Основные этапы развития Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов — советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 года.12 декабря 1993 года — День Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок принятия Конституции  Российской Федерации

Порядок принятия Конституции Российской Федерации определялся Указом Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г.

В соответствии с Указом Президента РФ процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1992 г.

Положение о всенародном  голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, т. е. его исходные начала, на основе которых осуществлялось голосование. Принципы устанавливали, как и каким путем должно было проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не мог быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделены все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору.

Вторая группа охватывает нормы права, которые наполняют  указанные принципы конкретным содержанием, устанавливают порядок проведения всенародного голосования.

В соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ его проведение включало в себя:

1)   возложение функции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;

2)  наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;

3)  определение порядка и сроков проведения агитации;

4) установление образца  бюллетеня для всенародного голосования  и определения его результатов.

Систему избирательных  комиссий, на которых были возложены  функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

Центральная избирательная  комиссия была призвана:

1)  давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции;

2)  рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимать по ним решения;

3)  в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;

4)  осуществлять контроль за законностью проведения всенародного голосования;

5)  распределять выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролировать их целевое использование;

6)  рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;

7)  устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати.

Участковые избирательные  комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.

Согласно ст. 14 Положения  о всенародном голосовании как  гражданам, так и общественным объединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой Конституции.

По итогам всенародного голосования участковые избирательные  комиссии составляли протокол, в котором  указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т. д.

Окружные избирательные  комиссии составляли протокол, в котором  указывались те же сведения, что  и в протоколе участковых избирательных  комиссий.

Центральная избирательная  комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации и официально его опубликовала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внесения поправок и пересмотра положений Конституции

Инициаторы поправок

Согласно ст. 134 Конституции  России предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.

Поправки по основным вопросам

В соответствии со ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции (это  главы о федеративном устройстве государства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве (ст. 110—117), судебной власти (ст. 118—129) и  местном самоуправлении (ст. 130—133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Таким образом они  должны быть одобрены двумя третями  голосов депутатов Государственной  думы и тремя четвертями голосов  членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После  этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Поправки по составу Российской Федерации

Согласно ст. 137 Конституции  изменения в ст. 65 Конституции  Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

То есть по случаю появления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления в силу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименования новообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.

Часть вторая ст. 137 предусматривает, что в случае простого изменения  наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участия Федерального собрания.

Пересмотр фундаментальных положений. Процедура принятия новой Конституции

Статья 135 Конституции  гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах  конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных  поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Однако, если предложение  о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя  пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Согласно части третьей  ст. 135 Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции  Российской Федерации, либо разрабатывает  проект новой Конституции России.

Проект новой конституции России может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием.

При проведении всенародного голосования новая Конституция  России считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Таким образом, изменение фундаментальных положений (о конституционном строе России, а также о правах и свободах человека и гражданина) не может произойти до принятия новой конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Козлов А. Е. Конституционное  право России. Учебник. - М.: Изд-во  БЕК, 1999. - 463с.

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. - 63с.

3. Кутафин О. Е. Государственное право РФ. Учебник. - М.: Наука, 2000. - 347с.

4.Прудников А.С. Конституционное  право России: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ  - ДАНА, 2007. - 767с.




Информация о работе Основные этапы развития Конституции РФ