Особенности реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить, что представляет собой такой вид юридических лиц как хозяйственные общества, какие их организационно-правовые формы существуют в Беларуси.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
определить, что представляет собой хозяйственное общество;
раскрыть сущность организационно-правовых форм хозяйственных обществ;
раскрыть порядок реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ.

Содержание

Введение 5
1 Хозяйственные общества как основные виды коммерческих организаций 7
2 Виды хозяйственных обществ 13
2.1 Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью 13
2.2 Акционерное общество 18
3 Особенности реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ 26
3.1 Реорганизация хозяйственных обществ 26
3.2 Ликвидация хозяйственных обществ 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Юридические лица можно разделить на коммерческие.docx

— 96.51 Кб (Скачать)

     Общие условия ликвидации юридических лиц содержатся в ст.ст.57-60 ГК. Под ликвидацией следует понимать прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Данным обстоятельством ликвидация отличается от процедуры реорганизации [5].

     К хозяйственным обществам применимы  общие условия ликвидации юридических  лиц. Общество может быть ликвидировано по решению:

  1. его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
  2. суда в случаях:
  • непринятия решения о ликвидации в соответствии с подпунктом 1 п.2 ст.57 ГК в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;
  • осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами;
  1. иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

     Требование  о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п.2 ст.57 ГК, может быть предъявлено лицам, принимающим решение о ликвидации, государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством [5].

     Добровольная  ликвидация общества может быть осуществлена в связи с истечением срока, на который оно было создано, достижением  цели, которая ставилась учредителями при его создании, и т.д.

     Учредители (участники) хозяйственного общества или  орган, принявшие решение о ликвидации хозяйственного общества, обязаны незамедлительно  письменно сообщить об этом в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей сведений о том, что хозяйственное общество находится в процессе ликвидации.

     Общее собрание участников хозяйственного общества или орган, принявшие решение  о ликвидации хозяйственного общества, создают ликвидационную комиссию, назначают  ее председателя или ликвидатора  и устанавливают в соответствии с законодательством порядок  и сроки ликвидации этого общества.

     С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами хозяйственного общества.

     На  период деятельности ликвидационной комиссии полномочия руководителя переходят  к председателю ликвидационной комиссии, который самостоятельно решает все  вопросы деятельности ликвидируемого общества, за исключением отнесенных законодательством к компетенции  ликвидационной комиссии или иных органов. Председатель ликвидационной комиссии без доверенности действует от имени ликвидируемого хозяйственного общества, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами общества в пределах прав, установленных законодательством или органом, принявшем решение о ликвидации, заключает договоры (в том числе трудовые), выдает доверенности, утверждает штаты юридического лица, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников хозяйственного общества вне зависимости от того, являются ли они членами ликвидационной комиссии или нет. Комиссия от имени ликвидируемого хозяйственного общества выступает в суде [30, с. 48-52].

     Ликвидационная  комиссия должна переоформить счет ликвидируемого хозяйственного общества на свое имя. Осуществление операций по счетам, совершение им сделок, не связанных  с ликвидацией, не допускается.

     Ликвидационная  комиссия обязана:

  • поместить в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации этого общества и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;
  • выявить кредиторов и принять все возможные меры по взысканию дебиторской задолженности, письменно уведомить кредиторов о ликвидации этого общества, а также осуществить реализацию иных мер, связанных с ликвидацией;
  • после окончания срока для предъявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого хозяйственного общества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения;
  • закончить текущие дела, в том числе увольнение работников юридического лица с соблюдением их прав и интересов  в соответствии с действующим законодательством;
  • провести собрание кредиторов или их полномочных представителей в срок, установленный органом, принявшем решение о ликвидации, либо самой ликвидационной комиссией;
  • утвердить смету расходов  по ликвидации общества и финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;
  • после удовлетворения всех требований кредиторов остаток имущества передать его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами;
  • после завершения расчета с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников хозяйственного общества или органом, принявшим решение о ликвидации этого общества;
  • сообщать в правоохранительные органы обо всех выявленных фактах совершения должностными лицами  и другими работниками ликвидируемого хозяйственного общества действий, содержащих признаки хищений, растрат, злоупотреблений и иных преступлений, повлекших причинение ущерба, и принимать исчерпывающие меры по его возмещению за счет виновных лиц;
  • осуществлять иные функции в соответствии с законодательством [24, с. 39-44].

     Ликвидационная  комиссия (ликвидатор) также должна получить в государственных органах ряд справок, которые затем предоставляются в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации хозяйственного общества.

     На  основании этих документов регистрирующий орган исключает юридическое  лицо из Единого государственного регистра юридических лиц  и в десятидневный  срок сообщает о его ликвидации в  налоговые органы  и органы государственной  статистики.

     Хозяйственное общество считается ликвидированным  с даты внесения записи  о ликвидации в Единый государственный регистр [3, с. 42-45].

     Таким образом, реорганизация и ликвидация хозяйственных обществ являются разными процессами.

     Сущность  реорганизации состоит в том, что ее последствием является не прекращение  деятельности общества, а общее или  частное правопреемство. В отличие  от реорганизации ликвидация влечет прекращение деятельности хозяйственного общества без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

     Как реорганизация, так и ликвидация может быть как добровольно, так  и принудительно, по решению суда или иных органов, в случаях, предусмотренных  законодательными актами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Хозяйственные общества являются наиболее распространенными  видами юридических лиц. Ими признаются коммерческие организации с уставным фондом, разделенным на доли (вклады) учредителей (участников).

     Основной  задачей они ставят получение  прибыли и распределение ее между  участниками, и это отличает их от некоммерческих организаций.

    Хозяйственное общество имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное им в процессе его деятельности, а также несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

     Так как хозяйственные общества являются субъектами гражданских правоотношений, они в соответствии с законодательными актами наделены определенным объемом  прав и обязанностей. Правоспособность возникают с момента создания данного вида юридических лиц и прекращается с момента ликвидации хозяйственного общества.

     Хозяйственные общества имеют три организационно-правовые формы — акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью.

     Общество  с ограниченной ответственностью и  дополнительной ответственностью — это учрежденное двумя и более лицами общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Они являются схожими организационно-правовыми формами. Их отличие состоит в особенностях ответственности участников. В обществе с дополнительной ответственностью, в отличие от общества с дополнительной ответственностью,  участники несут субсидиарную ответственность.

     Правовое положения данных организационно-правовых форм, права и обязанности их участников регулируется законодательными актами Республики Беларусь.

     Акционерное общество — это коммерческая организация, уставной фонд которой разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

     По  способам эмиссии и переуступки  акций на вторичном рынке ценных бумаг акционерные общества делятся  на два вида: открытые и закрытые.

     Правовое  положение акционерного общества, права  и обязанности акционеров определяются законодательством об акционерных  обществах.

     Реорганизация и ликвидация хозяйственных обществ  являются разными процессами.

     Сущность  реорганизации состоит в том, что ее последствием является не прекращение  деятельности общества, а общее или  частное правопреемство. В отличие  от реорганизации ликвидация влечет прекращение деятельности хозяйственного общества без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

