Основное звено гражданских судов общей юрисдикции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся: 1) Верховный Суд Российской Федерации; 2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее районные суды); 4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых, устанавливаются федеральным конституционным законом; 5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

Содержание

1. Место районных судов в системе судов общей юрисдикции
2. Компетенция (полномочия) районных судов
3. Состав и организация работы районных судов
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ПОО окончательный вариант.docx

— 51.62 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РАНХиГС)

Челябинский филиал

Факультет экономики  и права

Кафедра теории права и уголовно-правовых дисциплин

 

Контрольная работа по дисциплине: «Правоохранительные  органы»

 

Тема № 5: « Основное звено гражданских  судов общей юрисдикции»

Выполнила:

Испулова Сауле Жаксалыковна,

студентка группы Юб -31-11,

специальность: 030900.62 «Юриспруденция»

 

Проверила:

Сабитова Е.Ю., к.ю.н., доцент.

 

___________«___»_________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012г.

План:

 

1. Место районных судов в системе  судов общей юрисдикции

3

2. Компетенция (полномочия) районных судов

4

3. Состав и организация работы районных судов

8

4. Список использованной литературы

14

   
   

 

 

1. Место районных судов в системе судов общей юрисдикции

 

Систему судов  общей юрисдикции в Российской Федерации  составляют федеральные суды общей  юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным  судам общей юрисдикции относятся: 1) Верховный Суд Российской Федерации; 2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее районные суды); 4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых, устанавливаются федеральным конституционным законом; 5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации  относятся мировые судьи.1

Районный  суд в РФ – является судом первой и второй инстанций, а также непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районные  суды – основное звено в системе  судов общей юрисдикций. Это обусловлено, прежде всего, их широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, которая фактически ими выполняется. Они рассматривают более 90 % уголовных и гражданских дел, а также все подведомственные им дела об административных правонарушениях.2 Деятельность районных судов по осуществлению правосудия осуществляется на принципах, общих для всех органов судебной власти РФ, а именно:

  • единство судебной системы;
  • самостоятельность судов и независимость судей;
  • обязательность судебных постановлений;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • гласность в деятельности судов.

Районный  суд может быть создан и упразднен  только посредством принятия соответствующих федеральных законов. 3

Образуются  районные суды по принципу максимального обеспечения возможности для граждан обращаться в суд по месту жительства на основании федерального закона. Кроме этого, районные суды действуют на территории соответствующего судебного района. По общему положению границы судебного района могут и не соответствовать административно-территориальным границам районов (городов) РФ. Поэтому действия районных судов могут распространяться на территорию нескольких районов или городов. Сами же границы территории судебного района определяются в федеральном законе, в соответствии с которым образуются либо упраздняются районные суды.

2. Компетенция (полномочия) районных судов

 

Районные  суды в пределах своей компетенции  осуществляют следующие полномочия:

  • рассматривают все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
  • в случаях, установленных федеральным законом рассматривают дела об административных правонарушениях;
  • вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • рассматривают апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
  • в соответствии с федеральным законом рассматривают дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.4

Организационная сторона деятельности районного  суда (функции судебного контроля; изучение и обобщение судебной практики; разрешение процессуальных вопросов, связанных с исполнением приговора; другие полномочия, предоставленные ему законодательством) не ограничивается работой судей по рассмотрению поступающих дел.

Районный суд, выступая в качестве суда первой инстанции, рассматривает по существу уголовные, гражданские и административные дела.

Районному суду подсудны уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением тех уголовных дел, которые подсудны мировому судье, военным судам и верховному суду республик, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. Это, как правило, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых возможно максимальное наказание в виде лишения свободы до трех лет, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также особо тяжкие преступления. Поэтому районным судам, как правило, подсудны уголовные дела о преступлениях средней тяжести или тяжкие преступления. Статистика гласит, что данные суды рассматривают большую часть всех уголовных дел.

Районный суд является судом первой инстанции и для гражданских дел. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела. Подсудность гражданских дел данному районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.

Районным  судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства. В качестве суда первой инстанции районному суду подведомственны все гражданские дела за исключением дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, областным и равным им, а также подсудных Верховному Суду РФ (ст.24 ГПК РФ)5.

Существенно расширена подсудность районному  суду дел об административных правонарушениях. Так, районному суду подсудны все дела об административных правонарушениях, перечисленные в частях 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ6, при условии, что производство по данным делам осуществлялось в форме административного расследования. Кроме того, районному суду подсудны и дела об административных правонарушениях, которые влекут за собой такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы РФ. Исключением являются административные правонарушения, которые указанны в частях 1 и 2 ст. 23. 1 КоАП РФ и совершенные военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы. В этих случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции районного суда, рассматриваются судьей единолично.

