Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа
Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность - отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность - отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.
Для того, чтобы у родственников появилась возможность каким-либо образом совершать юридически значимые действия, связанные с личностью пропавшего, законодатель ввел институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Учитывая все вышеизложенные положения, актуальность теоретических исследований института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим не вызывает сомнений.
Объект исследования представляет собой институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в механизме современного Российского государства.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести общий анализ
института признания
2. Выявить и проанализировать порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим
3. Изучить особенности
правовых последствий
4. Определить характеристики
правовых последствий
5. Обозначить наиболее
актуальные проблемы института
признания гражданина
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1.Признание гражданина
безвестно отсутствующим.
Порядок признания лица безвестно отсутствующим
и объявления его умершим законодательно
урегулирован ст. ст. 42 - 46 Гражданского
кодекса Российской Федерации и некоторыми
другими нормативными правовыми актами.
Так в силу норм ГК РФ "гражданин может
быть по заявлению заинтересованных лиц
признан судом безвестно отсутствующим,
если в течение года в месте его жительства
нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения
последних сведений об отсутствующем
началом исчисления срока для признания
безвестного отсутствия считается первое
число месяца, следующего за тем, в котором
были получены последние сведения об отсутствующем,
а при невозможности установить этот месяц
- первое января следующего года"(ст.42).1
Для признания гражданина безвестно отсутствующим
нужно соблюсти ряд условий:
первое — отсутствие сведений о месте
его пребывания;
второе — чтобы о его местопребывании
не знали именно в месте его постоянного
жительства. К постоянному месту жительства
относится населенный пункт, где он постоянно
или преимущественно проживает: "каждый,
кто законно находится на территории Российской
Федерации, имеет право свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства"(п.1
ст.27)2. Следовательно, закон разграничивает
место пребывания гражданина и место его
жительства. В первом он находится временно
- гостиница, санаторий и т.п. Вторым является
место, где гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника, члена
его семьи, по договору найма (поднайма)
либо на ином основании, предусмотренном
законодательством Российской Федерации,
- жилой дом, квартира, служебное жилое
помещение, общежитие, специальный дом
для одиноких и престарелых граждан, дом
- интернат для инвалидов, ветеранов и
подобные жилые помещения, где находится
место его работы, место службы, место
учебы и т.д.). Нельзя безоговорочно приравнивать
место постоянного жительства к месту
регистрации: известны многочисленные
случаи, когда они не совпадают. Иначе
говоря, следует исходить из отсутствия
гражданина в том месте, где он проживает
и где обязан зарегистрироваться в соответствии
с Законом ;
третье условие — срок, в течение которого
о местонахождении человека нет сведений,
не может быть менее года. Слова закона
о том, что гражданин может быть признан
безвестно отсутствующим, следует понимать
так, что он может быть, и не признан таковым.
Иначе говоря, истечение годичного срока
вовсе не влечет автоматическое признание
гражданина безвестно отсутствующим;
четвертое условие — в любом случае только
суд может вынести подобное решение. При
этом суд должен исходить из того, что
нет возможности обычным путем установить
место пребывания гражданина, т.е. путем
оповещения, розыска, опроса свидетелей
и т.п.
Кто может возбуждать данного рода дела?
Прежде всего, это право предоставлено
заинтересованным лицам. Относится ли
заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает
суд; в заявлении должно быть указано,
для какой цели ему необходимо признать
гражданина безвестно отсутствующим.
Заявитель и суд принимают меры для установления
места пребывания гражданина, выясняют,
когда были получены последние сведения
о нем.3
Дела особого производства возбуждаются
в суде посредством направления в суд
заявления, а не иска, так как в данной
категории дел нет материально - правового
спора. Особенность данного заявления
состоит в том, что в нем не указывается
другая сторона - ответчик, так как отсутствует
гражданско - правовой спор, а выводы суда
об установлении данных фактов основываются:
- при признании лица безвестно отсутствующим
- на предположении нахождения его в живых;
- при объявлении лица умершим - на предположении
его смерти.
