Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:16, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приближается к полумиллионной цифре. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого "социального сиротства", то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение, что особенно ярко подчеркивает актуальность рассматриваемой в данной работе проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Работа содержит 1 файл

Диплом опека и попеч-во.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
Опека и попечительство над несовершеннолетними  детьми
Код работы 15050
Вид работы  Диплом
Раздел  Юриспруденция
Содержание Введение…3 
1. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми…8 
  1.1. Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство…8 
  1.2. Опекуны (попечители) детей…13 
  1.3. Опека (попечительство) над детьми, находящимися в  
         воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях  
         и учреждениях социальной защиты населения…16 
2. Права детей находящихся под опекой и оставшихся без попечения…25 
  2.1. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) …25 
  2.2. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся         

 в  воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях         

 социальной  защиты населения…40 
Заключение…55 
Библиография…59 
Приложение 1. Сущность понятия опека и попечительство                          

 над  несовершеннолетними детьми…64 
Приложение 2. Права детей, оставшихся без попечения родителей                          

 и  находящихся в воспитательных  учреждениях…65 
Приложение 3. Права детей, находящихся под опекой…66 
 
+ Доклад

Объем 66
Цена (руб.) 800
 
 

 Введение  

  

 В последние  годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приближается к полумиллионной цифре. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого "социального сиротства", то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение, что особенно ярко подчеркивает актуальность рассматриваемой в данной работе проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

 В Семейном, кодексе РФ общие положения о  защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 Семейного Кодекса. Используемый в ст. 121 СК термин "дети, оставшиеся без попечения родителей" впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В ст. 121 СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

 Основанное  на положениях ст. 121 СК законодательное  определение терминов "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения  родителей" дано Законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

 В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного  окружения или который не может  оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

 Таким образом, тема выпускной квалификационной работы "Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми", бесспорно, является актуальной, поскольку сегодня в России имеется достаточно большой круг спорных вопросов и недостаточно полно в законодательном порядке рассмотрены права несовершеннолетних детей находящихся под опекой и попечительством, что подчеркивается многими исследователями в области семейного права.

 Объектом  исследования данной выпускной квалификационной работы является опека и попечительство над несовершеннолетними детьми.

 Предметом исследования является правовое содержание понятия опеки и попечительства и права несовершеннолетних детей, над которыми устанавливается опека и попечительство согласно Семейному кодексу Российской Федерации.

 Данная  выпускная квалификационная работа направлена на изучение достаточно интересного явления в семейном праве, а именно – опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в Российской Федерации. Новизна проблемы исследования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, важна уже по той причине, что является практически мало изученной, хотя, несомненно, очень интересной. Разработка данного направления, освещение его закономерностей с точки зрения семейного права открывает новые горизонты в исследованиях эффективности и правомерности установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми до сих пор остается недостаточно разработанной и изученной, любое исследование, направленное на выявление закономерностей этой проблемы, представляет собой большой интерес.

 Целью выпускной квалификационной работы является определение роли опеки  и попечительства над несовершеннолетними  детьми в современном семейном праве  путем нового осмысления понятия  и видов опеки и попечительства, их содержания. А также дача рекомендаций практического характера по отдельным вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и изучение судебной практики.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 Во-первых, разобраться и усвоить понятие, содержание, виды и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

 Во-вторых, выявить особенности установления опеки или попечительства над  несовершеннолетними детьми;

 В-третьих, показать, какие права имеют дети находящиеся под опекой и оставшиеся без попечения;

 В-четвертых, проанализировать законодательство и  судебную практику в рамках поставленной цели.

 Структура работы определена особенностями темы. Выпускная квалификационная работа включает в себя две главы, в первой из которых рассматриваются общие положения об опеке и попечительстве над несовершеннолетними детьми, во второй – непосредственно права детей находящихся под опекой и оставшихся без попечения.

 Методологической  и теоретической основой выпускной  квалификационной работы являются работы ведущих отечественных авторов в области семейного права. Основной метод исследования характеризуется сочетанием текстологического анализа и метода анализа судебной практики судов Российской Федерации.

 При написании работы огромную помощь оказали следующие теоретические источники: Волкова М.А. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми; Пчелинцева Л.М. Семейное право России; Житкова Е.А. Права детей находящихся под и опекой и оставшихся без попечения; Кочетов Р.Д. Попечительство над несовершеннолетними детьми. Помимо научной и учебной литературы использовались материалы судебной практики.

 Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.  

  

 1. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми (отрывок)

 1.1. Дети, над которыми  устанавливаются  опека или попечительство  

  

 Опека и попечительство в семейном праве - это форма устройства детей - сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

 К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК).

 Институт  опеки и попечительства основан  на нормах не только семейного, но и  гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В ГК РФ нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельную главу (институт семейного права) и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

 Вопрос  об основаниях и порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, важен для защиты их личных неимущественных  и имущественных прав и интересов. Основанием установления опеки и  попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК; п. 1ст. 31 ГК).

 Семейным  и гражданским законодательством  установлено, что опека устанавливается  над малолетними детьми, не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 33 ГК). Ранее, до введения в действие части первой ГК (то есть до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершеннолетними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечительство - несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет.

 Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования  подопечных детей, но важно в сфере  защиты опекунами (попечителями) их личных неимущественных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей, совершают от их имени их опекуны как законные представители (п. 2 ст. 28 ГК). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.

 Несовершеннолетние  подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо  большим объемом гражданской  дееспособности, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

 В соответствии с п. 1 ст. 34 ГК и п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую администрацию, назначают гражданам опекунов и попечителей путем вынесения соответствующего решения (п. 9 ст. 53, п. 7 ст. 64 и п. 7 ст. 75 Закона о местном самоуправлении). Например, в Москве решения по вопросам установления опеки (попечительства) в отношении детей, находящихся в семьях российских граждан, а также по назначению доверительных управляющих имуществом подопечных принимаются главой Управы района - лично или через подразделения администрации района.

 Орган опеки и попечительства по месту  жительства ребенка назначает опекуна  или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде (п. 1 ст. 35 ГК).

 Опекун  или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона (см. комментарий к ст. 146 СК), принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике согласие гражданина быть опекуном (попечителем) выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства. Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов.

 Незаконные  действия по передаче несовершеннолетних под опеку (попечительство) влекут привлечение  к административной ответственности  в виде наложения штрафа в размере  от десяти до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда, а на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.37 КоАП).

 Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39 и 40 ГК. Опека  над малолетним подопечным автоматически  прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (п. 2 ст. 40 ГК).

 Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения (организации) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п. 2 ст. 39 ГК).

 В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных  на него обязанностей, в том числе  при использовании им опеки или  попечительства в корыстных целях  или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение  и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).

Информация о работе Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание