Ограничение дееспособности совершеннолетних граждан. Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Любое гражданское правоотношение представляет собой сложное правовое явление, в которое, прежде всего кроме объекта, прав и обязанностей сторон входят субъекты правоотношения, то есть участники гражданских правоотношений. Ими наравне с юридическими лицами, государством являются и граждане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТАКОГО ПРИЗНАНИЯ……………………………………………………………………4
2. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………13

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по граджанскому.docx

— 44.53 Кб (Скачать)

       Доходы  подопечного гражданина, в том  числе причитающиеся подопечному  от управления его имуществом, являются собственностью подопечного и расходуются, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, опекуном или попечителем исключительно  в интересах подопечного и  с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (п. 1 ст. 35 ГК).

       Опекун  или попечитель без предварительного разрешения органа опеки и попечительства вправе производить необходимые  для содержания подопечного расходы  за счёт сумм, причитающихся подопечному  в качестве его дохода. Но без  предварительного разрешения органа опеки  и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в  том числе по обмену или дарению  имущества подопечного, сдаче его  в аренду (наём), в безвозмездное  пользование или залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному  прав, раздел его имущества или  выдел из него долей, а также любых  других сделок, влекущих уменьшение имущества  подопечного (п. 2 ст. 35 ГК).

       С целью недопущения злоупотребления  при распоряжении имуществом подопечных запрещено опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам совершать  сделки с подопечным, за исключением  передачи имущества подопечному  в качестве дара или в безвозмездное  пользование, а также предоставлять  подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между  подопечным и супругом опекуна или  попечителя и их близкими родственниками (п. 3 ст. 35 ГК).

       Ограничение в дееспособности (отмена указанного ограничения дееспособности) и лишение  дееспособности осуществляется в порядке, предусмотренном параграфом 4 главы 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь7 «Особое производство».

       Сделка, совершённая гражданином, признанным недееспособным ничтожна, но может  быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена  к выгоде этого гражданина (п. 1 , 2 ст. 172 ГК).

       Решение суда о признании гражданина недееспособным порождает для него последствия  на будущее и не распространяется на сделки, совершённые до признания  его недееспособным. Такие сделки, могут быть признанны недействительными  по правилам ст. 177 ГК.

       Ответственность за вред, причинённый гражданину лицом, которое признанно недееспособным, установлена ст. 945 ГК. Вред возмещает  его опекун или организация, обязанная  осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине. Эта их обязанность не прекращается даже в случае признания впоследствии гражданина дееспособным.

       В случае выздоровления или значительного  улучшения здоровья гражданина, признанного  недееспособным, суд признаёт его  дееспособным в порядке, определённом ст. 376 ГПК. На основании решения суда отменяется установленная над ним  опека.

       Таким образом, правовые нормы, регламентирующие ограничение дееспособности совершеннолетних граждан и признание граждан  недееспособными составляют важный институт гражданского права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРАВО  ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО

       УПРАВЛЕНИЯ 

       Содержание  права собственности определяется в ст. 210 ГК. Собственнику принадлежат  правомочия по владению, пользованию  и распоряжения принадлежащим ему  имуществом. Отличительным признаком  указанных правомочий собственника является то, что он осуществляет их по своему усмотрению в рамках закона, но независимо от воли других лиц, в  то время как субъект, являющийся носителем, например, права хозяйственного ведения осуществляет те же правомочия, опираясь не только на закон, но и в пределах, установленных собственником имущества.

       Юридическое лицо должно иметь обособленное, только ему принадлежащее имущество. Имущество  данной организации отграничено  от имущества всех иных субъектов (организации, граждан, государства и т. д.). Имущество  предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а  так же иные ценности, стоимость  которых отражается в балансе  предприятия.

       Имущество предприятия в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь, уставом предприятия, может принадлежать ему на праве собственности либо хозяйственного ведения или оперативного управления.

       Собственниками  закреплённого за юридическими лицами имуществом являются: общественные объединения, политические партии, религиозные организации, хозяйственные общества и товарищества, кооперативы и т. д. В том случае, если юридическими лицами являются не собственники имущества, оно может  быть за ними закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

       Правовые  категории (право хозяйственного ведения  и оперативного управления) имеют  свою историю. Первый вид этих прав впервые был установлен как право  полного хозяйственного ведения  Законами бывшего СССР от 6 марта  1990 г. «О собственности в СССР» и от 4 июля 1990 г. «О предприятиях», а затем нашёл закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Что же касается второго вида – права оперативного управления, - то оно было известно гражданскому праву давно, но законодательное закрепление получила сначала в ст. 21 Основ гражданского законодательства 1961 г. в отношении государственных предприятий, а впоследствии в ст. 26-1 указанных Основ, специально посвящённой праву оперативного управления, как государственным имуществом, так и имуществом межхозяйственных и государственно-кооперативных организаций. Эта статья была воспроизведена в гражданских кодексах союзных республик. Причём до принятия Закона от 6 марта 1990 г. это право являлось единственной формой выражения степени имущественной самостоятельности юридических лиц – не собственников закреплённого за ними имущества. Однако понятие, юридическая природа и отраслевая принадлежность права хозяйственного управления трактовали в литературе по-разному. Это право нашло отражение и в основах 1991 г. (ст. 48).

       Законы  Республики Беларусь от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» и от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях» (ныне утративший силу) термины «право полного хозяйственного ведения» и «право оперативного управления» не использовали. Только после внесения в ГК 1964 г. изменений от 3 марта 1994 г. указанные права были включены в него в виде общих ном (соответственно ст. 87 и ст. 87-1 ГК).

