Основные принципы законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. Гарантии законности и пути её укрепления.

Содержание

Введение
1.Законность: понятие и сущность
2. Принципы и требования законности
3. Гарантии законности и пути её укрепления
4. Законность – основа деятельности правоохранительных органов
Заключение
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

гарантии законности хорошая литер.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     г) органы ФСБ. Федеральные органы государственной  безопасности, предназначены для  предупреждения нанесения ущербов  безопасности Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ направлена на выявление, расследование которое отнесено законом к их ведению; выявление, пресечение актов терроризма; организацию и осуществление борьбы с организованной преступностью, коррупции, контрабандой и незаконным оборотом оружия и наркотиков.

     д.) органы юстиции. Данные органы обеспечивают реализацию государственную политику в сфере юстиции. Они координируют нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводят юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, обеспечивают необходимые условия функционирования судов, регистрируют нормативные акты, уставы общественных и религиозных объединений, выполняют и другие функции.

     4.Иные  специально – юридические гарантии:

     а) жалобы и заявления граждан, их своевременное  и правильное рассмотрение, а также судебный порядок защиты прав. Конституция РФ создаёт возможность выбора форм и процедур защиты нарушенных прав граждан – судебных или административных.

     Гражданин может обжаловать решения, акты государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц в вышестоящие по порядку подчиненённости органы, если он считает, что изданный акт нарушает его права.

     б) адвокатура, занимает промежуточное  положение между общественными и специально – юридическими гарантиями законности. Она представляет собой общественную самоуправляющуюся организацию, добровольное объединение лиц, осуществляющих в соответствии с законом оказание юридической помощи гражданам и организациям по защите их прав и законных интересов, способствующих укреплению законности.

     Специально  – юридические гарантии сильны именно в своей совокупности, тесном сочетании. Ослабление любой из составных частей структурных элементов этой системы непосредственно сказывается на состоянии законности, приводит к её нарушениям и затрудняет возможность их обнаружения и исправления.

     Юридическая правомерность в сфере государственного управления – стержень всего режима законности в стране. Законность в  государственном управлении должна быть противопоставлена любым формам произвола, своеволия, вседозволенности.

     4. Законность –  основа деятельности правоохранительных органов

 

     Законность  – всеобъемлющий принцип, который  находит свое выражение во всех принципах и нормах уголовно-процессуального права. Нарушение любой уголовно-процессуальной нормы, любого принципа уголовного судопроизводства есть нарушение принципа законности.

     Часть 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливает  обязанность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы. Указанная обязанность является сутью общеправового принципа законности. В связи с тем, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, применительно к уголовному судопроизводству конституционный принцип законности конкретизируется в следующем.

     Во-первых, в обязанности точного и неуклонного  соблюдения и исполнения Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса и федеральных законов органами суда, прокуратуры, предварительного следствия и дознания, а также их должностными лицами при производстве по уголовному делу.

     Суд, прокурор, следователь, дознаватель  должны неукоснительно следовать установленному законом порядку производства по уголовным делам на всех стадиях, совершать процессуальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом формах, основывать свои решения на нормах закона. Нарушение этого требования указанными государственными органами и должностными лицами может повлечь тяжкие последствия в виде необоснованного задержания и заключения под стражу, привлечения к уголовной ответственности и т. д.8

     Во-вторых, в обязанности точного и неуклонного  соблюдения и исполнения Конституции РФ и законов лицами, вовлекаемыми в уголовный процесс в связи с производством по уголовному делу (обвиняемыми, подозреваемыми, защитниками, потерпевшими, гражданскими истцами и ответчиками, представителями, законными представителями, свидетелями, экспертами, специалистами, переводчиками, понятыми).

     Требование  точного и полного соблюдения закона органами государства и должностными лицами, осуществляющими производство по делу, означает, что исполнение материального и процессуальных законов составляет их обязанность перед государством.

     Согласно  статье 7 Уголовно-процессуального  кодекса суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий данному Кодексу (часть первая); суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта данному Кодексу, принимает решение в соответствии с данным Кодексом (часть вторая).

     Очевидно, что этот запрет должен распространяться и на иные нормативные акты, не соответствующие федеральным законам, в частности на законы субъектов Российской Федерации.

