Основы профсоюзной идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Современная профсоюзная идеология может строиться на понимании того, что миссия профсоюзов заключается в создании таких условий, чтобы члены профсоюзов с помощью и благодаря своим профессиональным организациям учились жить достойно. При всей, казалось бы, очевидности этого тезиса, на наш взгляд, базовым принципом профсоюзной идеологии могло бы стать признание того факта, что член профсоюза есть наивысшая самоценность для профсоюзов.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ПРОФСОЮЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ.docx

— 24.72 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ  ПРОФСОЮЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ 

На наш взгляд, в новой профсоюзной  идеологии следует изначально обозначить два важных подхода. 
 
Во-первых - понимание, что член профсоюза первичен и является не средством, а самоцелью для профсоюза. 
 
Профсоюзы, являясь, по сути, экономическими организациями трудящихся, должны более эффективно использовать свою уникальную социальную природу и активнее прививать членам профсоюзов навыки взаимоподдержки и самозащиты, помогать людям самим делать свою жизнь более достойной и социально защищенной. То есть реалии деятельности профсоюзов сегодня таковы, что, исходя из их функций, главной целью деятельности конкретного профсоюза должен стать сам работник - член профсоюза, а основным критерием эффективности реализации этой цели - соблюдение его социально-трудовых прав и профессиональных интересов. В таком случае члены профсоюзов с полным основанием могут утверждать, что через профсоюзы они коллективно учатся жить достойно. Следовательно, в основу профсоюзной идеологии следует положить такой подход, который предполагал бы через реализацию защитной функции профсоюзов ориентацию всей их организаторской работы на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь членов профсоюзов, их социально-трудовое становление. 
 
Реально в современных условиях профсоюзы как эффективный институт гражданского общества выступают школой достойной жизни, школой самоуправления, школой развития общественного потенциала для миллионов трудящихся и обучающихся. Кроме того, профсоюзы, по сути, являются школой профессионального самоопределения и производственной демократии. 
 
Таким образом, современная профсоюзная идеология может строиться на понимании того, что миссия профсоюзов заключается в создании таких условий, чтобы члены профсоюзов с помощью и благодаря своим профессиональным организациям учились жить достойно. При всей, казалось бы, очевидности этого тезиса, на наш взгляд, базовым принципом профсоюзной идеологии могло бы стать признание того факта, что член профсоюза есть наивысшая самоценность для профсоюзов. 
 
Второй принцип профсоюзной идеологии должен строиться на понимании, что реализация первого принципа возможна только через усиление индивидуализации профсоюзной работы. Профсоюзы в процессе реализации уставных целей, по сути, занимаются проблемами гармонизации личных трудовых и коллективных социально-экономических интересов работников. Именно индивидуальные смысло-жизненные вопросы социально-трудового характера - вопросы труда и зарплаты, отношения человека к своим способностям и возможностям в разрешении трудных жизненных ситуаций - чаще всего и беспокоят конкретного члена профсоюза. 
 
Профсоюзы должны стать эффективной школой профессионального самоопределения и производственной демократии - вот, на наш взгляд, второй принцип новой профсоюзной идеологии. 
 
 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФСОЮЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ 
 
В рамках поиска подходов к формированию новой профсоюзной идеологии мы предлагаем исходить из двухуровневого подхода. Что это значит? 
 
Первый - макроуровень - отражает стратегии развития деятельности профсоюзов и их объединений на уровне субъектов РФ и ФНПР и концепцию внутреннего обустройства профдвижения в рамках ФНПР. (Развитие межсоюзного организационно-уставного поля - это, пожалуй, самая непростая из тем профсоюзной идеологии, требующая отдельного рассмотрения.) 
 
Второй - микроуровень - отражает внутренние процессы как основной, так и организационно-уставной деятельности самих профсоюзов. 
 
Естественно, как на макроуровне, так и на микроуровне необходимо ви€дение всех направлений модернизации профсоюзов с позиции создания внешних и внутренних условий: нормативно-правовых, структурных, чисто организационных и организационно-кадровых, а также финансовых, коммуникационных, информационных и иных. 
 
 
НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФСОЮЗНОЙ ПОЛИТИКИ 
 
Новая профсоюзная идеология, если строить ее с опорой на названные базовые принципы, с обозначением блока внутренних организационно-уставных условий ее формирования, могла бы включать широкий спектр элементов и направлений. Среди них можно, в частности, выделить следующие: 
 
- формирование комфортной мотивационной среды в трудовых коллективах и обществе; 
 
- формирование высокого уровня правовой культуры у профкадров, профактива и самих членов профсоюзов; 
 
- создание в профсоюзах организационно-уставных условий для выдвижения и реализации различных социально значимых инициатив, в том числе в социально-трудовой сфере; 
 
- нацеленность на индивидуализацию профсоюзной работы и развитие новых форм профсоюзной поддержки, которые соответствовали бы сложности решаемых задач; 
 
- толерантность, терпимость к другому мнению, умение вести коллективные переговоры, показывать и находить содержательный компромисс в работе с администрацией, социальными партнерами; 
 
- необходимость смены тактических подходов в деятельности профорганов, профработников и активистов, уделив большее внимание “профсоюзному сопровождению”, “профсоюзному закаливанию”, “профсоюзной поддержке” при активном вовлечении в профсоюзную деятельность самих членов профсоюзов; 
 
- смену приоритетов в исполнительской деятельности профорганов, направив ее таким образом, чтобы содержание формулировалось “от результата”; 
 
- организацию работы с профкадрами и активом, построенную на формировании ключевых профсоюзных компетентностей, функциональной грамотности; 
 
- выделение блока ключевых компетентностей профкадров и актива, на чем можно было бы выстраивать стратегию кадровой политики профсоюзов; 
 
- научение профработников и активистов ориентироваться и действовать в ситуации постоянного выбора и необходимости принятия адекватного и правового решения; 
 
- поддержка инновационных путей развития, форм работы, новых способов поддержки членов профсоюза, чтобы все это соответствовало современному менталитету работников; 
 
- формирование во внутрисоюзной работе механизмов самонастройки, таких подходов к развитию локальной нормативной базы, которые бы поддерживали “самопроцессы” развития и модернизации профсоюзов. 
 
 
Использование названных подходов к формированию профсоюзной идеологии на практике, конечно, потребует различных ресурсов профсоюзов и конкретных организаторских усилий от выборных профорганов. 
 
Естественно, предложенные элементы формирования профсоюзной идеологии, на основе которых можно было бы выстраивать ее организационно-уставную составляющую и перечень общих подходов и принципов формирования этой идеологии, носят открытый характер и не претендуют на полноту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избирательная система: понятие, виды, основные черты

Понятие избирательной  системы. Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле.

В широком смысле избирательная  система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.

В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских  мандатов между кандидатами в  зависимости от результатов голосования  избирателей или других управомоченных лиц.

Виды избирательной системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

В 40-е гг. XIX в. проекты пропорциональных избирательных систем предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран. Смысл данного вида избирательной системы заключается в том, что число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. К началу XX в. насчитывалось 152 ее разновидности и в настоящее время она существует более чем в 60 странах мира.

Полупропорциональные системы стремились сгладить недостатки мажоритарной системы, не переходя к пропорциональной. Данная система направлена на обеспечение частичного меньшинства, для чего применяяись системы ограниченного вотума, система единственного непередаваемого голоса, система комуляяивного вотума.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса, смешанные системы.

Установление той или иной избирательной  системы есть результат субъективного  выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

Основные черты избирательной  системы. Рассмотрим три вида мажоритарной системы.

Мажоритарная система  относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один избиратель, то выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он сччтается избранным без голосования Недостаток этой системы в том, что пропадает большое число голосов политических партий малых и средних по своему влиянию. Вместе с тем такая система обеспеччвает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство. Данную систему применяют в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента 43 государства, в том числе США.

Мажоритарная система  абсолютного большинства - это система, которая для избрания требует абсолютного большинства голосов, т. е. более половины общего их числа. Такое исходное общее число может исчисляться тремя способами: от общего числа зарегистрированных избирателей; от общего числа поданных голосов, от общего числа поданных действительных голосов.

При этой системе обычно устанавливается  нижний порог участия избирателей  в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаютсяянедействительными или несостоявшимися. Достоинством данной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составлял один голос. Недостаток же ее в том, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов, а также специфический дефект - частая нерезультативность выборов, что наиболее вероятно при большой конкуренции кандидатов. Это происходит тогда, когда из-за раскола голосов ни один из баллотирующихся кандидатов не получил требуемого большинства. Такая нерезультативность преодолеваетсяяследующими способами:

• проведение второго тура (повторное  голосование), когда баллотируются  уже не все кандидаты, соперничавшие  в первом туре. Например, в России во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победителем признается кандидат, набравший относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов от числа избирателей, внесенных в списки. Для победы кандидату также необходимо относительное большинство поданных голосов избирателей;

• проведение альтернативного голосования, т. е. избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Такая система применяется в Австралии при выборах палаты представителей, а также на парламентских выборах в штатах.

Мажоритарная система  квалифицированного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Эта система применяется редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа.

Система пропорционального  представительства политических партий - это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательнаяясистема гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной системе правления создает сложные проблемы при формировании правительства. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента: так избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов

Для пропорционального распределения  мандатов наиболее часто используются метод избирательной квоты и метод делителей.

Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для  избрания одного кандидата. В любом  случае использование метода квоты требует дальнейшего распределения неиспользованных голосов и нераспределенных мандатов.

Метод делителей позволяет сразу  распределить все мандаты в избирательном округе и по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов на определенную серию делителей. Делителе эти различно. После проведенного деления мандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.

Можно отметить, что наименьший делитель в сущности всегда представляет собой избирательную квоту. Система единственного непередаваемого голоса заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т. е. относительное большинство). Эта система требует от партий уменияяточно прогнозировать свой электорат, так как, если выдвинутых партией кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны.

Система ограниченного  вотума - система, при которой у избирателей меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Суть этой системы в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей.

Система кумулятивного  вотума характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандида-.тов или меньше (число голосов у всех избирателей одинаково) и распределяет свои голоса между кандидатами, как угод-' но: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу или одному из кандидатов отдать все голоса. Такая система применяется при выборах органов местного самоуправления в Баварии.

Смешанные системы используются в ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или существенно смягчить их недостатки. Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию страны, по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5-процентным заградительным пунктом распределением по правилу наибольшего остатка. Похожие системы действуют в Болгарии, Грузии, Литве, Италии, России.

В заключение хотелось бы отметить, что  все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях (особенно это касается России) первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депутатского корпуса и выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата.



Информация о работе Основы профсоюзной идеологии