Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:29, курсовая работа
Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами.
Введение 3
1. Общие положения
1.1 Понятие и особенности гражданского правоотношения 5
1.2 Виды гражданских правоотношений 8
1.3 Основания возникновения гражданских правоотношений 10
2. Субъекты гражданских правоотношений.
2.1. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений 13
2.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений 18
2.3. Государство и государственные (муниципальные) образования
как субъекты гражданских правоотношений 25
3. Объекты гражданских правоотношений
3.1 Понятие и виды объектов гражданских правоотношений 29
3.2 Вещи, деньги, ценные бумаги как объекты 32
3.3 Работы и услуги как объекты 38
3.4 Нематериальные блага как объекты 40
Заключение 41
Литература 42
2.3
Государство и государственные
(муниципальные) образования
Государство,
как и другие субъекты гражданского
права, может участвовать в
Государство осуществляет
- Государство
само принимает законы, которыми
должны руководствоваться все
остальные субъекты
- Государство
может принимать
- Государство
сохраняет властные функции
-
Государство пользуется
Перечисленные
свойства выражают далеко не все особенности
государства как участника
Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти.
Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, так как природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности.
Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.
Государство как таковое не способно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.
Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК РФ).
Государство
может участвовать в
Опосредованное
участие государства в обороте
достигается путем вступления в
него, созданных государством юридических
лиц, действующих как таковые, принимающих
обязанности и приобретающих
права для себя, а не для государства.
В данном случае говорится о юридических
лицах таких организационно - правовых
форм, как государственные и
Непосредственное
участие государства во внутреннем
гражданском обороте
Главной
системой органов, осуществляющих от имени
государства управление и распоряжение
государственной
Данное министерство и
- принимают решения о приватизации;
- осуществляют
преобразование
- являются
учредителями открытых
- осуществляют
права акционера хозяйственных
обществ, акции которых
- выступают
в качестве арендодателей
- закрепляют
государственное имущество на
праве хозяйственного ведения,
оперативного управления и
- дают
согласие на залог
- совершают иные действия.
Государство
выступает участником сделок всякий
раз, когда они совершаются
Во
внешнеторговом обороте особенностью
участия государства является то,
что органы, которые уполномоченные
действовать от его имени, могут
вступать в соответствующие отношения
как непосредственно, так и через
посольства, консульства и торгпредства.
3.ОБЪЕКТЫ
ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
3.1
Понятие и виды объектов гражданских
правоотношений
Объекты гражданских правоотношений – это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права.10
Названные
объекты нередко именуются
В силу этого объектом гражданских правоотношений можно было бы признать правовой режим разнообразных благ, а не сами эти блага. Ведь именно этим (а не своими физическими свойствами) отличаются друг от друга различные объекты гражданского оборота, и именно их сторона имеет значение для гражданского права. Тем не менее, по сложившейся традиции и при известном упрощении ситуации к числу таких объектов относят именно материальные и нематериальные блага либо деятельность по их созданию, имея в виду, что в связи с ними (по их поводу) и возникают соответствующие права и обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений.
Почти все рассматриваемые объекты могут быть охвачены также понятием объект гражданского (имущественного) оборота. Лишь личные неимущественные блага не могут быть объектом оборота, поскольку они неотчуждаемы от их обладателей. Однако гражданские правоотношения могут возникать по поводу защиты этих благ. Поэтому понятие объекта гражданских правоотношений оказывается шире понятия объекта гражданского оборота.
К
числу материальных благ как объектов
гражданских правоотношений относятся
вещи, а также результаты работ
или услуг, имеющие материальную,
вещественную форму (например, результат
строительства или ремонта
Вместе
с тем следует различать
Нематериальные блага – это результаты творческой деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения и т.п.) и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты (объекты «промышленных прав» в виде промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований т.д., отдельные виды информации и т.п.), а также личные неимущественные блага, пользующиеся гражданско-правовой защитой. Нематериальные блага, за исключением личных неимущественных, также приобретают экономическую форму товаров, что и дает им возможность становиться объектами имущественного оборота (объекты исключительных прав).
Следовательно, экономическое понятие товар – как объект товарного (имущественного) оборота в гражданском праве воплощается не только в вещах, но и в иных, в том числе нематериальных, объектах. Категория товара в известном смысле может служить синонимом категории объекта гражданских правоотношений , если не учитывать в числе последних личные неимущественные блага. Иначе говоря, подавляющее большинство объектов гражданских правоотношений выступает в форме товаров и в силу этого входит в понятие объектов гражданского (имущественного) оборота.
Таким образом, к объектам гражданских правоотношений относятся:
3.2 Вещи, деньги,
ценные бумаги как объекты гражданских
правоотношений
Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара и денежную оценку.
Российское гражданское право знает одно исключение из этого правила. Учреждения в соответствии с п.2 ст.298 ГК могут иметь два вида имущества с различным правовым режимом и даже с различным пассивом (долгами), причем, не будучи собственниками, не того, ни другого. Это изъятие связано с необходимостью сохранения на переходный период юридических конструкций особенных вещных прав «оперативного управления» и «хозяйственного ведения», не известных ни классической цивилистике, ни развитым правопорядкам.