Заявление в суд подается любыми заинтересованными
лицами (в т.ч. и юридическими) по месту
жительства заявителя, последнему известному
месту жительства (или по месту нахождения
юридического лица).
С рядом государств (к примеру, с Литовской
Республикой, Республикой Молдова, Тунисской
Республикой и др.) Россией заключены договоры
"О правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным
делам", согласно которым по делам о
признании безвестно отсутствующим и
объявлении умершим компетентны учреждения
той Договаривающейся Стороны, гражданином
которой являлось лицо в то время, когда
оно по последним сведениям было в живых.
Учреждения одной
своего государства.4
В заявлении о признании гражданина безвестно
отсутствующим должны быть указаны: цель
признания гражданина безвестно отсутствующим,
обстоятельства безвестного отсутствия,
день получения последних сведений и т.д.(ст.277).5После принятия заявления суд
принимает меры к обнаружению отсутствующего
(публикация в печати о возбужденном деле,
сообщения по радио, телевидению, запрос
по месту предполагаемого нахождения,
запрос родственников и т.д. — п.1 ст.278)6. Если в результате принятых
мер гражданин обнаруживается, то производство
по делу прекращается. Особенностью дел
о признании гражданина безвестно отсутствующим
является обязательное участие прокурора
(п.3ст. 278)7. Задача прокурора в таком процессе
- обеспечение верховенства закона, единства
и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества
и государства.
Судья также вправе, по принятии
заявления о признании
Наличие данных о том, что отсутствующее
лицо умышленно скрывается от заинтересованных
лиц, например с целью уклонения от уплаты
алиментов либо с целью укрыться от уголовного
преследования, служит безусловным препятствием
для вынесения решения о признании лица
безвестно отсутствующим.
Решение суда, которым гражданин признан
безвестно отсутствующим, является основанием
для назначения опеки над его имуществом.
Назначение совершает орган опеки и попечительства
по месту нахождения имущества. Он определяет
лицо, которому передается имущество отсутствующего;
полномочия названного лица в отношении
этого имущества определяются договором
о доверительном управлении, заключаемым
между упомянутым лицом и органом опеки
и попечительства (п. 1 ст. 43).8
В ст. 42 ГК РФ говорится о начале исчисления
срока для признания гражданина безвестно
отсутствующим. День же окончания срока
определяется по общим правилам установленным
в ст. 190 ГК РФ в которой говорится: «Установленный
законом, иными правовыми актами, сделкой
или назначаемый судом срок определяется
календарной датой или истечением периода
времени, который исчисляется годами,
месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием
на событие, которое должно неизбежно
наступить».
Следует учесть, что должно пройти не менее
одного года со дня получения последних
сведений о гражданине. Однако ст. 42 ГК
РФ не устанавливает максимальный срок
отсутствия таких сведений. Таким образом,
он может составить и 1,5 года, и 3 года, и
т.д. Представляется, что даже истечение
5-летнего срока не является пресекательным
и заинтересованные лица могут ставить
вопрос не о признании гражданина умершим,
а лишь об объявлении его безвестно отсутствующим. 9
2.Доверительное управление
имуществом безвестно отсутствующего
Следующий этап действий заинтересованных
лиц - обращение в орган местного самоуправления.
После вступления решения суда в законную
силу необходимо обратиться в местную
администрацию (по последнему известному
месту жительства гражданина). Дело в том,
что гражданское законодательство предусматривает
необходимость передачи имущества отсутствующего
человека в управление.
Орган опеки и попечительства обязан в
соответствии со ст. 43 ГК подыскать для
имущества управляющего и заключить с
ним договор доверительного управления.
Хочу повторить то, что заинтересованы
в этой процедуре не только члены семьи.
Наверняка немалый интерес могут иметь
те, кому пропавший гражданин остался
должен.