       В ГК 1998 г. в систему ограниченных вещных прав входят право хозяйственного ведения (ст. 276 ГК) и право оперативного управления (ст. 277 ГК). Эти права, могут принадлежать только юридическим лицам.

       Право хозяйственного ведения и оперативного управления как право в объективном  смысле представляют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные  с непосредственным воздействием юридических  лиц несобственников на закреплённое за ними имущество и определяющих объём владения, пользования и  распоряжения им. В таком качестве право хозяйственного ведения и  оперативного управления являются институтом гражданского права.

       Право хозяйственного ведения означает, что имущество передано собственником предприятию с правом владения, пользования и распоряжения для осуществления хозяйственной деятельности в пределах, установленных собственником или уполномоченным им органом и действующими законодательными актами Республики Беларусь. Субъектами рассматриваемого права выступаю унитарные предприятия, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица, созданные ими дочерние предприятия, а также государственные концерны. Объектом права хозяйственного ведения является комплекс имущества, которое в установленном порядке закреплено за носителями этого права. Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения указанным комплексом имущества.

       В составе права хозяйственного ведения  определённые ограничения установлены  в осуществлении правомочия распоряжения (запрещено продавать, сдавать в  аренду, залог и т.п.)

       Следует отметить, что право хозяйственного ведения наиболее приближено из всех ограниченных вещных прав к праву  собственности, но не является ему равным.

       ГК  1998 г. не содержит определения права оперативного управления, одновременно указывая на субъектов этого права, объём правомочий и пределы их осуществления. Однако и здесь используя общие подходы, применённые при обозначении права хозяйственного ведения, и с учётом норм о праве оперативного управления, его можно определить, как основанное на праве собственности вещное право юридического лица несобственника владеть. Пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

       По  мнению А.А. Гончарова под правом оперативного управления понимается право  учреждения или казённого предприятия  владеть, пользоваться или распоряжаться  закреплённым за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом  в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением  его имущества8.

       По  объёму правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения. Объект рассматриваемого права  составляет комплекс имущества, закреплённого  за указанными юридическими лицами, но по структуре он не одинаков в зависимости  от того, идёт ли речь о коммерческих или некоммерческих организациях. Содержание права оперативного управления состоит  из правомочий владений, пользования  и распоряжения имуществом. Однако объём этих правомочий и их реализация обусловлены определёнными пределами: предписаниями законодательства, целями деятельности соответствующего юридического лица, заданиями собственника, назначением  имущества.

       К юридическим лицам, имущество у  которых находится на праве оперативного управления, относятся, как правило, бюджетные государственные организации. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (государственное  казённое предприятие), может быть образовано по решению правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в её собственности. Государственное  учреждение (организация), состоящая  на государственном бюджете, осуществляет в отношении закреплённого за ним государственного имущества  правомочия владения, пользования и  распоряжения в пределах, установленных  собственником и действующим  законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и  назначением имущества. Отнесение  тех или иных предприятий к  юридическим лицам зависит от того, какие права, обязательственные  или вещные, по отношению к обособленному  имуществу юридического лица имеют  его учредители. К юридическим  лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности  или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия.

       Собственником имущества, продукции и доходов  на государственном предприятии  является государство и в его  лице все граждане Республики Беларусь. Полученное от собственника имущества  право хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды создаёт абсолютно-относительные  вещные правоотношения.

       Они «абсолютны» потому что субъект  такого права использует имущество  независимо от других субъектов хозяйствования, кроме собственника, с которым  он состоит в относительных правоотношениях9.

       Режимы  собственности, хозяйственного ведения  и оперативного управления составляют общий правовой режим имущества  субъектов хозяйственной деятельности. Имущество субъектов хозяйственной деятельности, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления обособляется от имущества других лиц, в том числе учредителей (участников), и закрепляется на балансе.

       Имущество субъектов хозяйственной деятельности, принадлежащее им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления является основой самостоятельной  имущественной ответственности.

       Право хозяйственного ведения и оперативного управления как субъективные гражданские  права есть мера дозволенного поведения  юридического лица не собственника в  отношении закреплённого за ними имущества, выражающаяся в возможности  владения, пользования и распоряжения им в установленном  объеме. 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В заключении необходимо отметить, что  изучение действующего гражданского законодательства Республики Беларусь, регламентирующего  вопросы ограничения и лишения дееспособности, а также право хозяйственного ведения и оперативного управления является крайне важным в подготовке специалистов с высшим юридическим образованием. Это обусловлено тем, что указанные нормы в определённых практических ситуациях являют собой фундамент, на котором возможно построение в дальнейшем определённых гражданско-правовых конструкций. Без их знания, или несоответствующего букве закона применения невозможно участвовать в гражданском обороте, достигать поставленных целей.

       Не  смотря на кажущуюся простоту и оконченность норм ГК о дееспособности граждан, всё  же требуется, на мой взгляд, более  углубленный подход законодателя к  рассматриваемому институту. Представляется, что существующее постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь  от 16 декабря 2004 г. № 13 «О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности», которое касается право- и дееспособности, не должно являться единственным в системе руководящих разъяснений данного судебного органа нашей страны. Не было бы излишним детально рассмотреть некоторые другие вопросы рассматриваемой темы. Это в свою очередь будет не только способствовать качественному применению гражданского законодательства, но и укреплению законности и обеспечению гарантий правовой защиты граждан нашей страны.

Информация о работе Ограничение дееспособности совершеннолетних граждан. Право хозяйственного ведения и оперативного управления