Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:13, реферат
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители, исполнители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.
Особенно необходимо быть внимательным при выборе детской обуви. Одно из первых правил - это не экономить, а покупать обувь из натуральных материалов, не брать обувь “на вырост”, выбирать колодку и стельку, препятствующие возникновению плоскостопия, обязательно наличие жесткого подпяточника.
Если обувь не подошла
При покупке обуви надлежащего качества, но не подошедшей Вам по форме, размеру, фасону, расцветке, нужно помнить, что у Вас есть право на ее обмен в течении 14 дней, не считая дня покупки. Данное положение действует при условии, что обувь не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае, если нужная обувь отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной суммы подлежит удовлетворению в течении трех дней со дня возврата обуви.
Если обувь ненадлежащего качества
В соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей” потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Предъявлять требования к продавцу необходимо в виде письменного заявления (претензии). В претензии необходимо указать выявленный недостаток, изложить одно из вышеуказанных требований и приложить копии документов, подтверждающих покупку товара (отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий). Претензию написать в двух экземплярах. Один экземпляр претензии вручается представителю продавца, а второй – остается у потребителя с отметкой о дате приема и подписи лица, принявшего претензию.
В случае отказа представителя продавца принять письменную претензию, ее можно отправить в адрес продавца по почте с уведомлением о вручении почтового оправления. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец не отвечает за недостатки товара, если докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действия третьих лиц или непреодолимой силы.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем. Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Срок устранения недостатков обуви должен определен в письменной форме соглашением сторон, если срок не определен обувь должна быть отремонтирована незамедлительно. При невыполнении требований потребителя в вышеуказанные сроки потребитель вправе потребовать неустойку в размере цены товара за каждый день просрочки.
Если продавец отказывается выполнить законные требования потребителя, защитить нарушенные права можно в судебном порядке.
Заключение
В своей работе, я попытался осветить вопрос защиты прав потребителей в торговле. Я выяснил, что данная проблема регулируется большим количеством нормативных актов, однако решающее, главенствующее положение среди них занимает Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В заключении мне хотелось бы подчеркнуть, что во избежание подобной ситуации стоит сразу обращать внимание на дефекты товара. Знание законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги. Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям. Практика контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о явных пробелах в правовой культуре предпринимателей. Обусловлены они, главным образом, незнанием предпринимателями законодательства о защите прав потребителей и других нормативных актов. По-прежнему, не вошли в практику делового обращения предпринимателей такие критерии, как взаимная ответственность, доброжелательность и порядочность по отношению к потребителю и заинтересованность продавца (изготовителя) в продаже качественного товара (услуги). В связи с этим организациям по защите прав потребителей
– муниципальной и общественной необходимо организовать комплексную работу с предпринимателями, проводить обучающие семинары по разъяснению правил торговли и законодательства о защите прав потребителей.
Список литературы
1. Закон РФ от 07.02.1992 №2300–1 (ред. от 25.10.2007) «О защите прав потребителей»
3. Постановлением правительства РФ № 55 от 19.1.1998г.
2. Гражданский кодекс РФ (по состоянию на 15 августа 2003 года).
3. Гривков О.Д., Шичагин А.В. Права человека и права потребителя: конституционный и практический аспекты. // Право и политика. 2002. №6. С. 61–75.
4 . Защита прав потребителей / Под ред. С.А. Подзорова. – М.: Экзамен, 2003 – 688 с.
5. . Звоненко Д.А. Комментарий к изменениям законодательства о защите прав потребителя // Коммерсантъ. – 2000.– №23
6. Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей. // Законность. 2003. №10. С. 52–55.