Автор: Антон Арцибашев, 07 Ноября 2010 в 19:10, реферат
Понятие о правовой системе является одним из ключевых в теории права. Обычно выделяются следующие правовые системы — романо-германская или континентальная, англо-американская или система общего права, мусульманская и патриархальная. Ранее шла речь также о социалистической системе права. Сейчас о такой системе может идти речь только как об одной из разновидностей уже названных систем или как об особой «авторитарной» разновидности системы права.
Основные правовые системы современности
Континентальная система
Романская и германская подсистемы
Англо-американская система
Следующий важный принцип, которого придерживается континентальное право,— наибольшая полнота права собственности (plena in ie potestas). Разные европейские законодательства вкладывают в содержание права собственности различные компоненты (правомочия) — владение, пользование, распоряжение, право на доход и т.п. — причем в самых причудливых сочетаниях. Однако непременно подчеркивается, что этими компонентами содержание права собственности не исчерпывается, что все они «осуществляются наиболее исключительным образом», «по усмотрению собственника», «независимо». Тем самым подчеркивается особый характер права собственности, его отличие от других прав, то, что оно всегда шире и независимо по содержанию, если его сравнивать с другими правами, как вещными, так и обязательственными.
Права на чужие вещи (iura in re aliena) разнообразны и объединяются в одну группу лишь исходя из того, что всегда предполагают наличие собственника, вещь которого они обременяют. Собственник, по общему правилу, должен терпеть воздействие на его вещь, однако в последнее время появляется все больше и больше таких вещных прав, которые обязывают собственника совершать те или иные активные действия. В зависимости от того, какие из правомочий собственника оказываются ограниченными, можно выделить следующие права на чужие вещи, предоставляющие их обладателям в отношении чужой вещи возможность: 1) только пользоваться (сервитуты); 2) только распоряжаться (залоговые права); 3) владеть и пользоваться (права некоторых арендаторов, скажем, жилых помещений или земельных участков); 4) владеть, пользоваться и в ограниченных пределах распорядиться (эмфитевзис, доверительное управление).
Обязательственное право. Ключевую позицию в нем занимает обязательство (obligatio) как универсальная конструкция, рассчитанная на любые частноправовые отношения между лицами. Обязательственное право представляет собой систему норм, рассчитанных на урегулирование отношений между лицами. В рамках обязательства одному лицу принадлежит право требовать от другого лица (ius in peisonam) совершения какого-либо действия (предоставления) или воздержания от определенного действия. Сторонами обязательства являются кредитор (тот, кто вправе требовать предоставления) и должник (тот, кто обязан это предоставление дать), предмет обязательства —любой возможный в гражданском праве объект, содержание обязательства—права и обязанности сторон. При этом содержание обязательства зависит не только от позитивного права, но и от воли его сторон.
Существует весьма развитая общая часть обязательственного права, сосредоточивающая нормы, применимые ко всем обязательствам. Особенная часть обязательственного права посвящена отдельным видам обязательств.
Обязательства классифицируются прежде всего по основаниям их возникновения. Выделяется несколько главных оснований возникновения обязательств — договор, односторонняя сделка, причинение вреда (деликт), ведение чужих дел без поручения, неосновательное обогащение и закон.
Затем проводится уже более дробное деление в рамках таких оснований, как договор и деликт.
Договор определяется как соглашение двух и более лиц, посредством которого они устанавливают взаимные права и обязанности. Однажды возникнув, договор подлежит строгому исполнению (pacta sunt servanda), в том числе принудительному.
Деликтом признается причинение вреда личности или имуществу потерпевшего, не связанное с каким-либо конкретным договором.
Ответственность за нарушение договора и за деликт строится по принципу вины, причем установлена презумпция вины причинителя. Однако из общего принципа имеется и ряд исключений.
Деление договоров производится, прежде всего по их социально-экономическому содержанию — договоры о передаче имущества в собственность, в пользование, договоры о выполнении работ и оказании услуг, договоры перевозки и страхования и т. п. Отдельным ведам договоров предшествует также достаточно полная общая часть, но теперь уже договорного права.
Деликты подразделяются на генеральные и специальные. Генеральный деликт представляет собой общее основание для возмещения любого вреда, включающий стандартные правила. Специальные деликты имеют специфику, вызванную особым характером ущерба (вред имущественный с дальнейшим подразделением на вред имуществу и личности и моральный), причинения вреда (например, источником повышенной опасности), вины (ответственности за вину или без вины), личности причинителя вреда (например, если речь идет о государственном служащем) и т.д.
Исключительные права (интеллектуальная собственность). Права на результаты творческой деятельности закрепляются развитым законодательством, созданным на основе международных конвенций — Бернской и Женевской, посвященных авторскому праву, Парижской, созданной для регулирования патентного права, и ряде других. Поэтому особой специфики, связанной именно с континентальной или англоамериканской системами, здесь нет. Законодательство стран обеих систем уже почти сто лет строится по одной и той же модели, в основе которой лежат указанные выше конвенции.
Можно
отметить лишь различия в понятиях,
которые существуют в рамках этих
институтов. Континентальное право
обычно использует понятия авторских
или патентных прав, иногда объединяя
их под названием «исключительные
права». Англо-американское право всегда
ведет речь о литературной (художественной)
и промышленной собственности, одним
словом, о собственности интеллектуальн
Семейное право континентальной и англо-американской систем также имеет мало особенностей, чтобы проиллюстрировать при помощи них характерные черты этих систем.
