Нигилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:01, реферат

Описание работы

Основные формы а также история возникновения правового нигилизма.

Работа содержит 1 файл

Нигилиз1.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая  позиция, выражающаяся в отрицании  осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание  любых авторитетов.

История появления  термина 

В Средние века было учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбарду, отвергало человеческое естество Христа. 

В западной философской  мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе. 

Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих  утверждений:

Нет разумного  доказательства наличия высшего  правителя или создателя;

«Реальной нравственности»  не существует;

Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое  действие объективно не предпочтительнее любого другого. 

Нигилисты в  России 

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено  Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год). В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный  взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма. 

Критик и публицист  Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и  дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!» 

Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами  в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный  и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и  атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и женщины, утратившие всякую женственность девицы. 

К концу 1860-х  и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться  в западноевропейской литературе как  обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые  русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка». 

В настоящее  время широко распространен термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. 

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы. 

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием  закона, или философским, связанным  с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры. 

Проявления правового  нигилизма 

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом. 

Значимость правового  нигилизма 

Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их. 

Причины правового  нигилизма 

Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. 

Пути преодоления 

Преодоление правового  нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления  правового нигилизма: повышение  уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Информация о работе Нигилизм