Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:03, отчет по практике
Боясь потерять самодержавие, император Николай I реорганизовал полицейское ведомство и перевел его из МВД в свою личную канцелярию. Именно в этот период остро встал вопрос о недостатке работников с юридическим образованием, и в связи с этим в 1835 году был издан Высочайший указ об образовании Императорского училища правоведения для подготовки юристов государственной службы. Попытки усилить правовую составляющую в сфере внутренних дел Российской империи предпринимались на рубеже 1820 – 1830-х годов, но на протяжении 30 лет они так и носили локальный характер.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................
-4
1 История возникновения юридической службы в полицейском ведомстве России...................................................................................................................
-5
2 Структура Договорно-правового департамента МВД России.....................
-13
3 Основные задачи, функции и полномочия Договорно-правового департамента МВД России.................................................................................
-15
4 Статья Александра Авдейко генерал-майора внутренней службы начальника Договорно-правового департамента МВД России «Призыв к ответу» от 31 мая 2012 года................................................................................
-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................
-32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................... |
-4 |
1 История возникновения юридической
службы в полицейском ведомстве России........................ |
-5 |
2 Структура Договорно-правового департамента МВД России..................... |
-13 |
3 Основные задачи, функции и
полномочия Договорно-правового департамента
МВД России........................ |
-15 |
4 Статья Александра Авдейко
генерал-майора внутренней службы начальника
Договорно-правового департамента МВД
России «Призыв к ответу» от 31 мая 2012 года.......................... |
-19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... |
-31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................... |
-32 |
ВВЕДЕНИЕ
Я, ..............................
Юрисконсульт обязан:
- Разрабатывать и участвовать
в подготовке документов
- Оказывать правовую помощь
структурным подразделениям
- Представлять интересы
Общества в суде, арбитражном
суде, а также в государственных
и общественных организациях
и учреждениях при
- Анализировать и обобщать
результаты рассмотрения
- Осуществлять правовую
экспертизу проектов приказов, инструкций,
положений и других актов
- Осуществлять учет и
хранение находящихся в
- В соответствии с
- Принимать участие в
работе по заключению
- Участвовать в рассмотрении
материалов о взыскании
-Принимать участие в
подготовке заключений по
- Оказывать содействие
в оформлении документов и
актов имущественного
1. Мало кто знает, что
история возникновения
Боясь потерять самодержавие,
император Николай I реорганизовал
полицейское ведомство и
И лишь после реформ первой половины 60-х
годов XIX века, в 1865 году, Указом императора
по представлению министра внутренних
дел Петра Александровича Валуева в аппарате
Министерства была создана юридическая
служба, предназначением которой стало
регулирование и правовой контроль происходящих
в государстве и обществе процессов.
Через три года должности юрисконсультов
были введены во всех министерствах, согласно
штатам, утвержденным императорским Актом
2 января 1868 года, а в 1880 году в структуре
Департамента полиции МВД было образовано
самостоятельное юридическое подразделение.
В его полномочия входила разработка ведомственных
циркуляров и инструкций, составление
юридических заключений по поводу деятельности
департамента и обеспечение правового
консультирования самого министра.Таким
образом, можно констатировать, что уже
в это время были определены три главных
направления деятельности юридической
службы – нормотворчество, правовая экспертиза,
правовое консультирование и информирование,
которые не потеряли своей актуальности
и до настоящего времени.
В советский период юридические подразделения
постоянно присутствовали в составе центральных
аппаратов органов управления милицией,
в отдельных учреждениях внутренних дел,
а начиная с конца 50-х годов прошлого столетия
юристы постепенно были выведены на уровень
среднего звена системы МВД СССР. В этот
период в основном определились функции
юридической службы, которые составляют
основу ее деятельности и в современное
время.
С 1990 года начинается новый этап в развитии
ведомственной юридической службы. Россия
приобретает суверенитет и приступает
к строительству демократического правового
государства. Во главу деятельности органов
внутренних дел ставятся задачи эффективной
защиты прав и свобод граждан на основе
строгого соблюдения законности.
В этой связи правовое обеспечение деятельности
органов внутренних дел становится одной
из основных задач МВД России, что находит
отражение в соответствующих положениях
о Министерстве, принимаемых в разные
годы.