Статья 43 ГК РФ в отличие от прежнего ГК
1964 (ст. 19) более подробно регламентирует
юридические последствия признания гражданина
безвестно отсутствующим.
Вопрос о том, нуждается ли имущество безвестно
отсутствующего гражданина в постоянном
управлении, решает суд. Решение суда о
признании гражданина безвестно отсутствующим
служит основанием для назначения органом
опеки и попечительства управляющего
имуществом безвестно отсутствующего
лица.
Действующее законодательство не уточняет,
какое именно подразделение органа местного
самоуправления должно выполнять указанную
функцию. Есть лишь указание ст. 34 ГК РФ
о том, что органами опеки и попечительства
являются органы местного самоуправления.
Вопросы организации и деятельности этих
органов в соответствии с Конституцией
РФ решаются каждым регионом самостоятельно.
Следовательно, законодательством субъекта
Федерации исполнение функций по охране
имущества безвестно отсутствующих лиц
может быть возложено на какие-либо структурные
подразделения местных администраций.
В большинстве субъектов Федерации этот
вопрос не решен, и следовательно, муниципальный
исполнительный орган обязан сам совершать
в необходимых случаях указанные действия.
Итак, любое заинтересованное лицо может
подать на имя главы администрации (иного
органа местного самоуправления) заявление Заявитель может предложить
себя в качестве управляющего. Закон допускает,
что таким управляющим будет назначен
любой гражданин или некоммерческая организация
(за исключением учреждения). Управляющий
может действовать как на платной основе
(получая вознаграждение за счет вверенного
ему имущества), так и безвозмездно. В любом
случае об этом должно быть указано в том
договоре доверительного управления,
который будет заключать орган местного
самоуправления.
К содержанию данного договора законодательство
предъявляет ряд требований, закрепленных
ст. ст. 1012 - 1026 ГК.
Обязанности управляющего состоят в том,
чтобы охранять имущество, заботиться
о его надлежащем состоянии. В договоре
с управляющим может быть прямо указано,
какие действия он не вправе совершать
(например, продавать тот или иной предмет).
В то же время, если иное не предусмотрено
договором, лицо, назначенное управляющим,
вправе совершать с имуществом любые действия
- продавать, сдавать в аренду и т.д. И только
для недвижимого имущества закон устанавливает
специальное требование - о возможности
управляющего распорядиться недвижимостью
должно быть прямо указано в договоре.
Управляющий не может дарить вверенное
ему имущество или предоставлять его в
безвозмездное пользование (за исключением
случаев, когда соответствующие лица имеют
право пользоваться таким имуществом
на основании закона).
Главной обязанностью управляющего следует
считать погашение задолженности по обязательствам
безвестно отсутствующего лица. Однако
делать это необходимо в строго определенном
порядке. Так, например, нельзя выплатить
деньги по расписке, выданной пропавшим
гражданином. Управляющий имеет право
передавать деньги или иное имущество
только судебному приставу - исполнителю,
который производит исполнение в установленном
законом порядке (ст. 37 Федерального закона
"Об исполнительном производстве").
Иными словами, если кредитор отсутствующего
гражданина желает получить долг, он должен
в общем порядке обратиться в суд с иском.
После того как судебное решение вступило
в законную силу, открывается исполнительное
производство. Судебный пристав, выполняя
свои полномочия, предъявит требования
управляющему имуществом отсутствующего
гражданина (как своеобразному "заместителю"
должника) и проведет изъятие денег или
арест и реализацию иного имущества. Такая
же процедура должна быть соблюдена и
в отношении иждивенцев пропавшего гражданина.
Чтобы содержать его детей, необходимо
обратиться в суд с иском о взыскании алиментов.
Право подачи искового заявления имеет
родитель ребенка, его опекун или попечитель,
усыновитель, а также, в соответствии со
ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки
и попечительства (районный отдел образования).
Сложнее всего осуществлять все указанные
процедуры в том случае, когда пропавший
человек состоял в браке. Ведь основное
его имущество, как правило, является общей
совместной собственностью супругов.
Здесь следует иметь в виду два основных
момента.
Во-первых, после вынесения решения о признании
гражданина безвестно отсутствующим его
брак не прекращается автоматически. С
этим лицом можно развестись в упрощенном
порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако
орган загса, приняв заявление от супруга
такого гражданина, обязан известить о
предстоящем разводе управляющего имуществом
или местную администрацию (ст. 34 Федерального
закона "Об актах гражданского состояния").
Во-вторых, если безвестно отсутствующему
гражданину принадлежит имущество, входящее
в состав общей собственности, то управляющему
следует предъявить в суд иск о выделе
доли. В противном случае у него не будет
определенности, чем конкретно он должен
управлять и за счет чего погашать долги
пропавшего гражданина.
Кредиторам следует знать, что на случай
исчезновения их должника закон предусматривает
специальные правила обращения с его имуществом.
Но, к сожалению, не всегда о них известно
местной администрации, от которой зависит
многое в соблюдении установленного законом
порядка. Заметим, что при отказе обязанного
органа в назначении управляющего у заинтересованных
лиц есть право обращения в суд с обжалованием
неправомерного отказа.
Совершенно иначе можно поступить, оказавшись
в роли члена семьи пропавшего лица. Вполне
понятно, что назначение управляющего
над имуществом не представляет в этом
случае интереса. Как и происходит чаще
всего в жизни, семья не предпринимает
никаких мер по обращению в суд, а по истечении
установленного ст. 45 ГК пятилетнего срока
инициирует объявление лица умершим. При
этом движимое имущество безвестно отсутствующего
фактически реализовано, остается унаследовать
лишь недвижимость. Если за все пять лет
кредиторы пропавшего без вести лица не
предпринимали попыток взыскать долги,
то в случае предъявления требований к
правопреемникам последние могут смело
ссылаться на пропуск срока исковой давности.
Таким образом, подача заявлений о признании
лица безвестно отсутствующим и назначении
управляющего над имуществом со стороны
членов его семьи (детей, супруги, других
родственников) может быть вызвана лишь
необходимостью реализации недвижимого
имущества или транспорта, распоряжение
которым требует присутствия собственника.
В соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 06.07.1998 N 709 "О мерах по реализации
Федерального закона "Об актах гражданского
состояния" судебное решение необходимо
направить в орган ЗАГСа в трехдневный
срок. В своем решении суд указывает фамилию,
имя, отчество гражданина, год и место
его рождения, последнее известное место
жительства, начало безвестного отсутствия.
Орган опеки и попечительства лишь определяет
лицо, которое может быть опекуном и с
которым заключается договор о доверительном
управлении. Однако он вправе назначать
управляющих в отношении имущества тех
лиц, которые еще не признаны безвестно
отсутствующими. На содержании безвестно
отсутствующего могут находиться не только
его супруга, дети, родители, братья, сестры,
иные близкие родственники, но и любые
другие граждане, которые признаются иждивенцами
по закону. Задолженность по другим обязательствам
— это, например, задолженность гражданина-предпринимателя
(если признанный безвестно отсутствующим
был предпринимателем) перед его кредиторами
(банками, поставщиками и т.д.); задолженность
по товарам, купленным в магазине в кредит,
по алиментным платежам; недоимки по налогам,
если не установлена невозможность производить
уплату без его личного участия в частности,
в ст. 51 НК сказано, о том, что обязанность
по уплате налогов и сборов физического
лица, признанного судом безвестно отсутствующим,
исполняется лицом, уполномоченным органом
опеки и попечительства управлять имуществом
безвестно отсутствующего.10
Лицо, уполномоченное органом опеки и
попечительства управлять имуществом
безвестно отсутствующего, обязано без
начисления процентов уплатить всю неуплаченную
налогоплательщиком (плательщиком сбора)
сумму налогов и сборов, а также причитающиеся
на день признания лица безвестно отсутствующим
пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются
за счет денежных средств физического
лица, признанного безвестно отсутствующим.(п.1
ст.51)11
Исполнение обязанности по уплате налогов
и сборов физических лиц, признанных безвестно
отсутствующими или недееспособными,
а также обязанность по уплате причитающихся
пеней и штрафов приостанавливается по
решению соответствующего налогового
органа в случае недостаточности (отсутствия)
денежных средств этих физических лиц
для исполнения указанной обязанности.
