Введение
В последние
годы в России наблюдается рост числа
детей, оставшихся без попечения родителей.
Их общее количество ежегодно увеличивается
примерно на тридцать-сорок тысяч человек
и приближается к полумиллионной цифре.
Причем лишь небольшое число этих детей
(по некоторым данным не более 10%) остались
без попечения родителей в результате
их смерти. Остальные относятся к явлению
так называемого "социального сиротства",
то есть являются сиротами при живых родителях.
Основными причинами увеличения числа
детей-сирот при живых родителях являются
падение социального престижа семьи, ее
материальные и жилищные трудности, межнациональные
конфликты, рост внебрачной рождаемости,
высокий процент родителей, ведущих асоциальный
образ жизни. В этой связи защита прав
и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей, приобретает в Российской Федерации
крайне важное значение, что особенно
ярко подчеркивает актуальность рассматриваемой
в данной работе проблемы опеки и попечительства
над несовершеннолетними детьми.
В Семейном,
кодексе РФ общие положения о
защите прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей, содержатся в
ст. 121 Семейного Кодекса. Используемый
в ст. 121 СК термин "дети, оставшиеся
без попечения родителей" впервые применен
в семейном законодательстве, что соответствует
международно-правовым нормам и отвечает
требованиям времени. В ст. 121 СК дан примерный
перечень оснований (причин) утраты детьми
родительского попечения: а) смерть родителей,
лишение их родительских прав, ограничение
их в родительских правах или признание
родителей судом недееспособными; б) уклонение
родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов, в том числе
отказ родителей взять своих детей из
воспитательных учреждений, лечебных
учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений;
в) длительное отсутствие родителей, болезнь
родителей и иные причины (отбывание родителями
наказания в местах заключения, нахождение
их под стражей в период следствия, постоянное
проживание родителей в другом населенном
пункте, признание родителей безвестно
отсутствующими, розыск их органами внутренних
дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).
Основанное
на положениях ст. 121 СК законодательное
определение терминов "дети-сироты"
и "дети, оставшиеся без попечения
родителей" дано Законом "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установлено, что дети-сироты - это лица
в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба
или один-единственный родитель, а дети,
оставшиеся без попечения родителей, -
это лица в возрасте до 18 лет, которые остались
без попечения единственного или обоих
родителей в связи с отсутствием родителей
или лишением их родительских прав, ограничением
их в родительских правах, признанием
родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными (ограниченно дееспособными),
находящимися в лечебных учреждениях,
объявлением их умершими, отбыванием ими
наказания в учреждениях, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, нахождением
в местах содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений;
уклонением родителей от воспитания детей
или от защиты их прав и интересов отказом
родителей взять своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных
заведений и в иных случаях признания
ребенка оставшимся без попечения родителей
в установленном законом порядке.
В соответствии
с требованиями норм международного
права ребенок, который временно
или постоянно лишен своего семейного
окружения или который не может
оставаться в таком окружении, имеет право
на особую защиту и помощь, предоставляемые
государством. В Российской Федерации
задачей государственной важности является
создание условий для полноценного физического,
интеллектуального, духовного, нравственного
и социального развития детей, оставшихся
без попечения родителей, подготовки их
к самостоятельной жизни в современном
обществе, а также оказание им психологической,
медицинской и педагогической помощи.
Таким
образом, тема выпускной квалификационной
работы "Опека и попечительство над
несовершеннолетними детьми", бесспорно,
является актуальной, поскольку сегодня
в России имеется достаточно большой круг
спорных вопросов и недостаточно полно
в законодательном порядке рассмотрены
права несовершеннолетних детей находящихся
под опекой и попечительством, что подчеркивается
многими исследователями в области семейного
права.
Объектом
исследования данной выпускной квалификационной
работы является опека и попечительство
над несовершеннолетними детьми.
Предметом
исследования является правовое содержание
понятия опеки и попечительства и права
несовершеннолетних детей, над которыми
устанавливается опека и попечительство
согласно Семейному кодексу Российской
Федерации.
Данная
выпускная квалификационная работа
направлена на изучение достаточно интересного
явления в семейном праве, а именно – опеки
и попечительства над несовершеннолетними
детьми в Российской Федерации. Новизна
проблемы исследования опеки и попечительства
над несовершеннолетними детьми, важна
уже по той причине, что является практически
мало изученной, хотя, несомненно, очень
интересной. Разработка данного направления,
освещение его закономерностей с точки
зрения семейного права открывает новые
горизонты в исследованиях эффективности
и правомерности установления опеки и
попечительства над несовершеннолетними
детьми. Поскольку опека и попечительство
над несовершеннолетними детьми до сих
пор остается недостаточно разработанной
и изученной, любое исследование, направленное
на выявление закономерностей этой проблемы,
представляет собой большой интерес.
Целью
выпускной квалификационной работы
является определение роли опеки
и попечительства над несовершеннолетними
детьми в современном семейном праве
путем нового осмысления понятия
и видов опеки и попечительства,
их содержания. А также дача рекомендаций
практического характера по отдельным
вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними
детьми и изучение судебной практики.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
Во-первых,
разобраться и усвоить понятие, содержание,
виды и значение опеки и попечительства
над несовершеннолетними детьми;
Во-вторых,
выявить особенности установления
опеки или попечительства над
несовершеннолетними детьми;
В-третьих,
показать, какие права имеют дети
находящиеся под опекой и оставшиеся без
попечения;
В-четвертых,
проанализировать законодательство и
судебную практику в рамках поставленной
цели.
Структура
работы определена особенностями темы.
Выпускная квалификационная работа
включает в себя две главы, в первой
из которых рассматриваются общие положения
об опеке и попечительстве над несовершеннолетними
детьми, во второй – непосредственно права
детей находящихся под опекой и оставшихся
без попечения.
Методологической
и теоретической основой выпускной
квалификационной работы являются работы
ведущих отечественных авторов в области
семейного права. Основной метод исследования
характеризуется сочетанием текстологического
анализа и метода анализа судебной практики
судов Российской Федерации.
При
написании работы огромную помощь оказали
следующие теоретические источники: Волкова
М.А. Опека и попечительство над несовершеннолетними
детьми; Пчелинцева Л.М. Семейное право
России; Житкова Е.А. Права детей находящихся
под и опекой и оставшихся без попечения;
Кочетов Р.Д. Попечительство над несовершеннолетними
детьми. Помимо научной и учебной литературы
использовались материалы судебной практики.
Выпускная
квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографического
списка и трех приложений.
1.
Опека и попечительство
над несовершеннолетними
детьми (отрывок)
1.1.
Дети, над которыми
устанавливаются
опека или попечительство
Опека
и попечительство в семейном праве
- это форма устройства детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, в целях их содержания, воспитания
и образования, а также для защиты их прав
и интересов (ст. 123 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1
Закона "О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей").
К несовершеннолетним
детям, оставшимся без попечения родителей,
относятся дети, родители которых умерли,
лишены родительских прав, ограничены
в родительских правах или признаны недееспособными.
Отсутствие родительского попечения может
быть вызвано также болезнью родителей,
препятствующей выполнению ими родительских
обязанностей, длительным отсутствием
родителей (в связи с командировкой, отбыванием
наказания в местах заключения и т. п.),
уклонением родителей от воспитания детей
или от защиты их прав и интересов (в том
числе при отказе родителей взять своих
детей из воспитательных учреждений) и
иными причинами (ст. 121 СК).
Институт
опеки и попечительства основан
на нормах не только семейного, но и
гражданского права, а также административного
права, то есть по своей сути является
комплексным. В ГК РФ нормы об опеке и попечительстве
входят в состав различных институтов:
дееспособность граждан, представительство
сделки, обязательства, возникающие вследствие
причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся
общие положения об установлении и прекращении
опеки и попечительства над гражданами.
В СК нормы об опеке и попечительстве образуют
самостоятельную главу (институт семейного
права) и регламентируют опеку и попечительство
как форму устройства и семейного воспитания
детей, оставшихся без родительского попечения.
