Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:11, доклад
Согласно феодальному обычаю, «совет» вассала являлся службой, который тот был обязан своему сюзерену. Потребность сюзерена в этом совете, который означал для него судебную, военную, финансовую или моральную помощь со стороны вассала, определялась структурой землевладения и связанной с ней расселением политической власти. Французский король делил свою власть с вассалами, составлявшими его двор (curia). В состав королевской курии входили собственно вассалы домена и все вельможи королевства, присягнувшие на верность королю.
Организация и структура ранних Генеральных штатов.
Н.А. Хачатурян
Возникновение
Генеральных штатов во Франции
Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета, а также провинциальные ассамблеи сословий. Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
Согласно феодальному обычаю, «совет» вассала являлся службой, который тот был обязан своему сюзерену. Потребность сюзерена в этом совете, который означал для него судебную, военную, финансовую или моральную помощь со стороны вассала, определялась структурой землевладения и связанной с ней расселением политической власти. Французский король делил свою власть с вассалами, составлявшими его двор (curia). В состав королевской курии входили собственно вассалы домена и все вельможи королевства, присягнувшие на верность королю.
Собрания курии вызывались из-за отсутствия достаточных для решения финансовых, административных и военных вопросов возможностей. Собрания не обладали правом инициативы и не были периодическими. Частота их созыва королем зависела от проблем внешней политики (вопросов войны и мира, крестовых походов) и внутренних проблем (частные войны, нарушение долга верности). Начиная с Людовика VII можно отметить на заседаниях курии появление горожан. Филипп II Август, уезжая на продолжительное время из королевства в связи с 3 крестовым походом, предписывал привлекать представителей городов королевского домена к участию в Королевском совете. Так сформировался Королевский совет и парламент (королевские советники и постоянные органы курии).
Интересно отметить, что хронист королевского свода среди всех собраний никак не выделяет ассамблею 1302 г., которую и принято считать началом Генеральных штатов. Однако автор хроники подробнее, чем обычно излагает события на заседании, отметив в выступлении короля обличения, направленные против папы Бонифация VIII, и реакцию присутствующих.
Документы 1302-1308 гг. отражают организационную неоформленность органа сословного представительства, непрерывные изменения в политике королевской власти по отношению к представительным собраниям, свидетельствуя о том, что правительство не выработало еще определенных принципов организаций ассамблей.
С 1302 по 1308 г., только по церковным вопросам было созвано несколько собраний, которые не являлись однородными.
В июле 1303 года король
вновь попытался созвать
Помимо собраний,
на которых обсуждались вопросы
взаимоотношений королевской
Таким образом, возникновение общесословного общегосударственного представительного учреждения не означало прекращения практики расширенных собраний Королевского совета.
Документы ассамблей антипапской кампании (1302-1308 гг.) свидетельствуют об отсутствии определенной формы созыва и четких условий представительства депутатов.
В 1302 г. король пытался определить города, которые должны были послать депутатов в Париж. В июле 1303 г. королевская администрация на юге четко указала города, представители которых вызывались на ассамблею в Монпелье. В 1308 г. было составлено открытое общее письмо к общинам городов. В результате на Г. ш. были необычно широко представлены города.
Как правило, все 3 сословия созывались по бальяжам. Высшее духовенство и крупные светские феодалы должны были лично присутствовать на ассамблеях. Капитулы церквей и конвенты монастырей, как и общины городов, посылали по 2-3 депутата обладавших всей полнотой власти. В 1302-1303 гг. приглашения вызовы сопровождались безоговорочным предупреждением о личном присутствии. Отказ от личного присутствия сопровождался извинением и чаще всего объяснением причин.
В 1308 г. король несколько
изменил условия
Вопрос об организации выборов является наиболее важным и сложным.
Организация выборов у духовенства была относительно четкой, очевидно, по причине организованности самого сословия, порожденной церковной иерархией. Анализ грамот-доверенностей, исходящих от капитулов церквей и конвентов монастырей, где и должны были избираться депутаты, показывает, что в ряде случаев депутаты прямо назначались аббатом или приором монастыря. Традиционная фраза в грамотах: делаем, устанавливаем, постановляем. Часты, однако, случаи выборов депутатов на общем собрании монастыря, которое созывалось по звуку колокола. Очевидно, и в этом случае при выборах решающим было мнение настоятеля монастыря.
Выборы и условия представительства депутатов от дворянства очень неопределенны.
Условия представительства дворянства в письмах-вызовах, напрваленных от имени короля, вообще не оговариваются. На Г. ш. в Париже в 1302 г. и ассамблеях 1303 г. в числе присутствующих названы только крупные феодалы. Обращает на себя внимание и факт отсутствия документов о выборах представителей от мелкого и среднего дворянства и в 1308 г. Можно полагать, что это имеет объективные причины. Одной из них являются особенности вассальной системы во Франции. Среднее и мелкое дворянтсво оставалось резервом крупных феодалов и не принимало заметного участия в работе Г. ш. 1302-1308 гг.
Кроме того, следует
учитывать и бытующее в дворянской
среде представление о
У горожан также отсутствовали четкие нормы представительства. По вызову короля в 1302 г. предполагалось присутствие 2-3 депутатов от каждого города. В 1303 г. условия представительства были изменены: консулы должны были присутствовать лично, от общины же выделялись депутаты с достаточными полномочиями.
Социальный облик депутатов.
Духовенство обычно посылало на ассамблею лиц духовного звания: капитулы церквей – каноников, конвенты монастрыей – приоров и других должностных лиц монастыря, монахов.
Депутатами от светских феодалов являлись дворяне, горожане и легисты.
Все эти особенности общефранцузского представительного учреждения дают основания говорить об отсутствии организационной стабильности. Этими особенностями являлись непериодичность ассамблей и их неопределенный характер, т.к. Г. ш. сменялись собранием одного и двух сословий или провинциальными штатами; отсутствие четких норм представительства и слабое развитие принципа выборности.
Многие из особенностей ранних Г. ш. сохранились на всем протяжении их истории. Так, например, созыв Г. ш. никогда так и не стал их правом. И хотя король, прибегая к помощи этого учреждения, и уступал объективным обстоятельствам, право созыва, назначение срока и места собраний оставались его прерогативой. Решения депутатов не имели юридической силы, и диалог короля с сословиями носил в значительной мере односторонний характер, так как король не отчитывался представительному органу.
С момента возникновения Г. ш. только сосуществовали с остальными звеньями сословно-представительной системы, но так и не составили с ними соподчиненное или единое целое
Уже в этот период сложилась такая отличительная черта структуры сословно-представительного органа, отразившая специфическую расстановку социальных сил во французском обществе, как деление их на 3 палаты, соответственно сословиям, каждое из которых решало дело самостоятельно. Орган объединял в своем составе представителей духовенства, дворянства и патрицианско-бюргерской верхушки горожан.
Король использовал
орган представительства в
Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.
В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).
С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
Информация о работе Организация и структура ранних Генеральных штатов