При принятии в установленном порядке
решения об отмене признания физического
лица безвестно отсутствующим или недееспособным
приостановленное исполнение обязанности
по уплате налогов и сборов возобновляется
со дня принятия указанного решения .
Опека назначается органом опеки и попечительства
по месту нахождения имущества.
При необходимости постоянного управления
имуществом оно передается по решению
суда в доверительное управление лицу,
которое определяется органом опеки и
попечительства; он же заключает договор
о доверительном управлении в соответствии
с правилами, предусмотренными ст. ст.
1012 - 1026 ГК РФ.12
Орган опеки и попечительства может и
до истечения года со дня получения сведений
о месте пребывания отсутствующего гражданина
назначить управляющего его имуществом.
Заключенный договор о доверительном
управлении имуществом подопечного является
срочным договором. Его действие прекращается
по общему правилу со дня прекращения
опеки или попечительства. Одностороннее
досрочное расторжение договора допускается
только в случаях, прямо указанных в законе.
К ним, в частности, относится смерть гражданина,
являющегося выгодоприобретателем (т.е.
подопечного), смерть гражданина, являющегося
доверительным управляющим, признание
его недееспособным, ограниченно дееспособным
или безвестно отсутствующим.
Из имущества безвестно отсутствующего
и полученных от него доходов выдается
содержание гражданам, которых безвестно
отсутствующий обязан был содержать (иждивенцам),
погашаются обязательства перед кредиторами.
Последствия признания лица безвестно
отсутствующим весьма разнообразны. В
частности, прекращается действие выданной
им доверенности (ст. 188 ГК РФ –действие
доверенности прекращается в связи с прекращением
существования одного из участников отношений
представительства), представительство
прекращается автоматически, так как отсутствует
уполномоченное лицо или лицо, от имени
которого должны совершаться юридические
действия. То же правило действует в случае
объявления лица умершим. По тем же причинам
прекращается договор поручительства
(ст. 367 ГК РФ), договор поручения (ст. 977
ГК РФ), возникает возможность расторжения
брака через органы ЗАГС (ст. 19 СК) и др.13
3. Расторжение брака
и порядок снятия граждан с регистрационного
учета по месту жительства, признанных
безвестно отсутствующими.
Брак с безвестно отсутствующим
лицом расторгается в органах записи актов
гражданского состояния согласно ст. 19
Семейного кодекса РФ.
Данное правило предусматривает исключительный
порядок производства развода в органах
ЗАГС. Основанием для регистрации развода
в ЗАГС служит заявление одного из супругов,
если другой супруг признан в установленном
законом порядке безвестно отсутствующим.
Брак, расторгнутый в загсе, считается
прекращенным со дня регистрации расторжения
брака в книге регистрации актов гражданского
состояния. Документом, который при этом
необходимо представить в орган ЗАГС,
является решение суда о признании супруга
безвестно отсутствующим.
Иски о расторжении брака с лицами, признанными
в установленном порядке безвестно отсутствующими,
могут предъявляться по месту жительства
истца.
Если при расторжении брака с лицом, признанным
безвестно отсутствующим, возникает спор
об имуществе, являющемся общей совместной
собственностью супругов, то к участию
в деле привлекается лицо, с которым органы
опеки и попечительства заключили договор
о доверительном управлении имуществом
гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
Ребенок безвестно отсутствующего родителя
может быть усыновлен без его согласия.
В соответствии с Положением о порядке
передачи детей, являющихся гражданами
РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным
гражданам (Постановление Правительства
РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении Правил
передачи детей на усыновление (удочерение)
и осуществления контроля за условиями
их жизни и воспитания в семьях усыновителей
на территории Российской Федерации и
правил постановки на учет консульскими
учреждениями Российской Федерации детей,
являющихся гражданами российской федерации
и усыновленных иностранными гражданами
или лицами без гражданства") усыновление
допускается в отношении несовершеннолетних
детей, единственный родитель или оба
родителя которых: признаны в судебном
порядке безвестно отсутствующими или
умершими.
Согласие родителей ребенка на его усыновление
в подобном случае не требуется.
У нетрудоспособных членов семьи, состоящих
на иждивении лица, признанного безвестно
отсутствующим, возникает право на пенсию
по случаю потери кормильца.
Действующим законодательством предусмотрены
и другие последствия признания гражданина
безвестно отсутствующим.
В силу Закона РФ "О государственных
пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. N 340-1:
"Семьи безвестно отсутствующих граждан
приравниваются к семьям умерших, если
безвестное отсутствие кормильца удостоверено
в установленном порядке. При этом семьи
военнослужащих, пропавших без вести в
период военных действий, приравниваются
к семьям погибших вследствие военной
травмы (ст. 66)".
Порядок снятия граждан, признанных
безвестно отсутствующими, с регистрационного
учета по месту жительства регулируется
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении
правил регистрации и снятия граждан российской
федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации и перечня
должностных лиц, ответственных за регистрацию":
"Снятие гражданина с регистрационного
учета по месту жительства производится
органами регистрационного учета в случае:
... признания безвестно отсутствующим
- на основании вступившего в законную
силу решения суда" .
В соответствии с Инструкцией МВД РФ "О
применении правил регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного
учета по месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации":
"Снятие граждан с регистрационного
учета по месту жительства в случаях признания
их безвестно отсутствующими, выселения
из занимаемых жилых помещений или признания
утратившими право пользования жилыми
помещениями, обнаружения не соответствующих
действительности сведений или документов,
послуживших основанием для регистрации,
а также неправомерных действий должностных
лиц при решении вопроса о регистрации,
производится на основании представленных
заинтересованными физическими и юридическими
лицами надлежаще заверенных копий вступивших
в законную силу решений судов".
Последствия явки или обнаружения
гражданина, признанного безвестно
отсутствующим, состоят в следующем:
- суд отменяет решение о признании его
безвестно отсутствующим;
- судебное решение о такой отмене
служит основанием для отмены доверительного
управления имуществом этого гражданина
(ст. 44). 14
Таким образом, явка или обнаружение приводят
к отпадению последствий признания лица
безвестно отсутствующим.
4. Объявление гражданина умершим.
Объявление гражданина умершим покоится на фактическом составе, который образуют следующие юридические факты:
Объявление гражданина умершим покоится на презумпции смерти
(т.е. предположении, что
отсутствующий гражданин мёртв)
Статья 45 ГК РФ, увеличила по сравнению
со ст. 21 ГК 1964г. срок, необходимый для того,
чтобы ставить вопрос об объявлении гражданина
умершим, с 3 лет до 5. Это очень важно, т.к.
в условиях рыночной экономики, когда
имущественные отношения значительно
усложнились, когда граждане гораздо чаще
и на более длительные сроки стали покидать
места постоянного жительства, нередко
выезжая за границу, сохранение довольно
короткого 3-летнего срока отсутствия
ставит граждан (а особенно граждан-предпринимателей)
в сложное положение, может повлечь значительный
вред их имущественным и иным интересам,
а также неблагоприятные последствия
для других участников гражданско-правовых
отношений. Однако 6-месячный срок, упомянутый
в ст. 45 ГК РФ, остался таким же, как и в
ГК 1964, что также понятно, ибо закон должен
охранять интересы и других субъектов
гражданского права, а затягивание срока,
необходимого для объявления гражданина
умершим, может причинить вред как его
близким родственникам (например, при
наследовании), так и иным гражданам (например,
тем, кто получает от него алименты) и юридическим
лицам (в т.ч. кредиторам).