     Как реорганизация, так и ликвидация может быть как добровольной, так  и принудительной, т.е. по решению  суда или иных органов, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреенко,  В.И.  Обязательные  положения учредительных документов коммерческих организаций / В.И. Анлреенко // Право Беларуси. – 2005. – № 7. – С. 37–40.
  2. Бойко, А.П. Правовой статус юридических лиц: вопрос, ответ / А.П. Бойко // Право Беларуси. — 2005. — № 7. — С. 44—48.
  3. Ганкович, Я.А. Вопросы ликвидации субъектов хозяйствования / Я.А. Ганкович // Право Беларуси. — 2005. — № 2. — С. 42—45.
  4. Голованов, Н. М. Юридические лица / Н.М. Голованов. — СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. — 523 с.
  5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.12.2009 г., № 96-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. — Дата доступа: 13.11.2011.
  6. Гражданское право: учебник / С.С. Алексеев [и др.]; под общ. ред. С.С. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2009. — 528 с.
  7. Гражданское право: учебник: в 2 ч. / В.П. Мозолин [и др.]; отв. ред. В.П. Мозолин. — М.: Юристь, 2005. — Ч. 1. — 719 с.
  8. Гражданское право: учебник: в 3 т. / А.П. Сергеев [и др.]; под общ. ред. А.П. Серкеева, Ю.К. Толстого. — 4-е изд., перераб и доп. — М., 2005. — Т. 1. — 765 с.
  9. Гражданское право: учебник: в 4 т. / Е.А. Суханов [и др.]; под общ. ред. Е.А. Суханова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — Т. 1. — 720 с.
  10. Гражданское право: учебник: в 2 ч. / В.Ф. Чигир [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Чигира. — Мн.: Амалфея, 2000. — Ч. 1. — 976 с.
  11. Егоров, О. В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание, реорганизация, ликвидация / О.В. Егоров, А.В. Началов. — М.: Налог-Инфо: Статус-кво 97, 2005. — 342 с.
  12. Захаров, В. А. Создание юридических лиц: правовые вопросы / В.А. Захаров. — М.: Норма, 2002. — 202 с.
  13. Зыкова, И. В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация / И.В. Зыкова. — Москва: Ось-89, 2005. — 254 с.
  14. Козлова, Н. В. Правосубъектность юридического лица / Н.В. Козлова. — Москва: Статут, 2005. — 474 с.
  15. Маньковский, И.А. Теория юридического лица: монография / И.А. Маньковский; под ред. В.Г. Тихини. — Мн.: ОО «Молодеж. науч. об-во», 2002. — 170 с.
  16. Могилевский, С. Д. Акционерные общества : учеб.-практ. пособие / С.Д. Могилевский. — М.: Дело, 2000. — 558 с.
  17. Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 апр. 2000 г., № 172 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. — Дата доступа: 02.11.2011.
  18. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь, 9 дек. 1992 г., № 2020-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., № 372-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. — Дата доступа: 03.11.2011.
  19. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г., № 31-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. — Дата доступа: 03.11.2011.
  20. Салей, Е.А. Акционерное общество как юридическое лицо: по материалам Республики Беларусь: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Е.А. Салей; Белорус. гос. ун-т. — Мн., 1996. — 19 с.
  21. Салей,  Е.А.  Правоспособность  коммерческих  юридических лиц /  Е.А.  Салей // Право Беларуси. – 2005. – № 9. – С. 56–58.
  22. Слоневская, А. Ю. Ликвидация коммерческих организаций: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03  / А.Ю. Слоневская; Санкт-Петербургский гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2004. — 28 с.
  23. Соколова  Е.А.  Право  на  фирменное  наименование:  простые сложности / Е.А. Соколова //  Право Беларуси. — 2005. — № 6. — С. 100—102.
  24. Томкович, С.К. Ликвидация юридических лиц / С. Томкович // Юрист. — 2001. — № 2. — С. 39—44.
  25. Туревский, Ю.В. Юридические лица Республики Беларусь: практ. пособие / Ю.В. Туревский; Междунар. гуманитар.-экон. ин-т. — Мн.: Веды, 2003. — 79 с.
  26. Функ, Я.И. Виды хозяйственных обществ и товариществ в праве Республики Беларусь / Я.И. Функ. — Мн.: Журн. "Пром.-торговое право", 2004. — 360 с.
  27. Цепов, В.Г. Акционерные общества: теория и практика: учеб. пособие / В.Г. Цепов. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 200 с.
  28. Чигир, В.Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права / В.Ф. Чигир. — Мн.: ООО "Амалфея", 2000. — 215 с.
  29. Чигир, В.Ф. Юридические лица / В.Ф. Чигир. — Мн.: Шк.предпринимателя "Амалфея", 1994. — 71 с.
  30. Явдосюк, А.Н.  Ликвидация  коммерческих  организаций в добровольном порядке / А.Н. Явдосюк, В.М. Миселюк // Право Беларуси. — 2005. — № 6. — С. 48—52.

Информация о работе Особенности реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