Организация и структура ранних Генеральных штатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:11, доклад

Описание работы

Согласно феодальному обычаю, «совет» вассала являлся службой, который тот был обязан своему сюзерену. Потребность сюзерена в этом совете, который означал для него судебную, военную, финансовую или моральную помощь со стороны вассала, определялась структурой землевладения и связанной с ней расселением политической власти. Французский король делил свою власть с вассалами, составлявшими его двор (curia). В состав королевской курии входили собственно вассалы домена и все вельможи королевства, присягнувшие на верность королю.

Работа содержит 1 файл

Генеральные штаты.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Организация и  структура ранних Генеральных штатов.

Н.А. Хачатурян

Возникновение Генеральных штатов во Франции 

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные  заседания королевского совета, а также провинциальные ассамблеи сословий. Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Согласно феодальному  обычаю, «совет» вассала являлся  службой, который тот был обязан своему сюзерену. Потребность сюзерена в этом совете, который означал для него судебную, военную, финансовую или моральную помощь со стороны вассала, определялась структурой землевладения и связанной с ней расселением политической власти. Французский король делил свою власть с вассалами, составлявшими его двор (curia). В состав королевской курии входили собственно вассалы домена и все вельможи королевства, присягнувшие на верность королю.

Собрания курии  вызывались из-за отсутствия достаточных  для решения финансовых, административных и военных вопросов возможностей. Собрания не обладали правом инициативы и не были периодическими. Частота их созыва королем зависела от проблем внешней политики (вопросов войны и мира, крестовых походов) и внутренних проблем (частные войны, нарушение долга верности). Начиная с Людовика VII можно отметить на заседаниях курии появление горожан. Филипп II Август, уезжая на продолжительное время из королевства в связи с 3 крестовым походом, предписывал привлекать представителей городов королевского домена к участию в Королевском совете. Так сформировался Королевский совет и парламент (королевские советники и постоянные органы курии).

Интересно отметить, что хронист королевского свода  среди всех собраний никак не выделяет ассамблею 1302 г., которую и принято считать началом Генеральных штатов. Однако автор хроники подробнее, чем обычно излагает события на заседании, отметив в выступлении короля обличения, направленные против папы Бонифация VIII, и реакцию присутствующих.

Документы 1302-1308 гг. отражают организационную неоформленность органа сословного представительства, непрерывные изменения в политике королевской власти по отношению к представительным собраниям, свидетельствуя о том, что правительство не выработало еще определенных принципов организаций ассамблей.

С 1302 по 1308 г., только по церковным вопросам было созвано  несколько собраний, которые не являлись однородными.

В июле 1303 года король вновь попытался созвать ассамблею  в Париже, затем отказался от этой мысли и прибегнул к иной тактике  – посылает комиссаров на места с целью добиться одобрения своей политики и созыва провинциальных собраний в ряде провинций. Наконец, в 1308 г. (г. Тур) были созваны Генеральные штаты.

Помимо собраний, на которых обсуждались вопросы  взаимоотношений королевской власти и папы, происходили совещания по другим причинам. Например, монетные проблемы (взимание налогов, взимание десятины с духовенства для нужд войны во Фландрии), которые в 1308 году стали основанием для неоднократного вызова из городов по 2-3 нотабля, знающих монетное дело. 

Таким образом, возникновение общесословного общегосударственного представительного учреждения не означало прекращения практики расширенных собраний Королевского совета.

Документы ассамблей  антипапской кампании (1302-1308 гг.) свидетельствуют об отсутствии определенной формы созыва и четких условий представительства депутатов.

В 1302 г. король пытался  определить города, которые должны были послать депутатов в Париж. В июле 1303 г. королевская администрация  на юге четко указала города, представители которых вызывались на ассамблею в Монпелье. В 1308 г. было составлено открытое общее письмо к общинам городов. В результате на Г. ш. были необычно широко представлены города.

Как правило, все 3 сословия созывались по бальяжам. Высшее духовенство и крупные светские феодалы должны были лично присутствовать на ассамблеях. Капитулы церквей и конвенты монастырей, как и общины городов, посылали по 2-3 депутата обладавших всей полнотой власти.  В 1302-1303 гг. приглашения вызовы сопровождались безоговорочным предупреждением о личном присутствии. Отказ от личного присутствия сопровождался извинением и чаще всего объяснением причин.