Отсутствие сведений о месте пребывания
гражданина означает, что нет никакой
информации, позволяющей установить место
его пребывания, равно как не дали результатов,
предпринятые судом (в ходе подготовки
дела к судебному разбирательству) меры
по его обнаружению (опрос свидетелей,
запросы соответствующих организаций
в местах предполагаемого нахождения
гражданина и т.п.).
Сокращение срока отсутствия гражданина
до 6 месяцев допускается лишь в случаях,
если он пропал без вести при обстоятельствах,
угрожавших его жизни (участии в боевых
действиях, спасательных работах при землетрясениях,
пожаре, извержении вулкана, взрыве бомбы
и т.п.), либо дающих основание предполагать
его гибель от несчастного случая (железнодорожная,
авиационная катастрофы, обвал в рудниках,
гибель морского судна и т.п.).
Однако сам факт упомянутых обстоятельств
недостаточен. Необходимо также, чтобы
эти обстоятельства были подтверждены
соответствующими документами (актами,
протоколами, справками, свидетельскими
показаниями), а также фотографиями, видеозаписью,
кадрами кинохроники, другими данными,
которые могут выступать в качестве доказательств
согласно действующему процессуальному
законодательству (ст. 53-60, 126, 141 ГПК, гл.
6 АПК).16
Следует обратить внимание на то, что эти
документы свидетельствуют не о самом
факте гибели гражданина, а лишь о том,
что упомянутые выше обстоятельства (наводнение,
катастрофа и т.п.) имели место. Анализируя
их, суд может объявить гражданина умершим.
А это дает, например, учредителям ООО
право ставить вопрос о передаче его доли
в уставном капитале общества и его прибыли
наследникам.
Особые правила объявления умершими установлены
для военнослужащих, а также иных граждан,
пропавших без вести в связи с военными
действиями. Эти категории граждан могут
быть признаны умершими судом не ранее
чем по истечении 2-х лет со дня окончания
военных действий. Участие в военных действиях
— наиболее весомое обстоятельство, дающее
основание для объявления гражданина
умершим. Однако нельзя только к непосредственному
участию в боевых действиях сводить термин
закона «в связи с военными действиями».
Последнее понятие более широкое: лицо
может пропасть без вести и в тылу войск
противника, и в прифронтовой полосе, и
на территории, временно оккупированной
противником, и в составе партизанского
отряда, и во время бомбардировки в глубоком
тылу и т.д.
Днем смерти гражданина, объявленного
умершим, считается день вступления в
законную силу решения суда. В случае объявления
умершим гражданина, пропавшего без вести
при обстоятельствах, угрожавших смертью
или дающих основание предполагать его
гибель от определенного несчастного
случая, суд может признать днем смерти
день его предполагаемой гибели (п. 3 ст.
45 ГК РФ).
Судебная практика распространяет последнее
правило и на случай пропажи военнослужащих
без вести на фронте . В обоих случаях начало
срока, исчисляемого со дня предполагаемой
смерти гражданина, определяется календарной
датой, указанной в решении суда.
Объявлять умершим гражданина суд вправе
по ходатайству заинтересованных лиц,
прокурора, органов местного самоуправления.
Заявление об этом подается в суд по месту
жительства заявителя (ст. 252 ГПК) либо
по месту нахождения организации. В заявлении
помимо обычных реквизитов, нужно указать
на то, для какой цели необходимо объявить
гражданина умершим, изложить обстоятельства:
подтверждающие отсутствие сведений о
месте пребывания гражданина; угрожавшие
пропавшему без вести смертью; дающие
основание предполагать его гибель и т.д.