2. Реальностью нынешнего этапа развития
российской государственности является
создание во всех федеральных органах
исполнительной власти юридических служб
– специализированных подразделений,
занимающихся правовой работой на основе
Указа Президента Российской Федерации
«О некоторых мерах по укреплению юридических
служб государственных органов» от 8 мая
2001 г. № 528 и постановления Правительства
Российской Федерации «Об утверждении
типового положения о юридической службе
федеральных органов исполнительной власти»
от 2 апреля 2002 г., а также ряда других нормативных
актов.
Юридическая служба системы МВД России
занимает особое место в структуре правовых
организаций государственного аппарата,
потому что представляет одну из масштабных
структур среди силовых ведомств Российской
Федерации, эскалирована на все его уровни
и виды подразделений, насчитывает около
6 тысяч работников. Такая мощь не может
быть бездейственной, поэтому начиная
еще с периода ее раннего развития, примерно
с 1992 года, и по настоящее время только
на федеральном уровне было принято около
500 законов, свыше 320 указов Президента
Российской Федерации и более 770 правительственных
актов, издано почти 8 тысяч ведомственных
правовых документов, разработанных с
участием специалистов юридической службы.
Детализируя названные цифры, в ряду основных
достижений необходимо отметить законы
«О милиции», «О внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации»,
«Об оперативно-розыскной деятельности»,
«О вневедомственной охране», «О частной
детективной и охранной деятельности
в Российской Федерации», «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»,
«Об оружии» и другие.
К более позднему периоду относятся законы
«О государственной защите потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства», «О государственной
геномной регистрации», «Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы», многочисленные
изменения в УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ. Особо
хочется отметить Федеральный закон от
7 февраля 2011 года «О полиции».
Это закон-новатор. Он заложил основу формирования
нового нормативно-правового фонда, который
будет регулировать деятельность органов
внутренних дел России.
И первыми документами, разработанными
специалистами Министерства в связи с
принятием Федерального закона «О полиции»,
стали проекты законов «О социальных гарантиях
сотрудников органов внутренних дел Российской
Федерации» и «О службе в органах внутренних
дел Российской Федерации».
Действие этих нормативных актов будет
направлено на обеспечение социальных,
правовых и организационных гарантий
сотрудникам внутренних дел Российской
Федерации.
Параллельно с законопроектом о социальных
гарантиях, с целью обеспечения в будущем
его реализации, в Министерстве разрабатываются
проекты постановлений Правительства
Российской Федерации, которые имеют финансово
составляющую суть. На сегодня подготовлено
семнадцать таких подзаконных актов.
Но вернемся к результатам деятельности
юридической службы системы внутренних
дел.
Только за 2010 год региональная правовая
база пополнилась на 850 законов, среди
которых акты о противодействии коррупции,
об административной ответственности,
о профилактике правонарушений, об участии
граждан в охране общественного порядка,
о социальной поддержке личного состава.
За период с 2000 года осуществлена работа
почти по 600 тысячам исков, в результате
чего государственной казне сохранены
миллиарды рублей казенных денег.
Примерно с 2005 года стартовала работа
по созданию ведомственной автоматизированной
системы правового информирования, в которой,
надо заметить, Министерство является
первопроходцем.
Прошло 6 лет и сегодня мы имеем федеральную
ведомственную специализированную территориально
распределенную автоматизированную систему
«Юрист», в которую входят АИПС – автоматизированные
информационно-поисковые системы «Нормативные
правовые акты МВД России», «Судебная
практика», «Юридические консультации»,
«Международные договоры и соглашения»,
а также АИС «Мониторинг». На уровне территорий
уже функционирует АИПС «Правовые акты
территориальных органов МВД России по
субъектам Российской Федерации».
Всего 8 видов автоматизированных систем
правового назначения, имеющих тысячи
подсистем по всем регионам России и подразделениям
системы МВД, в которых создано 80 тысяч
автоматизированных рабочих мест.
И это только то, что сделано к современному
этапу развития юридической службы системы
МВД России.
3. Новейшая же история развития органов
внутренних дел в Российской Федерации
де-юре начинается с принятия Указа Президента
Российской Федерации от 24 декабря 2009
года № 1468 «О мерах по совершенствованию
деятельности органов внутренних дел
Российской Федерации», а де-факто – с
Указа Президента Российской Федерации
от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах
по реформированию Министерства внутренних
дел Российской Федерации», который и
положил начало практическим глобальным
преобразованиям в системе Министерства.