Районные  суды выступают по уголовным делам и в качестве судов второй инстанции. Так, они являются судами апелляционной инстанции, которые по апелляционным жалобам и представлениям прокурора проверяют законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи. Апелляционное производство по уголовному делу осуществляется единолично судьей районного суда. Срок начала рассмотрения уголовного дела должен быть не позднее 14 суток со дня поступления апелляционной жалобы или представления в районный суд. По результатам рассмотрения уголовного дела суд апелляционной инстанции должен вынести постановление или приговор.7 Приговоры и постановления районного суда, рассмотревшего дело в апелляционном порядке, обжалуются в вышестоящий суд в кассационном порядке по общим правилам. Выполняя функции судебного контроля, районные суды осуществляет данную деятельность не только в сфере уголовного судопроизводства, но и в других сферах деятельности граждан РФ. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ8 каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. На основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-19 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены их права и свободы. Равным образом в суд могут быть обжалованы действия муниципальных служащих. По усмотрению гражданина жалоба подается в районный суд по месту его жительства либо по месту нахождения органа или лица, действия которого обжалуются. При осуществлении судебного контроля в сфере уголовного судопроизводства деятельность районных судов, в первую очередь, связана с контролем за досудебным производством по уголовным делам. В новом уголовно-процессуальном законодательстве эти полномочия значительно расширены. Нормы отраслевого законодательства в данном случае приведены в соответствие с требованиями международно-правовых актов, определяющих стандарты в области прав человека и Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения отдельных прав человека лишь на основе судебного решения. Только суду, в частности районному суду, предоставлено право выносить решения, допускающие ограничение важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных действий. Районный суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать весьма обширный и индивидуально неопределенный круг жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. Так, судом могут быть рассмотрены жалобы на постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также на иные их решения и действия (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства и затруднить доступ граждан к правосудию. Контроль за соблюдением закона органами предварительного расследования районный суд осуществляет и иным способом. Прежде всего, это касается контроля суда за законностью ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ впервые закрепляет это право за судом. Конституция РФ10 предусматривает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. Таким образом, суд становится гарантом неприкосновенности личности.

4. Состав и организация работы районных судов

 

Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия районные суды имеют определенный состав суда. Можно условно выделить два основания состава районного суда.

Первое основание  представляется численным составом федеральных судей районного  суда. Критерием определения численного состава районного и приравненного  к нему суда является объем работы суда и нагрузка на одного судью. В  зависимости от объема работы и численности населения в составе суда работает несколько судей.

По первому  основанию районный суд состоит из председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей. Председатель районного суда руководит работой суда, разделяет обязанности между судьями, осуществляет общее руководство организацией работы мировых судей, судебные участки которых находятся в пределах юрисдикции соответствующего районного суда, в том числе решает вопросы о временном отсутствии мирового судьи и его замещении.

Председатель  районного суда контролирует также работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности сотрудников аппарата, утверждает положение об аппарате суда.

Таким образом, председатель районного суда решает организационные, кадровые вопросы, руководит  судом. Но в то же время, он осуществляет правосудие и участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя районного суда наряду с выполнением обязанностей судьи замещает председателя районного суда во время его отсутствия и выполняет иные обязанности по его поручению.

Судьи районного  суда реализуют полномочия по осуществлению  правосудия и выполняют иные обязанности, предусмотренные законодательством.

В зависимости от количества поступающих  в районный суд дел, числа судей, их квалификации обязанности могут  распределяться с учетом таких принципов, как:

  • территориальный (зональный), когда определенный судья рассматривает все дела, возникшие на определенной территории;
  • функциональный (предметный), когда один судья рассматривает гражданские, другой - уголовные, третий - административные дела и т.д.;
  • территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает гражданские или уголовные либо административные дела, возникающие на определенной территории;
  • беззональный (персональный), когда судьи рассматривают уголовные или административные дела по поручению председателя суда, а также гражданские дела, принятые судьей во время личного приема граждан.11

Организационная сторона деятельности районного суда не ограничивается работой  судей по рассмотрению поступающих  в суд дел. Существенное роль в ней принадлежит аппарату суда, который является вторым основанием состава районного суда.

Аппарат районного  суда обеспечивает деятельность судей  по отправлению правосудия и состоит  из следующих должностей: помощник председателя суда; помощник заместителя председателя суда; помощник судьи; администратор районного суда, подчиняющийся непосредственно председателю и не включённый в штат суда; консультант; главный специалист; начальник отдела (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам); секретарь судебного заседания; секретарь суда; ведущий специалист; специалист I категории; специалист II категории; специалист, технический персонал по обслуживанию зданий суда.

Работники аппарата районного суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.12

Помощник  председателя суда (судьи) назначается на должность и освобождается от должности председателем районного суда.13 Непосредственное руководство работой помощника председателя суда осуществляет председатель районного суда, а работой помощника судьи сам судья районного суда. Полномочия помощника председателя районного суда (судьи) сводятся к следующему:

  • осуществлению подбора нормативно правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;
  • осуществлению контроля за сбором и анализом данных для составления статистической отчетности;
  • подготовке материалов для докладов и выступлений;
  • выполнению поручений председателя суда при проведении служебных проверок;
  • осуществлению записи граждан на личный прием к председателю суда, осуществлению организационного сопровождения приема;
  • подготовке проектов ответов на обращения, поступившие в адрес суда;
  • осуществлению иных поручений председателя суда.

Деятельность  районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Администратор районного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Подчиняется он председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Кроме этого, администратор районного суда по смыслу своего правового статуса, определенного законом, является основным связующим звеном между районным судом и системой Судебного департамента и призван реализовать на практике одну из задач – освобождение председателя районного суда от выполнения несвойственных ему функций, не имеющих непосредственного отношения к сфере осуществления правосудия. Особенности правового статуса администратора суда заключаются в его двойном подчинении – с одной стороны он подчинен председателю соответствующего суда, а с другой – руководителю органа Судебного департамента. При этом администратор суда находится в штате Судебного департамента.14

Информация о работе Основное звено гражданских судов общей юрисдикции