Охрана интеллектуальной собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Динамику развития ведущих стран мира во многом определяют не сырьевые, а интеллектуальные ресурсы, генерация и эффективное распоряжение новыми знаниями.
Период неоднозначных социально-экономических трансформаций российского общества и смена хозяйственного уклада вызывает необходимость формирования новых принципов управления сферой науки, инновационной деятельности и производства.
Интеллектуальная сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который в конечном итоге определяет результат проводимых экономических преобразований. Процессы, происходящие в этой сфере, играют все большую роль в современных экономических и политических условиях развития России.

Работа содержит 1 файл

реферат по ЗИС.docx

— 30.48 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Динамику  развития ведущих стран мира во многом определяют не сырьевые, а интеллектуальные ресурсы, генерация и эффективное  распоряжение новыми знаниями.

     Период  неоднозначных социально-экономических  трансформаций российского общества и смена хозяйственного уклада вызывает необходимость формирования новых  принципов управления сферой науки, инновационной деятельности и производства.

     Интеллектуальная  сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который в конечном итоге  определяет результат проводимых экономических  преобразований. Процессы, происходящие в этой сфере, играют все большую  роль в современных экономических  и политических условиях развития России.

     В связи с этим защита прав интеллектуальной собственности – в интересах  всех участников экономических отношений. От совершенства существующей в стране системы правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности зависят творческая деятельность авторов, активность инвесторов, а главное  – темпы экономического роста. Решение  задачи по противодействию распространению  контрафактной продукции и защите прав и развитию интеллектуальной собственности  позволит России сохранить и приумножить  интеллектуальный потенциал и поддерживать на должном уровне международный  авторитет страны.

     Защита  и оценка результатов интеллектуальной деятельности – является одной из основных составляющих эффективного внедрения  создаваемых в нашей стране продуктов  высоких технологий.

     Решению этой задачи на сегодняшний день препятствует не достаточно целостная нормативная  правовая база, регулирующая охрану результатов  интеллектуальной деятельности в России. Наряду с правовым аспектом значительную роль играет методический аспект, который  позволит создателям идей наиболее эффективно решать вопросы защиты своих разработок, а, следовательно, ускорить процесс  их коммерциализации.  

  Краткая история авторского права 

Этап 1

16 мая  1928 — Постановление ЦИК и СНК  СССР, один из первых полновесных  нормативных правовых актов в  области авторского права, принятых  после Октябрьской революции 1917 года

устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права,

значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование  произведений и другое.

     Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное  регулирование отрасли. Так, условия  договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

1964 год  — Гражданский Кодекс РСФСР. 

На данном этапе законодатель использовал  иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование  авторского права было включено в  кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе  РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже  гораздо более полная и подробная  разработка авторского права.

Оба вышеупомянутые акты предусматривали возможность  предоставления авторско-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям  иностранных авторов в рамках соответствующих международных  соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали  вплоть до 1973 года за незначительным исключением  двусторонних договоров СССР.

Например, Договор между СССР и Норвегией  о торговле и мореплавании от 15.12.1925 в 13 статье предусматривает следующее: «Впредь до заключения этих конвенций  вышеуказанные права промышленной, литературной и художественной собственности  будут осуществляться гражданами одной  из Высоких Договаривающихся Сторон на территории другой Стороны в пределах и на условиях постановлений внутренних законов этой последней Стороны  и международных конвенций, соглашений или договоров, заключенных ею с  тем из других государств, которое  в этом отношении является наиболее благоприятствуемым».

1973 —  СССР присоединился ко Всемирной  Конвенции об авторском праве  в редакции 1952 года (Женевская редакция).

Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей:

исключительное  право автора переводить,

выпускать в свет переводы,

разрешать перевод и выпуск в свет переводов  произведений.  

Этап 2

9 июля 1993 — принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов:

Общие положения;

Авторское право;

Смежные права;

Коллективное  управление имущественными правами;

Защита  авторских и смежных прав.  

Этап 3

1995 —  период присоединения Российской  Федерации к Всемирной Конвенции  об авторском праве в редакции 1971года (Парижская редакция) и Бернской  Конвенции об охране литературных  и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года) Парижская редакция Всемирной  Конвенции явилась промежуточным  этапом для подготовки законодательства  России, а также других гражданских  институтов общества, к полному  выполнению требований Бернской  Конвенции, несмотря на то, что  и Бернская Конвенция, и Всемирная  Конвенция в редакции 1971года вступили  на территории Российской Федерации  одновременно. Это было связано  с вводимой Бернской Конвенцией  режима ретроохраны, т.е. восстановление  сроков охраны произведений. Бернская  Конвенция ввела гораздо более  высокий уровень минимальной  охраны произведений, обнародованных  за рубежом, предоставление авторско-правовой  охраны без соблюдения каких-либо  формальностей, а также принцип  национального режима.