Основная задача реформы – вывести систему
МВД России на новый качественный рубеж
развития. Функционально и организационно
она должна обеспечивать удовлетворение
потребностей общества в надежной защите
прав и свобод граждан, эффективно противодействовать
преступности, обеспечивать порядок на
улицах и в других общественных местах.
В этих целях реализуется комплекс мер
по оптимизации структуры управления,
реорганизации системы ведомственного
образования, кадрового, тылового и материально-технического
обеспечения.
Особое внимание уделяется повышению
научно-технической вооруженности органов
внутренних дел, внедрению новейших достижений
науки и техники, в том числе электронных
систем и технологий.
Реформа призвана также решать наиболее
острые социальные проблемы, в том числе
существенно увеличить уровень заработной
платы и пенсий сотрудников, что послужит
необходимой основой для формирования
стабильных, психологически и нравственно
устойчивых, высокопрофессиональных полицейских
коллективов.
Одним из ключевых звеньев в системе мер
по реформированию является преобразование
милиции в полицию, когда в соответствии
с Законом «О полиции» создается новый
правоохранительный институт, основным
предназначением которого становится
защита прав и свобод человека и гражданина,
противодействие преступности, охрана
общественного порядка, собственности,
обеспечение общественной безопасности.
В ходе общей модификации обновляется
и нормативно-правовая база деятельности
органов внутренних дел. В развитие Закона
«О полиции» Указом Президента Российской
Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 утверждено
новое Положение о Министерстве внутренних
дел Российской Федерации. Впервые в нормотворческой
практике Президентом Российской Федерации
утверждено Типовое положение о территориальном
органе Министерства внутренних дел Российской
Федерации по субъекту Российской Федерации
(Указ Президента Российской Федерации
от 1 марта 2011 г. № 249). Указами Президента
Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №
250 «Вопросы организации полиции» и №
252 «О предельной штатной численности
органов внутренних дел Российской Федерации»
определены состав полиции и численность
органов внутренних дел.
4. Процессы оптимизации
– Договорно-правовой департамент МВД
России;
– правовые подразделения главных управлений,
управлений и департаментов МВД России;
– правовые подразделения оперативных
бюро, центров специального назначения,
линейных управлений на железнодорожном,
водном и воздушном транспорте МВД России;
– правовые подразделения главных управлений
МВД России по федеральным округам, управлений
на транспорте МВД России по федеральным
округам;
– правовые подразделения министерств
внутренних дел по республикам, главных
управлений, управлений МВД России по
иным субъектам Российской Федерации;
– правовые подразделения управлений,
отделов МВД России на районном уровне;
– правовые подразделения учреждений
и иных организаций системы МВД России.
5. Головным подразделением в области правовой
работы в системе МВД России, как было
отмечено ранее, определен Договорно-правовой
департамент. Он создан в соответствии
с Указом № 248 на базе Правового департамента
МВД России, ЦПИ МВД России и Управления
международного сотрудничества Административного
департамента МВД России.
Основными задачами Департамента в области
правовой работы теперь являются таковые:
1) организация и участие в формировании
основных направлений государственной
политики в области совершенствования
нормативно-правового регулирования сферы
внутренних дел;
2) обеспечение совершенствования нормативно-правового
регулирования, а также правовой основы
международного сотрудничества МВД России;
3) осуществление контроля соответствия
издаваемых МВД России правовых актов,
ненормативных актов управления, заключаемых
международных договоров и документов
законодательству Российской Федерации;
4) организация защиты и защита интересов
Министерства в судах; обеспечение правовой
защиты сотрудников органов внутренних
дел, военнослужащих внутренних войск,
федеральных государственных гражданских
служащих системы МВД России по поручению
министра;
5) осуществление информационно-правового
обеспечения деятельности органов внутренних
дел и внутренних войск МВД России;
6) организационно-методическое обеспечение
правовой работы в системе МВД России.