В Семейном кодексе соответственно определяются
права и обязанности опекунов (попечителей)
и права несовершеннолетних детей, находящихся
под опекой (попечительством).
Вопрос
об основаниях и порядке установления
опеки и попечительства над детьми,
оставшимися без попечения родителей,
важен для защиты их личных неимущественных
и имущественных прав и интересов.
Основанием установления опеки и
попечительства над детьми является
факт утраты ими по тем или иным причинам
родительского попечения. Опека и попечительство
над детьми преследуют две основные цели:
а) воспитание детей, оставшихся без попечения
родителей; б) защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей
(п. 1 ст. 145 СК; п. 1ст. 31 ГК).
Семейным
и гражданским законодательством
установлено, что опека устанавливается
над малолетними детьми, не достигшими
четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1
ст. 32 ГК), а попечительство - над несовершеннолетними
в возрасте от четырнадцати до восемнадцати
лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 33 ГК). Ранее, до
введения в действие части первой ГК (то
есть до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась
над несовершеннолетними, не достигшими
возраста пятнадцати лет, а попечительство
- несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати
до восемнадцати лет.
Разграничение
понятий опеки и попечительства
не имеет существенного значения
в сфере воспитания и образования
подопечных детей, но важно в сфере
защиты опекунами (попечителями) их личных
неимущественных и имущественных прав
и интересов, что во многом определяется
различиями в содержании дееспособности
несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати
и от четырнадцати до восемнадцати лет.
В гражданско-правовой сфере опека и попечительство
рассматриваются как способы восполнения
дееспособности граждан (частичной или
неполной). Как известно, малолетние в
возрасте от шести до четырнадцати лет
вправе самостоятельно совершать только
весьма ограниченный круг сделок: мелкие
бытовые сделки; сделки, направленные
на безвозмездное получение выгоды, не
требующие нотариального удостоверения
либо государственной регистрации; а также
сделки по распоряжению средствами, предоставленными
законным представителем или с его согласия
третьим лицом для определенной цели или
для свободного распоряжения. Все остальные
сделки за несовершеннолетних, не достигших
возраста четырнадцати лет и утративших
попечение родителей, совершают от их
имени их опекуны как законные представители
(п. 2 ст. 28 ГК). Благодаря опекуну ребенок,
оставшийся без попечения родителей, может
стать участником любого гражданского
правоотношения.
Несовершеннолетние
подопечные в возрасте от четырнадцати
до восемнадцати лет обладают гораздо
большим объемом гражданской
дееспособности, чем малолетние. Они
вправе самостоятельно совершать те же
сделки, что и несовершеннолетние в возрасте
от шести до четырнадцати лет, а кроме
того, они могут без согласия попечителей:
распоряжаться своим заработком, стипендией
и иными доходами; осуществлять права
автора произведений науки, литературы
или искусства, изобретения или иного
охраняемого законом результата своей
интеллектуальной деятельности; а также
в соответствии с законодательством вносить
вклады в кредитные учреждения и распоряжаться
ими.
В соответствии
с п. 1 ст. 34 ГК и п. 1 ст. 1 Федерального закона
от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" органами опеки
и попечительства являются органы местного
самоуправления - выборные и другие органы,
наделенные полномочиями в решении вопросов
местного значения и не входящие в систему
органов государственной власти. Органы
местного самоуправления всех уровней,
включая поселковую (сельскую), районную
и городскую администрацию, назначают
гражданам опекунов и попечителей путем
вынесения соответствующего решения (п.
9 ст. 53, п. 7 ст. 64 и п. 7 ст. 75 Закона о местном
самоуправлении). Например, в Москве решения
по вопросам установления опеки (попечительства)
в отношении детей, находящихся в семьях
российских граждан, а также по назначению
доверительных управляющих имуществом
подопечных принимаются главой Управы
района - лично или через подразделения
администрации района.
Орган
опеки и попечительства по месту
жительства ребенка назначает опекуна
или попечителя ребенку в течение месяца
с момента, когда ему стало известно о
необходимости установления опеки или
попечительства над ним. При наличии заслуживающих
внимания обстоятельств (например, ребенок
уже проживает в семье кандидата в опекуны,
попечители) опекун или попечитель может
быть назначен органом опеки и попечительства
также и по месту жительства опекуна (попечителя).
Если ребенку, нуждающемуся в опеке или
попечительстве, в течение месяца не назначен
опекун или попечитель, исполнение обязанностей
опекуна или попечителя временно возлагается
непосредственно на орган опеки и попечительства.
Назначение опекуна или попечителя может
быть обжаловано заинтересованными лицами
в суде (п. 1 ст. 35 ГК).
Опекун
или попечитель может быть назначен
только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК).
Это обязательное условие, что естественно,
поскольку принуждение к исполнению опекунских
или попечительских обязанностей интересам
ребенка соответствовать не может и цели
опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты.
Необходимо добровольное волеизъявление
лица, отвечающего по своим личным качествам
необходимым требованиям закона (см. комментарий
к ст. 146 СК), принять на себя обязанности
опекуна (попечителя). На практике согласие
гражданина быть опекуном (попечителем)
выражается в соответствующем заявлении
в орган опеки и попечительства. Права
и обязанности опекуна (попечителя) возникают
с момента вынесения органом опеки и попечительства
решения о его назначении. Опекуну (попечителю)
выдается опекунское удостоверение, ему
разъясняются его права и обязанности,
передаются необходимые документы подопечного.
В дальнейшем орган опеки и попечительства
обязан осуществлять постоянный контроль
за деятельностью опекунов (попечителей)
и оказывать им необходимую помощь в воспитании
подопечных, защите их прав и решении других
вопросов.
Незаконные
действия по передаче несовершеннолетних
под опеку (попечительство) влекут привлечение
к административной ответственности
в виде наложения штрафа в размере
от десяти до двадцати пяти минимальных
размеров оплаты труда, а на должностных
лиц - в размере от сорока до пятидесяти
минимальных размеров оплаты труда (ст.
5.37 КоАП).
Основания
прекращения опеки и попечительства
предусмотрены ст. 39 и 40 ГК. Опека
над малолетним подопечным автоматически
прекращается по достижении им возраста
четырнадцати лет. При этом гражданин,
осуществлявший обязанности опекуна,
становится попечителем несовершеннолетнего
без дополнительного решения об этом (п.
2 ст. 40 ГК).
Опека
(попечительство) могут быть прекращены
в результате освобождения опекунов
или попечителей от исполнения ими своих
обязанностей. Так, освобождение опекунов
или попечителей от исполнения ими своих
обязанностей производится органом опеки
и попечительства при возвращении несовершеннолетнего
подопечного родителям или передаче его
на усыновление. В случае помещения подопечных
в соответствующие воспитательные, лечебные
учреждения, учреждения социальной защиты
населения или другие аналогичные учреждения
(организации) органы опеки и попечительства
могут принять такое решение при условии,
что это не противоречит интересам подопечного
(п. 1 ст. 39 ГК). При наличии уважительных
причин (болезнь, изменение имущественного
положения, отсутствие взаимопонимания
с подопечным и т. п.) опекун или попечитель
может быть освобожден от исполнения им
своих обязанностей по его просьбе (п.
2 ст. 39 ГК).
В случае
ненадлежащего выполнения опекуном
или попечителем возложенных
на него обязанностей, в том числе
при использовании им опеки или
попечительства в корыстных целях
или при оставлении подопечного
без надзора и необходимой помощи, орган
опеки и попечительства может отстранить
опекуна или попечителя от исполнения
этих обязанностей и принять необходимые
меры для привлечения виновного гражданина
к установленной законом ответственности
(п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанностей
по воспитанию несовершеннолетнего опекуном
(попечителем), связанное с жестоким обращением
с ребенком, наказывается штрафом в размере
от пятидесяти до ста минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период до одного месяца, либо ограничением
свободы на срок до трех лет, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового.
Отстранение
опекуна (попечителя) от своих обязанностей
является санкцией за виновное поведение
и как мера ответственности влечет
для него неблагоприятные последствия.
Такие лица не могут в дальнейшем быть
усыновителями, опекунами (попечителями),
приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК). |