Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 17:24, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлено тем, что своевременное осуществление и защита нарушенных прав способствует достижению той цели, которую субъекты преследовали, вступая в те или иные гражданские правоотношения. Соблюдение сроков, в том числе и сроков исковой давности, способствует устойчивости правопорядка, стабильности фактически сложившихся между субъектами правоотношений.
Введение………………………………………………………………...............3-4
1. Понятие, значение и порядок исчисления сроков в гражданском праве….5
1.1. Понятии и значение сроков………………………………………………5-6
1.2. Правила исчисления сроков……………………………………………..7-10
2. Классификация сроков: понятие и значение…………………………….10-15
3. Отдельные виды сроков осуществления гражданских прав………..……...16
3.1. Пресекательные сроки………………………………………………….16-17
3.2. Претензионные сроки………………………………………………..…18-20
3.3. Гарантийные сроки……………………………………………………...21-25
3.4. Сроки приобретательной давности………………………………….…26-27
Заключение…………………………………………………………………..…..28
Список использованных источников…………………………………………...
Очевидно, законодательство не исключает возможность предъявления претензии до подачи искового заявления в суд и тогда, когда управомоченное лицо к этому не обязывается ни в силу закона, ни по условиям договора.
Право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые в случаях, предусмотренных в АПК, правомочны обращаться без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.
Итак, существо претензионного срока составляет возможность реализации права требования как элемента субъективного гражданского права непосредственно от обязанного лица в рамках охранительного правоотношения, то есть на добровольных началах без обращения к средствам принудительного воздействия. Именно сущностью претензионного срока определяются последствия его истечения – абсолютно безвозвратное (срок нельзя продлить, приостановить и т.п.) погашение возможности защиты нарушенного права в принудительном порядке в рамках принудительного правоотношения, выражающееся в проявлении препятствия к возникновению права на иск, но не самого субъективного права. Очевидно, что претензионный срок, по сути наиболее близок к срокам защиты прав, но отличатся по порядку реализации (на добровольных началах), а не при помощи юрисдикционного органа, хотя и при наличии нарушенного субъективного гражданского права, то есть в рамках охранительного правоотношения). Соблюдение претензионного порядка является условием возникновения права на защиту субъективного материального гражданского права в принудительном порядке, поскольку с реализацией права на обращение непосредственно к обязанному лицу закон либо договор связывает возникновение права на иск.
Среди сроков осуществления гражданских прав значительное место занимают гарантийные сроки.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя.
Необходимо различать законный и договорный гарантийные сроки.
Законная гарантия – ручательство продавца (подрядчика) за отсутствие в товаре (работах, услугах) в момент его передачи недостатков, снижающих стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре.
Ее сущность состоит в том, что товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству в момент их передачи покупателю
Договорная гарантия – дополнительное обязательство, по которому продавец ручается, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение определенного времени (гарантийного срока).
Согласно п. 1 ст. 19 Закона законный гарантийный срок применяется в течение шести месяцев, если гарантия не предусмотрена договором. Продавец товара может установить только дополнительные гарантийные сроки на товар и они должны быть более шести месяцев.
Истечение гарантийного срока лишает управомоченное лицо права требовать от обязанной стороны безвозмездного устранения недостатков товара, его замены или расторжения договора.[12]
Согласно ст. 470 ГК РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли продажи. Поскольку договор розничной купли-продажи, как правило, - договоры присоединения, условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в них соответственно устанавливается продавцом товара. При этом согласно Кодексу в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.
Если продавец в нарушение указанного выше правила определит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель предоставляет гарантию в 6 месяцев, а продавец в 30 дней), то независимо от закрепленного продавцом срока потребитель вправе предъявить к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ (ст. 18 Закона), если недостатки выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (в данном случае шесть месяцев).
Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Порядок и сроки удовлетворения требований потребителя, а также ответственность за нарушение этих сроков должны определяться на основании Закона.
Если на товар гарантийный срок не установлен, то учитывая нормы пп. 1,2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю (а в отношении недвижимого имущества не позднее двух лет со дня передачи его потребителю).[13] При определении разумности сроков следует исходить из гарантийных сроков, закрепленных государственными стандартами, а если они не установлены – из показателей долговечности товара, определенных нормативами о стандартизации.
В соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ при расторжении договора купли-продажи покупатель по требованию продавца и за его счет должен вернуть полученный товар ненадлежащего качества. При этом возврату подлежит весь товар (основное изделие, комплектующие части и принадлежности за исключением упаковки и быстро изнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы и прийти в негодность в процессе эксплуатации).
При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Пропуск срока на предъявление претензии за ненадлежащее качество товара согласно Закону может быть признан необоснованным.
В случае передачи товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель в течение гарантийного срока, установленного в законе или договоре, в праве по своему выбору требовать:
Помимо требований о замене товара покупатель может потребовать и полной компенсации убытков, причиненных нарушением договорных условий о качестве товара.
Отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа не может служить для отказа в защите его права. На основании ст. 159, 493 ГК РФ потребитель вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний.
Гражданский кодекс РФ отказался от термина «гарантийные» применительно к срокам годности и хранения, устранив тем самым терминологическую неточность (ст. 472).
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 472, 473 ГК РФ).
Кодекс
регулирует только случай, когда срок
годности товара определен законом
или иными обязательными
Согласно ст. 5 Закона под сроком годности следует понимать период, в течение которого товар (работа) является безопасным и пригодным для использования по прямому назначению. К такому сроку относятся как срок годности, устанавливаемый на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы), так и срок службы, устанавливаемый на товар (работы), предназначенный для длительного использования.
Срок службы товара – это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При этом гарантийный срок безотказной службы изделия следует отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например, до первого капительного ремонта. Это различие важно иметь в виду, потому что срок службы изделий обычно больше гарантийного.
Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения; километрах, метрах и т.п.
Срок
транспортабельности – это
Недавно возвращенная в наше законодательство приобретательная давность, бывшая и прежде по словам известного российского цивилиста Г. Шершеневича, слабоукоренной в русском праве остается еще довольно чуждой практикующим юристам и нуждается в длительном освоении.
Обычно приобретательная давность воспринимается как один из способов приобретения собственности наряду с приобретением права на находку, клад, бесхозяйное имущество и т.д. Этот подход, впрочем, имеет свое оправдание как в названии института, так и в размещении его в главе 14 ГК РФ. Между тем приобретательная давность изначально возникла отнюдь не в этой сфере, а в обороте, и именно нуждами оборота объясняется восстановление ее в нашем законодательстве.
Те
условия, которыми оговорено приобретение
по давности, прежде всего – добросовестность,
происходят из оборота. Как это установлено
ст. 134 ГК РФ, для приобретения собственности
требуется добросовестно
Особенно важным для сегодняшней практики являются те случаи, в которых организация – правопреемник госпредприятия продолжает владеть неприватизированным объектом недвижимости, полученным довольно давно (скажем в 70 – 80-е гг.) от государства, на основании акта госоргана (частный вариант этой ситуации – наличие во владении объекта, не включенного в уставный капитал при акционировании и приватизации). Возникает все больше споров, в центре которых находится вопрос о принадлежности таких объектов. Весьма часто владельцы ссылаются на то, что они приобрели уже спорное имущество по давности. Но выполняются ли здесь требования ст. 234 ГК РФ? Добросовестное владение имуществом как своим означает, что в момент приобретения приобретатель не знал и не мог знать действительного собственника.[14] Но в данном случае приобретателям всегда был известен собственник – государство. Более того, такой титул, как право оперативного управления являясь производным от собственности, само собой означает известность действительного собственника. Можно это обстоятельство сформулировать шире – право оперативного управления дает законное (титульное) владение, а законное владение исключает приобретение по давности (см. также п. 18 указанного Постановления № 8 от 25 февраля 1998 г.). Понятно, что отпадение в дальнейшем этого титула, вообще недоступного теперь негосударственным организациям само по себе не может улучшить позиции владельца, как и вообще добросовестность не может возникнуть задним числом.
Заключение
Информация о работе Отдельные виды сроков осуществления гражданских прав