2004 –  внесение поправок в Закон  Российской Федерации» Об авторском  праве и смежных правах». По  средствам данных поправок Закон: 

полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией, 

скорректировал  сроки предоставления охраны произведениям,

ввел  новое «интернет-право» для более  эффективного правового регулирования  использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.  

Этап 4

1 января 2008 года вступила в силу четвертая  часть Гражданского кодекса Российской  Федерации. 

Законопроект 4 части Гражданского Кодекса создавался группой разработчиков во главе  с профессором А. Л. Маковским, руководителем  Исследовательского Центра частного права  при Президенте РФ.

Законопроект  такой важности представлял депутатам Государственной Думы лично Первый вице-премьер, а теперь и Президент России Дмитрий Медведев, который назвал ее конституцией для участников сферы интеллектуальной деятельности.[1]

Законодательство  России в сфере  интеллектуальной собственности

В России с 1 января 2008 года вступила в силу 4 часть Гражданского Кодекса (в соответствии с федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ), далее ГК РФ, раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», который определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. Таким образом, согласно ГК РФ интеллектуальной собственностью являются:

  1. произведения науки, литературы и искусства;
  2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  3. базы данных;
  4. исполнения;
  5. фонограммы;
  6. сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  7. изобретения;
  8. полезные модели;
  9. промышленные образцы;
  10. селекционные достижения;
  11. топологии интегральных микросхем;
  12. секреты производства (ноу-хау);
  13. фирменные наименования;
  14. товарные знаки и знаки обслуживания;
  15. наименования мест происхождения товаров;
  16. коммерческие обозначения.

Одним из научных учреждений в России, занимающимся вопросами интеллектуальной собственности, является Федеральное  государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Одним из центральных учебных заведений в этой области является Российская государственная академия интеллектуальной собственности.[2]

      Вопросы защиты интеллектуальной собственности  часто становятся предметом обсуждений представителей политической власти.  

«Дмитрий  Медведев встал на защиту интеллектуальной собственности»

Для этого  в России появится новое ведомство.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Новое ведомство будет создано на основании реорганизации двух старых служб. Федеральной службе по интеллектуальной собственности перейдут полномочия Роспатента (Российского агентства по патентам и товарным знакам) и ФАПРИДа (Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности).

Главной задачей новой службы станет контроль и правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности как гражданского, так и военного назначения, а также надзор за деятельностью заказчиков и организаций, которые исполняют государственные контракты по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Руководить  новой службой будет правительство, которое в ближайшие 6 месяцев  должно определить и утвердить порядок  контроля и надзора в сфере  правовой охраны и использования  результатов интеллектуальной деятельности.

«Надеюсь, что после реорганизации этой службы, точнее других служб, работа по этому направлению будет в правительстве более осмысленной», - приводит слова президента РИА «Новости».

Действительно, необходимость более «осмысленной»  работы в этой сфере в России назрела. Например, 2-го мая стало известно, что Россия в 14-й раз подряд попала в список из 12 стран, где недостаточно соблюдаются права на интеллектуальную собственность. Рядом с Россией оказался тогда и Китай. Отметим, что попадание в этот список не влечет никаких санкций. Главная его цель — напомнить правительствам стран о необходимости защиты интеллектуальной собственности. Также в «черный список» попали Аргентина, Индия, Индонезия, Колумбия, Мексика, Пакистан, Парагвай, Таиланд, Филиппины и Эквадор.

Президент России не в первый раз обращается к проблемам, связанным с защитой интеллектуальной собственности в России. В апреле 2011 года Медведев предложил создать специальный суд, который бы рассматривал вопросы интеллектуальных прав граждан.

Директор  по развитию высокотехнологичных активов  «Реновы» и председатель совета директоров «Сколково» Михаил Лифшиц поддержал  эту идею президента. «Это инициатива практически всех участников «Сколково» - как с российской, так и с  иностранной стороны. Вопрос защиты интеллектуальной собственности, которая  будет создаваться в Сколково, стоит очень остро», - передает слова  Лифшица агентство Интерфакс.

Информация о работе Охрана интеллектуальной собственности в России