     Нарушение этой обязанности влечет применение различных процессуальных санкций, признание недействительности процессуальных актов, вынесенных с отступлением от указанного требования. В статье 7 УПК воспроизводится положение ч.2 ст.50 Конституции РФ, указывающей на недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

     Для следователей и органов дознания системы МВД России и других ведомств, соблюдение требований законности означает, прежде всего, обеспечение производства быстрого и полного раскрытия  и расследования преступлений, проведение всех необходимых действий по собиранию и исследованию доказательств в строгом соответствии с законом. 9

     Как любой правовой принцип, принцип  законности представляет собой не просто основополагающую идею, а правило  поведения, норму общего характера, имеющую значение требования императивного характера. В силу этого принцип законности отражается в законодательстве.

     Верховенство  закона означает, что в практике работы правоохранительных органов должны неотступно соблюдаться все нормы института уголовного преследования, реализация их должна осуществляться только на основе закона, в рамках закона и во имя закона.

     Оно исключает любые формы произвола, своеволия, вседозволенности при решении  вопросов уголовного преследования  или возможность отступления при этом от норм закона в интересах якобы усиления борьбы с преступностью, наиболее быстрого и эффективного расследования и разрешения уголовного дела, либо по соображениям так называемой целесообразности.

     Принцип законности характеризует действующее законодательство не только с содержательной стороны, но и с формальной. Система уголовно-процессуальных нормативных актов должна быть непротиворечивой, иерархичной, а законы и подзаконные акты должны быть приняты в установленном порядке.

     Большое значение имеют законодательные акты, в которых прямо зафиксированы цели и принципы деятельности тех или иных правоохранительных органов. Так, ст.ст. 1,4 Закона о прокуратуре Российской Федерации в качестве таковых применительно к деятельности органов прокуратуры устанавливают законность, гласность их действий, защиту прав и свобод человека и гражданина, недопустимость вмешательства в их деятельность и т.п.

     Ст.3 Закона "О милиции" предусматривает, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

     Аналогичные требования закреплены в ст.5 Федерального закона РФ от 3 апреля 1995г. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" применительно к деятельности этих органов.

 

     Заключение

 

     Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Законность" можно сделать ряд выводов:

     Законность  – это политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно – правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, положение при котором общественная жизнь обеспечивается законами.

     Законность - хорошо продуманная система законов, точное и безусловное соблюдение и применение закона всеми государственными органами, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

     Основные  принципы законности:

  1. верховенство закона в системе нормативно-правовых актов;
  2. общеобязательность требований закона;
  3. равная ответственность нарушителей закона;
  4. единство понимания и применения законов;
  5. неотвратимость ответственности за нарушение норм права.

     Органы  власти РФ действуют на основе законности, обеспечения охраны правопорядка, прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Все (государство и граждане) обязаны соблюдать конституцию РФ, федеральные законы, иные законодательные акты и законы РФ и субъектов.

     Для того, чтобы реально обеспечить соблюдение принципа законности, существует целая  система гарантий обеспечения этого принципа.

     Укрепление  законности — задача не только государственных  органов, но и общества в целом. Важное место в реализации гарантий законности отводится институтам гражданского общества — политическим партиям, профсоюзным организациям и другим общественным объединениям, а также органам местного самоуправления и средствам массовой информации.

 

     Библиографический список литературы

 
  1. Конституция РФ.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.06.2005 N 54-ФЗ).
  3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 1994.
  4. Высоцкий П.А. О причинах недостаточной эффективности деятельности существующих механизмов по обеспечению конституционной законности. // Бюллетень Министерства Юстиции РФ.- 2000. -№7.
  5. Евдокимова Е.Г., Ромашов, Р. А. Правовой режим законности: Теория и история //Правоведение. -2001. - № 5. - С. 261 – 271.
  6. Зиновьева М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. - 1998. - №1. - С.96.
  7. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко.- М.: Юстицинформ, 2003.
  8. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1.- М.,2000. Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект.- М, 1999.
  9. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М., 2000.
  10. Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления // Законность в РФ.- М., 1998.
  11. Толстик В.А. Теория права и государства в определениях и схемах. - Н.Новгород, 1996.

Информация о работе Основные принципы законности