Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение порядка осуществления опеки и попечительства. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
изучение теоретических аспектов осуществления опеки и попечительства;
анализ норм гражданского и семейного права в сфере опеки и попечительства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Органы опеки и попечительства............................…………………………5
1.1 Общая характеристика опеки и попечительства……………………………5
1.2 Опека и попечительство……………………………………………………..11
2. Осуществление опеки (попечительства)... ……………………………….16
2.1 Порядок осуществления опеки (попечительства)…………………………16
2.2 Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного…27
2.3 Прекращение опеки и попечительства……………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………… 33
Список литературы……………………
Ряд дополнительных ограничений предусмотрен Семейным кодексом (ст. 146). Опекунами (попечителями) несовершеннолетнего не могут быть назначены лица, ограниченные судом в родительских правах (ст. 73 СК), опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей (п. 2 ст. 39 ГК), бывшие усыновители при отмене усыновления по их вине (п. 1 ст. 141 СК), а также лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или другими хроническими заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 (СЗ РФ, 1996, №19, ст. 2304). К их числу отнесены: туберкулез (активный и хронический), заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.
О
личных качествах будущего опекуна
приходится судить, беседуя с ним,
знакомясь с его
Тщательный медицинский осмотр будущего опекуна особенно необходим там, где несовершеннолетнему предстоит войти в новую для него семью. Если же он с рождения находится с ним вместе, надобности в особо тщательном и широком медицинском обследовании претендента на опеку нет.
Если проживающий вместе с детьми кандидат в опекуны страдает тяжким душевным заболеванием, алкоголизмом, наркоманией, его просьба удовлетворена быть не может по понятным причинам – имеющий заболевания подобного рода воспитателем быть не может.
Более высокие требования к состоянию здоровью будущего воспитателя предъявляются и тогда, когда имеется несколько претендентов на роль опекуна.
Поскольку после установления опеки подопечному предстоит жить в семье опекуна, необходимо заручиться согласием супруга последнего. При его нежелании находится вместе с подопечным трудно рассчитывать на благоприятные условия семейного воспитания. В сложных ситуациях, когда налицо недобрые чувства к детям, лишившимся родительского попечения, вызваны несерьезными причинами, инспектору следует убедить супруга опекуна в его неправоте. При отсутствии серьезных доводов против несовершеннолетнего опекун назначается вопреки желанию супруга будущего опекуна, других взрослых членов его семьи, если того требуют интересы ребенка или подростка.
Согласие самого подопечного на установление опеки (попечительства) и на назначение конкретного лица опекуном (попечителем) не требуется, однако в случаях, если это возможно (исходя из возраста и состояния здоровья), его желание выявляется и учитывается, хотя и не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя).
Чаще всего с просьбой о назначении опекуном обращаются близкие родственники детей, которые либо уже заменили родителей, либо готовы их заменить, так как родителей не стало. Тогда подбирать кандидатуру опекуна не приходится. Так же бывает и в том случае, когда восполнить ребенку отсутствие родителей хотят посторонние ему лица (сослуживцы родителей, соседи по дому и т.п.).
Сложнее обстоит дело, если рядом с детьми никого нет, тогда опекуна надо искать. В подобных случаях предпринимаются меры поиска человека, который мог бы принять на себя опекунские права и обязанности, путем обращения в общественные организации по месту работы родителей, их места жительства. Когда эти поиски безуспешны, несовершеннолетнего направляют в одно из детских учреждений на полное государственное обеспечение.
Несовершеннолетним, воспитание и содержание которых полностью осуществляется государственными воспитательными учреждениями различных типов (домами ребенка, детскими домами, специальными (коррекционными) учреждениями для детей с отклонением в развитии, домами инвалидов и др.), опекуны (попечители) не назначаются. Не назначаются они и гражданам, помещенным в соответствующие лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и т.п. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается в этих случаях на администрацию указанного учреждения (директора, главного врача и т.п.) без специального назначения. Конкретные обязанности учреждений как опекунов или попечителей установлены в положениях (уставах) о таких учреждениях.
Особую сложность представляет обеспечение интересов подростков, которые, например, по достижении 16 летнего возраста выбывают из детского дома, а семьи у них нет. Нет и тех, кто хотел бы стать их попечителями. К тому же некоторые подростки, стремясь к полной самостоятельности, свободе от воздействия взрослых, сами не хотят иметь воспитателя, хотя без лица, несущего ответственность за воспитание, т.е. попечителя, нельзя получить алименты, различного рода пособия, защитить жилищные и другие права несовершеннолетнего, о чем тот и не подозревает. Поэтому полезно ему все разъяснить. Тогда отделу по охране детства особенное важно:
обеспечить вместе с руководством детского учреждения, комиссией по делам несовершеннолетних администрации трудоустройство несовершеннолетнего. Отсутствие попечителя не освобождает инспектора от обязанности вести специальный учет подростков, не имеющих семьи, принимать все меры для охраны их личных, жилищных, имущественных интересов.