Для выполнения данных задач Департамент
наделен следующими полномочиями:
– осуществление комплексного анализа
состояния и реализации государственной
политики по совершенствованию нормативно-правового
регулирования сферы внутренних дел и
организации международного сотрудничества;
– анализ и оценка состояния правовой
работы в системе Министерства, определение
приоритетных направлений ее совершенствования;
– анализ эффективности мер, принимаемых
органами, организациями и подразделениями
системы МВД России и внутренними войсками,
по совершенствованию правового обеспечения
оперативно-служебной деятельности органов
внутренних дел и служебно-боевой деятельности
внутренних войск МВД России;
– организационно-методическое обеспечение
проведения органами, организациями и
подразделениями системы МВД России мониторинга
применения законодательства Российской
Федерации, регламентирующего деятельность
Министерства;
– подготовка предложений по совершенствованию
законодательных и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, нормативных
правовых актов МВД России и обеспечению
взаимодействия с другими федеральными
органами государственной власти по вопросам
нормотворческой работы;
– разработка либо участие в разработке
совместно с заинтересованными подразделениями
Министерства, федеральными органами
государственной власти проектов международных
договоров в сфере внутренних дел;
– подготовка или участие в подготовке
проектов отзывов и заключений по проектам
международных договоров, законодательных
и иных нормативных актов Российской Федерации;
– проведение правовой экспертизы представляемых
на подпись министру проектов международных
договоров, федеральных конституционных
и федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства
России, ведомственных нормативов, межведомственных
соглашений; доверенностей, выдаваемых
для представления интересов Министерства;
распоряжений, указаний по вопросам подготовки
проектов законодательных и иных актов
Российской Федерации;
– проведение правовой экспертизы проектов
договоров (контрактов, соглашений), проектов
конкурсной документации и документации
об аукционе на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд центрального
аппарата МВД России и органов, подразделений
и учреждений системы МВД России по поручению
министра, статс-секретаря – заместителя
министра заключаемых по итогам таких
конкурсов, аукционов государственных
контрактов;
– проведение антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных актов и иных документов,
подготавливаемых в системе МВД России;
– организация в Министерстве работы
по отбору и направлению правовых актов
МВД России на государственную регистрацию
в Минюст России;
– официальное разъяснение по поручению
министра отдельных положений актов МВД
России;
– согласование проектов приказов министра
по вопросам наложения дисциплинарных
взысканий либо увольнения со службы сотрудников
по отрицательным мотивам, военнослужащих,
федеральных государственных гражданских
служащих и работников системы Министерства;
– подготовка предложений о ратификации
международных договоров, подписании
и присоединении к международным договорам,
не содержащим оснований для ратификации;
– обеспечение представления и представление
по искам, предъявленным к МВД России,
в установленном порядке в судах интересов
МВД России, а по соответствующим поручениям
– интересов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации;
– формирование и ведение баз данных правовой
информации в сфере внутренних дел;
– ведение систематизированного учета
и хранение законов и иных нормативных
актов Российской Федерации, актов Конституционного
Суда и Верховного Суда России, международных
договоров по вопросам, касающимся деятельности
Министерства, ведомственных и межведомственных
правовых документов;
– участие в пропаганде юридических знаний;
координация деятельности подразделений
центрального аппарата МВД России по пропаганде
нового законодательства Российской Федерации,
регулирующего деятельность органов внутренних
дел и внутренних войск.
С учетом того, что в Договорно-правовом
департаменте усиливается международная
составляющая, цели, стоящие перед нами,
несколько модифицируются, а задачи усложняются.
6. С учетом требований Федерального закона
«О полиции» и названными выше указами
Президента Российской Федерации уточнены
полномочия правовых подразделений. Приняты
меры по усилению научно-технической составляющей
правовой работы. Реформировано головное
правовое подразделение МВД России, создан
Договорно-правовой департамент.
В условиях проводимой реформы основные
усилия юридической службы должны быть
направлены на то, чтобы правовыми средствами
максимально полно содействовать процессам
преобразований, происходящим в органах
внутренних дел. Сегодня в связи с принятием
Закона «О полиции» существует острая
необходимость переработки всей нормативно-правовой
базы деятельности органов внутренних
дел как на федеральном, так и на региональном
уровнях.
Существует мнение, что в связи с переходом
на федеральный бюджет возможности органов
внутренних дел по участию в региональном
нормотворчестве ограничены. Это не совсем
так. Согласно Закону (статья 3) правовую
основу деятельности полиции помимо федерального
законодательства также составляют законы
субъектов Российской Федерации по вопросам
охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности. Кроме того,
в соответствии с частью 2 статьи 47 Закона
«О полиции» органы государственной власти
территорий вправе осуществлять расходы
на реализацию возложенных на полицию
обязанностей. Поэтому важно в полной
мере использовать правовые возможности
регионов в совершенствовании охраны
общественного порядка, в профилактике
правонарушений, в вопросах улучшения
материально-технического обеспечения
органов внутренних дел и социальной защиты
личного состава.
Наряду с названным юридическим службам
требуется повысить свой вклад в укрепление
режима законности в работе полиции и
внутренних войск. Для этого необходимо
повышать качество проводимых правовых
и антикоррупционных экспертиз, расширять
правовой контроль, включать в орбиту
юридической оценки новые участки оперативно-служебной
деятельности.
Во взаимодействии с кадровыми аппаратами
и подразделениями собственной безопасности
важно обеспечить повсеместный контроль
за законностью действий и решений сотрудников
полиции, как этого требует часть 6 статьи
6 Федерального закона «О полиции».
В настоящее время наметилась тенденция
уменьшения количества судебных исков,
предъявляемых к системе МВД России, со
стороны сотрудников, военнослужащих
и пенсионеров. Это важно закреплять, особенно
в период масштабных организационно-штатных
мероприятий. В связи с чем необходимо
активизировать усилия юридической службы
в пропаганде правовых знаний, в разъяснении
нового полицейского законодательства
как среди сотрудников органов внутренних
дел, так и среди населения. Правовые подразделения
должны быть координаторами этой работы.
Подключать прессу.
Серьезная ответственность возлагается
на юридическую службу требованием подпункта
1 части 1 статьи 27 Закона «О полиции», в
котором речь идет о регулярных проверках
знания сотрудниками полиции Конституции
Российской Федерации, законодательных
и иных нормативных актов, регулирующих
их деятельность.
Совершенно новым направлением в работе
юридической службы сегодня является
оказание правовой помощи сотрудникам
и военнослужащим, оказавшимся в правовом
конфликте. И здесь совместно с другими
подразделениями юрисконсультам Министерства
необходимо создать механизм защиты прав
и свобод сотрудников по делам, возникшим
в связи с осуществлением ими служебной
деятельности (подпункт 64 пункт 12 Положения
об МВД России, подпункт 46 пункта 13 Типового
положения о территориальном органе Министерства
внутренних дел Российской Федерации
по субъекту Российской Федерации).
Новая структура ЦА министерства
предусматривает наличие
Также в центральный аппарат МВД входят
главные управления вневедомственной
охраны; по обеспечению безопасности дорожного
движения; по обеспечению охраны общественного
порядка; по противодействию экстремизму;
собственной безопасности; на транспорте;
уголовного розыска; экономической безопасности
и противодействия коррупции.
Кроме этого, в МВД будет образовано девять
управлений: контрольно-ревизионное; оперативное;
организационно-штатное; оперативно-розыскной
информации; по организации дознания;
по взаимодействию с институтами гражданского
общества и СМИ; по обеспечению безопасности
лиц, подлежащих госзащите; по обеспечению
деятельности подразделений специального
назначения и авиации; по обеспечению
безопасности крупных международных и
массовых спортивных мероприятий.
Министру внутренних дел РФ разрешено
иметь восемь заместителей, в том числе
одного первого заместителя министра,
одного статс-секретаря – заместителя
министра, одного заместителя министра
– начальника Следственного департамента
министерства внутренних дел РФ и одного
заместителя министра – главнокомандующего
внутренними войсками министерства внутренних
дел РФ, а также начальника Главного управления
министерства внутренних дел РФ по Северо-Кавказскому
федеральному округу, пользующегося правами
заместителя министра.
Штатная численность центрального аппарата
министерства внутренних дел РФ установлена
в количестве 9264 единиц (без персонала
по охране и обслуживанию зданий), в том
числе сотрудников органов внутренних
дел РФ – 8000 человек, военнослужащих внутренних
войск министерства внутренних дел РФ
– 545 человек и федеральных государственных
гражданских служащих – 719 человек.
Структура
В структуру правового департамента МВД России входят:
В структуру Центра правовой информации МВД России входят:
3 Основные задачи, функции и полномочия Договорно-правового департамента МВД России
|