О государственной независимости Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:31, реферат

Описание работы

Конституция – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.н»

Содержание

Введение
Провозглашение независимости Казахстана
Закон Республики Казахстан от 16.12.1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Конституционный Закон «О государственной независимости РК» .doc

— 91.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАСПИЙСКИЙ  ОБЩЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 
 
 
 
 
 
 
 

ПРЕДМЕТ:  Конституционное право Республики Казахстан

ТЕМА:  КЗ «О государственной независимости Республики Казахстан»

     Выполнила: Абишева Анар

     Алматы 2010

План 

  1. Введение
  2. Провозглашение независимости Казахстана
  3. Закон Республики Казахстан от 16.12.1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан»
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Конституция – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.

  Термин  «Конституция» латинского происхождения, он применялся ещё в I веке до нашей эры для обозначения юридических актов древнеримских императоров. Конституция, в их понимании, есть основополагающие политико-правовые документы, в которых официально и в строгой юридической форме закрепляются признаваемые в данном обществе политическая философия и экономическая доктрина, отношение к личности и её правам, взглядам на природу публичной и государственной власти и механизм их осуществления, которые появились в конце XVIII века.

  Первая  в мире писаная Конституция – Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 году и действует в настоящее время. В Европе первые писаные конституции приняли Франция (1791 год) и Польша (1791 год).

  Принятие  писаных Конституций, которые признавались незыблемой основой всего законодательства и объявлялись гарантом стабильности устанавливаемых общественных отношений, положило начало разработке нового раздела в политических и юридических науках – общего учения о конституции. В научных трактатах и специальных сочинениях ученые определяли Конституцию как правовой документ особого рода.

  Известный германский государствовед писал, что  Конституция представляет собой  юридический акт, который фиксирует  совокупность органов государства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

  Конституция представляет собой основной закон  не только государства, но и общества в целом, т.е. это политический и  юридический документ. В таком  смысле осуществляемое конституцией правовое регулирование имеет универсальный характер, ибо охватывает все сферы организации жизни и развития общества – социальную, экономическую и духовную. Конституция – Основной Закон, обладающий наивысшей юридической силой. В иерархии действующего законодательства она стоит выше любого другого правового акта, ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты. В случае же их несоответствия конституции они считаются неправомерными и подлежат отмене. Фактическое применение неконституционных актов не может повлечь за собой каких-либо юридических последствий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Провозглашение независимости Казахстана

  С конца 80-х  годов - начало 90-х годов ярче проявились тенденции к распаду идеологической, территориальной, политической и экономической  целостности СССР. Ярким проявлением данного процесса стал - Августовский переворот.

  19 августа  1991 года по радио и телевидению  был зачитан Указ вице- президента  Г.Янаева и заявление Советского  руководства, в котором было  объявлено о болезни М.Горбачева  и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП). В состав ГКЧП вошли: Г.Янаев - вице-президент СССР, В.Павлов - премьер- министр, В.Крючков -председатель КГБ СССР, Б.Пуго – министр внутренних дел, О.Бакланов - первый председатель Совета обороны СССР, А.Тизяков — председатель Ассоциации Государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и В.Стародубцев- председатель Крестьянского союза.

  20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - обращение к советскому народу. В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик - растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества (СССР), потеряли радости жизни десятки миллионов советских людей, в самом недалеком неизбежен новый виток обнищания). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д. Но, 21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся из Форса в Москву, лидеры ГКЧП были арестованы. Эти события ускорили распад СССР.

  В начале декабря 1991 г. лидеры трех республик: России - Б.Ельцин, Украины Л.Кравчук и Беларуси – С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации союзного договора 1922 г. Фактически распад СССР был юридически оформлен.

  1 декабря  1991 года состоялись всенародные  выборы Президента Казахстана, им  стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность.

  10 декабря  1991 года Н. Назарбаев подписал  принятый Парламентом Закон о  переименовании Казахской ССР  в Республику Казахстан. 
12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие и событиях 17—18 декабря 1986 года.

  Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в  тот же день вступил в силу Конституционный  закон “О государственной независимости  Республики Казахстан”.

  Процесс рождения нового государства правопреемствующего Казахской ССР и Союзу СССР, пошел. 
     Особым этапом этого процесса стал Конституционный Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 г. Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство. Узаконивалось провозглашенное Декларацией многообразие форм собственности, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплялся курс государства на самостоятельную экономическую систему со своей финансово- кредитной, налоговой и таможенной политикой. 
      Для защиты независимости и территориальной целостности Республики Казахстан Конституционный Закон также впервые предусматривал создание собственных Вооруженных сил. Новым, по сравнению с нормами Декларации явилось то, что высшим органом судебной защиты Конституции признавался Конституционный Суд Республики Казахстан. 
      По существу этот Закон стал Временной Конституцией независимости Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета де-юре, т.к. нормы Конституции Казахской ССР 1978 г. и иных законодательных актов признавались действующими на территории Республики, поскольку они не противоречили Конституционному Закону от 16 декабря 1991 г. Само же его содержание было непосредственно положено в основу Конституции Республики Казахстан 1993 г. 
      На ашхабадской встрече лидеры республик Средней Азии и Казахстана, проанализировали беловежское соглашение, правовые аспекты проблемы и выразили готовность к полнокровному участию в формировании нового государства. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза, был подписан протокол соглашения о создании  Союза Независимых Государств (СНГ). 
В Казахстане начался динамичный процесс развития суверенной государственности. 
      В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, предполагающей профессиональный Верховный Совет. Проведено обсуждение проекта новой Конституции республики, реформа исполнительной власти. На переходный период введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на местах.

  В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

  Согласно  2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

  3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

  4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

  Республика  Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы  внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой  для разработки новой Конституции Республики.

  С этого  дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

  Стратегические  цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились  к следующему: 
- развитие суверенного государства в направлении формирования 
сильной президентской республики; 
- создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров; 
- обеспечение стабильности как главной политической цели, как не 
обходимого условия успешного осуществления экономических реформ; 
- заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана; 
- повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе 
за счет соблюдения демократических прав и свобод человека; 
- использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

  Началась  эта работа с формирования законодательной  базы в области государственных  символов и атрибутики. Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта гимна.

  В конечном итоге Верховный Совет отдал  предпочтение работам: создателя Государственного флага — художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного герба  — архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова. Музыку гимна  сохранили в прежней редакции — композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста гимна стали — Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

  4 июня 1992 года новые государственные символы  были приняты Верховным Советом.

  16 декабря  1991 года Верховный Совет Республики  Казахстан принял конституционный  закон «О государственной независимости  Республики Казахстан», который  провозгласил государственную независимость  Казахстана. В нём говорилось, что  Республика Казахстан, как независимое государство, обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской республики признавалась территорией нового независимого государства. Эта территория объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей теперь составляют единый народ Казахстана. Государственная власть должна основываться на воле казахского народа. Закон объявил, что все граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и свободами. В законе сказано об устройстве государства Казахстан. Впервые признавался принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Закон Республики Казахстан от 16.12.1991 года 
"О государственной независимости Республики Казахстан"

  Верховный Совет Республики Казахстан, выражая  волю народа Казахстана, признавая  приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

Информация о работе О государственной независимости Республики Казахстан