В 1308 г. король несколько  изменил условия представительства. Он допускает возможность избрания одного депутата от нескольких епископов провинции, уполномоченного ими на провинциальном собрании.

Вопрос об организации  выборов является наиболее важным и  сложным.

Организация выборов  у духовенства была относительно четкой, очевидно, по причине организованности самого сословия, порожденной церковной иерархией. Анализ грамот-доверенностей, исходящих от капитулов церквей и конвентов монастырей, где и должны были избираться депутаты, показывает, что в ряде случаев депутаты прямо назначались аббатом или приором монастыря. Традиционная фраза в грамотах: делаем, устанавливаем, постановляем. Часты, однако, случаи выборов депутатов на общем собрании монастыря, которое созывалось по звуку колокола. Очевидно, и в этом случае при выборах решающим было мнение настоятеля монастыря.

Выборы и условия  представительства депутатов от  дворянства очень неопределенны.

Условия представительства  дворянства в письмах-вызовах, напрваленных от имени короля, вообще не оговариваются. На Г. ш. в Париже в 1302 г. и ассамблеях 1303 г. в числе присутствующих названы  только крупные феодалы. Обращает на себя внимание и  факт отсутствия документов о выборах представителей от мелкого и среднего дворянства и в 1308 г. Можно полагать, что это имеет объективные причины. Одной из них являются особенности вассальной системы во Франции. Среднее и мелкое дворянтсво оставалось резервом крупных феодалов и не принимало заметного участия в работе Г. ш. 1302-1308 гг.

Кроме того, следует  учитывать и бытующее в дворянской среде представление о равнозначимости  каждого из ее членов. В этих условиях естественным и единственно возможным выходом был вызов на Г. ш. именно крупных феодалов, каждый из которых являлся политической главой большей или меньшей группы дворян.

У горожан также  отсутствовали четкие нормы представительства. По вызову короля в 1302 г. предполагалось присутствие 2-3 депутатов от каждого города. В 1303 г. условия представительства были изменены: консулы должны были присутствовать лично, от общины же выделялись депутаты с достаточными полномочиями.

Социальный облик  депутатов.

Духовенство обычно посылало на ассамблею лиц духовного  звания: капитулы церквей – каноников, конвенты монастрыей – приоров и  других должностных лиц монастыря, монахов.

Депутатами от светских феодалов являлись дворяне, горожане и легисты.

Все эти особенности общефранцузского представительного учреждения дают основания говорить об отсутствии организационной стабильности. Этими особенностями являлись непериодичность ассамблей и их неопределенный характер, т.к. Г. ш. сменялись собранием одного и двух сословий или провинциальными штатами; отсутствие четких норм представительства и слабое развитие принципа выборности.

Многие из особенностей ранних Г. ш. сохранились на всем протяжении их истории. Так, например, созыв Г. ш. никогда так и не стал их правом. И хотя король, прибегая к помощи этого учреждения, и уступал объективным обстоятельствам, право созыва, назначение срока и места собраний оставались его прерогативой. Решения депутатов не имели юридической силы, и диалог короля с сословиями носил в значительной мере односторонний характер, так как король не отчитывался представительному органу.

С момента возникновения  Г. ш. только сосуществовали с остальными звеньями сословно-представительной системы, но так и не составили с ними соподчиненное или единое целое

Уже в этот период сложилась такая отличительная черта структуры сословно-представительного органа, отразившая специфическую расстановку социальных сил во французском обществе, как деление их на 3 палаты, соответственно сословиям, каждое из которых решало дело самостоятельно. Орган объединял в своем составе представителей духовенства, дворянства и патрицианско-бюргерской верхушки горожан.

Король использовал  орган представительства в качестве орудия своей политики, прибегая к  его созыву лишь тогда, когда была необходима военная, финансовая или моральная помощь. Он менял формы представительных собраний, руководствуясь соображениями политических выгод: созывал все сословия вместе или отдельно, только представителей первого и второго сословий или только представителей городов.

Значение Генеральных  штатов возросло во время Столетней войны 13371453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 13571358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё  реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных  штатов пришёл в упадок в связи  с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 14841560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

Информация о работе Организация и структура ранних Генеральных штатов