Право выбора наиболее подходящей кандидатуры в опекуны принадлежит органам опеки и попечительства. По общему правилу согласие либо несогласие на этот счет родителя, который почему-либо не может сам заниматься воспитанием, правового значения не имеет, хотя прислушаться к его соображениям стоит.
Осуществляя выбор опекуна при наличии нескольких претендентов на воспитание, следует учитывать, что преимущественное право имеют прежде всего близкие родственники детей, за исключением случаев, когда они, по мнению органов опеки и попечительства, не могут обеспечить надлежащее воспитание ребенка. Существование такого преимущества понятно: оно позволяет сохранить пусть даже неполную семью.
Когда возникают разногласия между несколькими претендентами на опеку, очень важно отличить добрые побуждения от корыстных. Для этого необходимо получить представление, как складывались отношения с детьми до того, как встал вопрос о назначении опекуна. Чаще всего о добром отношении к детям свидетельствует забота о них задолго до оформления отношений по опеке.
Опекун или попечитель назначается соответствующим административным актом (постановление, решение и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом.
Полномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства. Одному лицу может быть назначен только один опекун (попечитель). В то же время одно лицо может быть опекуном (попечителем) двух и более подопечных (например, в
отношении нескольких несовершеннолетних детей – родных братьев и сестер).
Для
максимального учета интересов
подопечных опекун (попечитель) обычно
назначается по месту жительства
подопечного. В исключительных случаях,
при наличии заслуживающих
За ребенком, помещенным на воспитание к опекуну (попечителю), в течение всего времени пребывания у опекуна (попечителя) сохраняется его жилое помещение (п. 3 ст. 60 ЖК). Если же площадь, которую он занимал, вернуть невозможно, ребенок имеет право на внеочередное предоставление другой жилой площади (ч. 2 ст. 37 ЖК). В этих случаях она предоставляется органом исполнительной власти по месту первичного устройства ребенка в семью или по месту регистрации рождения ребенка. При отсутствии необходимого жилищного фонда детям может быть предоставлена целевая безвозмездная ссуда на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях, по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»).
Граждане, вселившиеся в жилое помещение подопечных в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на него не приобретают (ч. 3 ст. 54 ЖК). Однако опекун (попечитель) может от имени и в интересах ребенка (как его законный представитель) осуществлять (или давать согласие) все предоставленные ему полномочия по договору найма жилого помещения (в том числе и когда несовершеннолетний является единственным лицом, имеющим право на это помещение). В частности, он может в интересах ребенка требовать раздела жилой площади и заключение от его имени отдельного договора найма, обмена жилого помещения и т.д. За опекунами (попечителями) сохраняется помещение, из которого они выбыли в связи с выполнением опекунских обязанностей на все время до прекращения этих обязанностей (ч. 4 ст. 60 ЖК).
Закон допускает раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего 16 лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, если это не отразится на воспитании несовершеннолетнего и защите его прав и интересов. На практике раздельное проживание разрешается, когда в связи с поступлением на работу или обучением несовершеннолетний вынужден проживать в другом месте. Это, однако, не освобождает попечителя от выполнения возложенных на него законом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, защите его прав и интересов.
Обо
всякой перемене своего места жительства
опекун (попечитель) должен известить
орган опеки и попечительства.
Он вправе запретить переезд
В любом случае, где бы ни устанавливалась опека, следует иметь в виду, что опекун должен быть назначен не позднее 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости ее установления, т.е. с момента, когда получено решение суда, признающее гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, либо с момента, когда эти органы узнали, что ребенок остался без попечения родителей.
Все
материала, необходимые для установление
опеки, подаются в отдел образования.
В их число входят: заявление в
адрес органов опеки и
После вынесения решения о назначении опекуна (или отказе в удовлетворении просьбы заявителя) один экземпляр этого документа остается в отделе образования, а другой выдается опекуну. Заводится личное дело подопечного, где находятся все материалы, на основании которых данная опека оформлялась.
Под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую и не материальную его обеспеченность и достаток, а всю совокупность таких человеческих качеств, без которых невозможно полноценное воспитание детей (доброта, трудолюбие, честность) и умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка. Хотя отстранение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) происходит довольно редко, тем не менее орган опеки и попечительства обязан тщательно проверять соответствие опекуна (попечителя) предъявляемым требованиям, поскольку ребенок, оставшийся без попечения родителей, должен чувствовать себя так же, как и о любой несовершеннолетний, т.е. получить такое же полноценное воспитание в семье опекуна (попечителя), как и другие несовершеннолетние. Когда опекун (попечитель) по каким-либо причинам не может обеспечить воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения.