произведениях молодого
писателя проявился не только незаурядный
талант рассказчика и художника, но и умение
отстаивать свои убеждения. И позже опыт
жизни не притупил таланта, вера в свою
правоту лишь окрепла. Уже в самом начале
своего рассказа старуха Изергиль делит
людей на «стариков с детства» и «юных,
которые любят». Это очень важно для Горького.
Яркие, сильные люди всегда были привлекательны
для него. Один лишь холодный ум без молодого
сердца не дает человеку истинной силы.
Таков Ларра — герой первой легенды. Недаром
его отец — орел — житель холодных вершин.
Гордости, уверенности в своем превосходстве
недостаточно для счастья. Это не сила
Ларры, а слабость. В понимании Горького
лишь горячая любовь к людям, к своему
делу, к родной земле дает человеку твердость
в жизненных испытаниях.
Данко, жертвующий собой ради других, сильнее
Ларры. В связи с этим возникает важнейший
вопрос: как действительно сильный человек
относится к окружающим? Это один из основных
вопросов, ответ на который не дает вся
мировая литература. Позиция Горького
здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому
люди якобы не нужны, не выдерживает испытания
одиночеством.
В более поздних произведениях Горький
усложняет вопрос: одиночество среди людей
— следствие ли это силы или слабости?
И дает ответ: сильный не может быть одиноким,
он всегда среди людей — пусть чуждых
ему по духу, но страдающих. И это понимает
Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды
этих героев все же расходятся в главном.
Лука считает, что слабый должен найти
в жизни опору и обязанность сильного
— помочь ему в этом. Сатин уверен, что
действительно сильному не нужна опора
и ждать лучшего будущего в бездействии
— не для настоящего человека. Он приходит
к этому убеждению не сразу. Мы можем следить
за его развитием по ходу пьесы.
При первой встрече с обитателями ночлежки
мы видим, что перед нами люди глубоко
страдающие и одинокие. Попав на самое
дно жизни после многих лишений, они стали
безжалостны к себе и к другим. Каждый
замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый
рассказ, не слушая никого и не желая быть
услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства.
Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют
ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех,
он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки,
он не таков, как все ее обитатели. И только
после смерти Анны, продав все свои инструменты,
потеряв всякую надежду, он понимает и
принимает их как товарищей по несчастью.
Каждый герой
пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.
Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем.
Анна надеется на успокоение после смерти.
Актер «грезит» о прошлом, с каждым разом
расцвечивая его все более яркими красками.
Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего,
уходит от настоящего в воображаемый мир
«чистой любви». Лука попытался перенести
их мечты в реальный мир, и они терпят крах
одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают
реальности, а лишь в малой степени заменяют
ее. Всем им остается лишь беспробудное
пьянство, ибо пробуждение страшно.
Лишь сильный человек, утверждает Горький,
способен смотреть в лицо реальности.
Но без цели в жизни, без уверенности в
своих возможностях изменить мир он не
способен противостоять невзгодам. И мы
видим людей, сильных духом, но не знающих
долга перед собой и окружающими. Бубнов,
которому многое дано, уже утратил себя.
Барон издевается над всеми и быстро теряет
человеческие черты. Сатин лишь в начале
этого пути. Кто знает, какая судьба ждала
его, не появись в ночлежке Лука. Недаром
Сатин позже скажет, что Лука подействовал
на него, как кислота на потускневшую монету.
Сатин понимает, что назначение сильного
— не утешать страдающих, а искоренять
страдание, зло. Это одно из самых твердых
убеждений Горького.
Для Горького сила — в стремлении вперед
«к свободе, к свету». Лишь горячее сердце
и сильная воля, вера в победу помогут
пройти этот путь. И память о тех, кто на
этом пути пожертвовал собой ради других,
как звезды — искры сердца Данко — будут
освещать дорогу идущим следом.