Решение суда об объявлении гражданина
умершим является правообразующим фактом:
теряет силу доверенность, выданная им
или выданная ему (ст. 188 ГК), возникает
возможность наследования и т.д.
Гражданский кодекс также регулирует
ситуацию, когда гражданин, объявленный
умершим, тем не менее, жив. О понятиях
«явка» и «обнаружение места пребывания»
было сказано мною выше.
В случае явки или обнаружения места пребывания
гражданина, объявленного умершим, соответствующее
решение отменяется судом. В этом случае
наступает ряд последствий: независимо
от времени своей явки гражданин может
потребовать от любого лица возврата сохранившегося
имущества, которое безвозмездно перешло
к этому лицу после объявления гражданина
умершим. Например, один из наследников
подарил другому лицу книги, полученные
по наследству. В этом случае книги можно
истребовать. Другой пример: члены ООО
распределили долю вклада в уставный капитал
и долю в прибыли лица, объявленного умер¬шим,
т.к. наследников у него нет. В обоих случаях
после явки гражданина имущество должно
быть возвращено. Кроме того, он может
добиваться восстановления его в составе
участников ООО (ст. 93 ГК), восстановления
брака (по совместному заявлению супругов,
ст. 26. СК) и т.д.
Нужно обратить внимание на то обстоятельство,
что деньги, а также ценные бумаги на предъявителя
не могут быть истребованы от добросовестного
приобретателя (п. 3 ст. 302 ГК РФ). В частности,
если третье лицо в качестве подарка от
наследников получило облигации, то они
не могут быть истребованы. В равной степени,
если определенная денежная сумма была
безвозмездно передана наследниками (например,
какому-либо благотворительному фонду,
детскому дому, организации инвалидов),
эту сумму истребовать нельзя.
По общему правилу, если имущество гражданина,
объявленного умершим, перешло к другим
лицам по возмездным сделкам, то это имущество
не может быть истребовано.
Из этого общего правила есть исключение:
лица, к которым имущество гражданина,
объявленного умершим, перешло по возмездным
сделкам, обязаны возвратить ему это имущество,
если доказано, что приобретая имущество,
они знали, что гражданин, объявленный
умершим, жив. На-пример, директор топливной
станции заключил сделку по купле-продаже
склада, принадлежащего лицу, объявленному
умершим, с его наследниками. После явки
этому лицу удалось представить неопровержимые
доказательства того, что за 2 месяца до
сделки руководство этого предприятия
вело с ним деловые переговоры в той стране,
где он пребывал последние 5 лет. Поэтому
он вправе требовать возврата принадлежащего
ему имущества, а также ставить вопрос
о возврате всех доходов, которые эта топливная
станция извлекла, либо требовать возмещения
упущенной выгоды (ст. 15, 303 ГК РФ).
В соответствии с ранее действовавшим
законодательством, если имущество гражданина,
объявленного умершим, перешло по праву
наследования к государству и было реализовано
(например, с аукциона через комиссионный
магазин, на внешнем рынке), то после отмены
решения ему возвращалась сумма, вырученная
от реализации имущества (ст. 22 ГК 1964). Статья
46 ГК РФ не отменяет это правило. В связи
с инфляционными процессами, обострившимися
в последнее время, гражданин в конкретной
ситуации может добиваться индексации
возвращенной ему суммы выручки, чтобы
избежать убытков из-за обесценения денег
(ст. 15,395 ГК). Однако ст. 46 пошла дальше,
чем изложенное в ст. 22 прежнего ГК правило.
Дело в том, что теперь любые третьи лица
и не только государство), безвозмездно
получившие имущество гражданина, объявленного
умершим, при невозможности возврата такого
имущества в натуре (например, из-за его
потребления, утраты, порчи, гибели, реализации)
обязаны возместить после явки этого гражданина
стоимость имущества по его требованию.
.