Наследственное право. Система норм, регламентирующих переход имущества от умершего лица к его наследникам, образует наследственное право. Наследование рассматривается как универсальное правопреемство, в рамках которого от наследодателя к наследнику переходит все имущество, как активы, так и пассивы (долги). В то же время существует такая форма передачи имущества по наследству, при которой получающий его освобождается от ответственности за долги насдедодателя (завещательный отказ или легат). Легат, как правило, представляет собой сингулярное правопреемство только в правах, а не в обязанностях наследодателя.
Различается наследование по завещанию и по закону. При наследовании по завещанию наследство переходит к лицам, указанным в завещании. Завещание может быть составлено в различных формах — письменное завещание, написанное наследодателем собственноручно, завещание, провозглашенное торжественно в присутствии государственного должностного лица (нотариуса), завещание, отданное запечатанным на хранение нотариуса в присутствии свидетелей, и т. п. При наследовании по закону устанавливаются определенные очереди (разряды, парантеллы) наследников, причем при наличии наследников более близкой к наследодателю очереди остальные наследники к наследованию не призываются.
В рамках континентального права они могут быть выделены в зависимости от того, законодательство какой страны —Франции или Германии —берется за основу. В XIX в. и в первой половине XX в. европейские страны при создании собственного законодательства следовали либо французской модели, воплощенной в Гражданском кодексе Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона), либо германской—положенной в основу Германского гражданского уложения 1896 г. Соответственно образовались группы романского и германского права. Разумеется, кодексы только отражали результаты развития доктрины различных государств, а не формировали ее.
При этом система гражданского права романской группы (Кодекса Наполеона) считалась заимствованной из Институций, простейшего учебника по римскому праву, составляющего часть Кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis). Эта система, называемая институционной, если отвлечься от ее несущественных особенностей, предполагала группировку гражданско-правовых норм по следующим разделам: 1) «лица» (т.е. субъекты права); 2) «вещи» (объекты права) и соответственно вещные права; 3) «иски» и соответствующие искам обязательства. Но постепенно она подверглась модификациям. В частности, из нее были удалены нормы гражданского процесса и появились общие положения и иные разделы.
Система германской группы опиралась на Дигесты (Пандекты) Кодификации Юстиниана (а потому получила название пандектной) и изначально предполагала разделение норм материального и процессуального частного права (последние рассматривались отдельно). При этом все материальные нормы подразделялись на те, которые касаются любых институтов гражданского права (они образовывали так называемую «Общую часть», включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах, в том числе об осуществлении и защите последних), и посвященные отдельным институтам — вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву («Особенная часть»). Германская система также в дальнейшем была модернизирована.
Пандектная система при ее создании в юридико-техническом смысле была выше институционной. Достаточно указать на такой используемый ею прием, как разделение Общей и Особенной частей. Однако в дальнейшем институционная и пандектная системы развивались и сближались, и сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах. Они составляют лишь две основные подсистемы единого континентального права. Это тем более верно в современных условиях активно развивающейся европейской интеграции.
Общая характеристика. В основе англо-американской системы лежит общее право (common law) Великобритании, родившееся в результате деятельности королевских судов, решения которых признавались имеющими обязательную силу для нижестоящих судов. Путем принятия новых судебных решений обеспечивалось развитие сначала общего права, а потом, когда оно остановилось в своем развитии, права справедливости (equity), которое сложилось в результате деятельности суда канцлера. Этот дуализм похож на дуализм цивильного и преторского права в рамках римского частного права. Затем к общему праву и праву справедливости, которые в совокупности образовали прецедентное право, добавилось статутное право (statute law), включающее акты, принимаемые парламентом. Однако прецедентное право получило независимое развитие по отношению к праву статутному, целиком определяя порядок применения последнего.
Сложившееся в таком виде английское право было перенесено в колонии — США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, другие страны, — где оно подверглось модификациям. Наибольшие изменения в английское право были внесены в США. Поэтому данная правовая система получила название англо-американской. Эти изменения были связаны главным образом с федеративным устройством США. Штаты, входящие в состав США, пользовались и пользуются большой самостоятельностью в создании гражданского законодательства. Поэтому для унификации законотворческой деятельности штатов на уровне федерации принимались полноценные законы или создавались рекомендательные (модельные) кодификации. Однако, несмотря на то, что право США имеет значительную специфику, оно образует вместе с английским правом единую правовую систему.
Источники права. Общий перечень источников в англо-американской системе тот же — законы, судебная практика, обычаи, но их соотношение меняется.
Законы
в англо-американском праве не играют
той роли, которая им присуща в
праве континентальном, хотя их в
последние годы принимают все
чаще. Прежде всего отсутствуют
Решающее значение для определения содержания гражданского права имеет судебная практика, принимающая форму прецедентного права.
Прецедентное право — систематизированная доктриной совокупность решений судов высших инстанций, подлежащих применению к аналогичным делам. Так прецеденты становятся источниками права. Решения судов откликаются на потребности практики и изменяют прежние решения. Право развивается постепенно, с сохранением полезных традиций. Сборники прецедентов сейчас существуют в машиночитаемом виде, что существенно облегчило их использование.
Обычаям также уделяется достаточно большое внимание, особенно при формировании новых прецедентов. Что касается деловых обыкновений, то их значение достаточно велико в США, где они образуют основу рекомендательных актов частного характера, служащих в качестве моделей для отдельных штатов (посвященных договорному праву, агентам, доверительной собственности и т. п.).