Отчет по преддипломной практике в нотариальной конторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:03, отчет по практике

Описание работы

Основной целью моей практики было получение практических навыков в области нотариальной деятельности, выявление проблем в существующем законодательстве о нотариате, сбор материала для написания выпускной квалификационной работы.

Работа содержит 1 файл

отчет по практике-3.doc

— 47.00 Кб (Скачать)


 

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

   ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

 

в нотариальной конторе

 

с 06.02. 2012 по 29.02.2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

Кострома 2012

        

         Основной целью моей практики было получение практических навыков в области нотариальной деятельности, выявление проблем в существующем законодательстве о нотариате, сбор материала для написания выпускной квалификационной работы.

        В процессе прохождения производственной  практики мною были проведены  следующие мероприятия:

- ознакомление с законодательством  Российской Федерации (Основы  законодательства о нотариате  в Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации,  Инструкция по делопроизводству  в государственных нотариальных  конторах РСФСР, Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.);

- ознакомление с локальными  нормативными актами (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, инструкция по делопроизводству);

- ознакомление с нотариальными  реестрами и порядком их заполнения;

- ознакомление с видами  завещаний;

- ознакомление с видами  гражданско-правовых договоров (договор  безвозмездного пользования квартирой, брачный договор, договор дарения, договор купли-продажи, договор ренты и др.).;

- ознакомление с видами доверенностей, согласиями на вывоз несовершеннолетних детей за пределы Российской Федерации, согласиями супруга на продажу/покупку недвижимости;

- использование электронных  правовых систем "Гарант", "Консультант  Плюс".

          В процессе практики я старалась получить практические навыки и собрать материал для написания выпускной квалификационной работы.

        Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.

         В проекте нового законодательства  о нотариате значится пункт об оставлении в  действии небольшого числа нотариальных контор на территории РФ, не смотря на то, что государственные конторы планировалось полностью упразднить (сейчас их порядка семисот).

        В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Основы) обеспечение нотариатом защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц происходит путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

         В нотариальной деятельности нет мелочей, что можно доказать на примере нотариально заверенной копии документа. После нанесения на копию удостоверительной надписи, подписи и печати нотариуса, копия становится юридически достоверным документом наравне с подлинником. Конечно, для нотариуса нет ничего проще, чем сравнить копию документа с его оригиналом, переписать содержание документа в реестр для регистрации нотариальных действий и взыскать за это тариф. Нотариус, как правовед, исходит из презумпции, что все лица, обращающиеся к нему за совершением нотариальных действий, являются добросовестными и законопослушными. Но исключительно с целью защиты прав граждан и юридических лиц, а не из-за собственной прихоти и «придирок», нотариус тщательно проверит документ, т.к. «простая» процедура удостоверения копии может иметь серьёзные негативные правовые последствия. В этом случае нотариусу очень бы пригодился доступ к электронным базам органов государственной регистрации прав, думаю, что законодатель при разработке проекта нового закона о нотариате должен будет учесть этот момент.

 

 

 

 

                                          Выводы

       Во время прохождения преддипломной практики я узнала о проблемах, существующих в нотариальной практике. Первая из них чисто техническая. Определю ее на таком примере: гражданин пришел к нотариусу для получения нотариальной услуги, например, оформить куплю-продажу недвижимости. Нотариус его выслушивает, записывает необходимые ему сведения на бумагу. Далее эти данные вводятся в компьютер, после чего гражданину распечатываются соответствующие документы, с которыми его знакомят и он их подписывает, если все правильно.

         Однако быстро это выглядит только на словах, на самом же деле процедура оформления, к примеру, купли-продажи квартиры занимает около 30-40 минут, из них процентов 70 уходит на ввод данных в компьютер и их распечатку. В основном, при работе нотариус использует программу Word. В этой программе открывается документ, который подходит для соответствующей нотариальной услуги. Обычно это уже существующий документ, который оформлялся ранее для другого клиента, т.е. клише. Хочу особо заметить, что поиск подходящего документа иногда затягивается на несколько минут, так как нотариус открывает каждый документ для просмотра, а это занимает достаточно много времени. После того как нужный документ найден, начинается его правка. Здесь надо отметить, что специфика нотариальных документов такова (и нотариусы об этом хорошо знают), что в этих документах все (или почти все) числа - даты, количества единиц чего-либо, суммы и т.д. - обязательно указываются прописью, причем, одно и то же число может указываться в документе несколько раз и даже в разных падежах. Так вот, все это вводится вручную, затем неоднократно проверяется, исправляется, опять проверяется и т.д. Имена, фамилии и отчества лиц также вводятся каждый раз вручную, и опять же они могут склоняться в документе в разных падежах, это также занимает прилично времени на ввод и перепроверку.

         При оформлении покупки-продажи недвижимости обычно каждую недвижимость проверяют на предмет ее наличия в реестре запретов на отчуждение имущества. Реестр запретов имеется только в бумажном варианте. Ни о какой базе данных реестра, конечно же, и речи не ведется, поэтому на эту проверку тоже тратится какое-то время.

        Из всего сказанного напрашивается вопрос: почему нельзя автоматизировать работу нотариуса, разработав соответствующие программы?

       Вторая проблема кроется в нормативно-методическом регулировании нотариального делопроизводства. Ключевым нормативным актом, регламентирующим деятельность нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате - закон, принятый Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. № 4462-I (с последующими изменениями). Согласно этому закону, нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2009 № 403 утверждены «Правила нотариального делопроизводства», но до сегодняшнего дня они не вступили в действие.

       Трудовая практика является важным условием проверки и реализации приобретенных в процессе теоретического освоения материала теоретических знаний, а так же помогает сбору дополнительного материала для написания выпускной квалификационной работы.

      Я убедилась, что совершенствование законодательства о нотариате (о нем идет речь моей дипломной работе) в настоящее время актуально, это должно способствовать более эффективной защите прав граждан и профилактике обращений в суды.

 

Приложение 

 

Система органов  нотариата, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отчет по преддипломной практике в нотариальной конторе