Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:00, курсовая работа
Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества – на осуществление контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в повседневной практической жизни.
Конкретный же размер компенсации за причиненный преступлением моральный вред должен определяться в соответствующих граница хуже с учетом критериев, установленных гражданским законодательством в статьях 151, 1083, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Защита чести достоинства и деловой репутации
Понятие чести достоинства и деловой репутации
В понятиях "честь", "достоинство", "репутация" определены нравственные категории близкие, по сути, между собой. При оценке этих качеств видно, что различаются они между собой лишь в объективном или субъективном подходе.
Честь является объективной оценкой личности, определяющей отношение общества к гражданам или организациям, это социальная оценка моральных и иных качеств человека.
Достоинство является внутренней самооценкой личности, как осознаёт личность свои личные качества, способности, мировоззрение, выполнение долга и своё общественно значениё. Самооценка основывается на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств человека.
Категории чести и достоинства определяют отношение к личности как высшей общественной ценности.
Еще жители древнего Рима и древней Греции категории чести и достоинства соизмеряли с уважением к личности, соотносили их с моралью и правом. Честь занимала видное место в этике многих великих политиков, мыслителей, философов разных эпох и народов, она характеризовала в достаточной мере их направления деятельности и общественные взгляды.
Философско-правовые воззрения показали, что честью представлена как могучая власть, крупнейшая из сил, которые проявлялись в истории отношений людей и народов.
Понятия чести и достоинства обладают и определенной направленностью. Их объектом является, в первую очередь индивид, или группа людей, или в более широком плане говорят о чести нации.
Честь и достоинство не только переживают, но и осознают, поэтому при рассмотрении понятия чести, необходимо разграничивать честь и сознание собственного достоинства. У человека чувство чести и сознание собственного достоинства как бы слиты воедино, но их нельзя отождествлять.
Определяя понятие чести необходимо различать два аспекта - объективный и личностный, субъективный. Честь является и общественной оценкой общественного признания, и стремлением поддержки своей репутации. Ее содержание социально, то есть не зависящее от индивидуального человека, а принадлежащее нравственным принципам. Она выступает оценочной категорией, направленной от общества к личности.
Если рассматривать субъективную, личную сторону чести, то она заключается в том, как человек способен оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные намерения и стремления, осуществление которых в обществе расценили бы как бесчестье, и в его способности функционировать в соответствии с принятыми в данном обществе моральными правилами, нормами.
Личная сторона чести всегда неразрывно связана с социальной, она подчинена и обуславливается последней и оказывает на нее огромное влияние, так как человеку не "уклониться" от общественного мнения, от взглядов окружающих его людей, которыми оцениваются его поступки.
Роль общественного мнения чрезвычайно велика, в силу общественного мнения появляются и исчезают политические партии и движения, государственные и политические деятели самых различных уровней. Под влиянием общественного мнения могут изменяться любые жизненно важные сферы общественной жизнедеятельности.
Каждый человек, таким образом, должен волей-неволей примириться с тем, что другими людьми оцениваются его поступки по-иному. Он не может подчиниться началу свободного выбора.
Положительные оценки поведения и деятельности человека со стороны общества возвышают его в глазах окружающих его людей, благотворно действуют и на чувство собственного достоинства, дают ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Отрицательные оценки человека могут вызвать разные последствия. В одних случаях человек стремится исправить свои недостатки, в других - усугубляет их. Посему –общественную оценку необходимо давать объективно.
Честь является исторической категорией, так как её возникновение связано с появлением человеческого общества, вследствие этого ни общество, ни личность не могут отменить эту нравственную категорию. Таким образом, пока будут существовать группы людей, её отдельные члены будут оцениваться со стороны окружающих. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.
В основе понятия чести лежит определенный критерий нравственности. В нём проявляется объективный характер категории чести. Но может быть сформирована и неправильная общественная оценка по отношении к кому-либо. Следовательно, честь - это категория, отражающая достоинство человека в сознании других людей, является общественной его оценкой, положительной репутацией индивида.
Вместе с честью находится категория достоинства, которая является самооценкой личности, и основана на его оценке обществом. Неразрывная связь достоинства и чести вполне естественна и объяснима, так как, человек, находясь в определенном коллективе или в обществе в целом, не может игнорировать то, как его оценивает коллектив, общество.
Из-за общественной оценки человек осознаёт себя как член определенного коллектива, общества, понимает свое место и значение для коллектива и общества в целом.
У любого человека достоинство заключается в физических и духовных качествах, которые ценны с точки зрения потребностей общества. Личные качества и составляют личное достоинство. Однако человек также имеет и определенную ценность и безотносительно его индивидуальных качеств, социального положения, профессиональной принадлежности. Такая ценность и называется человеческим достоинством.
В достоинстве так же, как и в честности, сочетаются и социальная, и индивидуальная стороны. Как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко оно независимо от личности. Достоинство выступает еще и в качестве сознания чувства собственного достоинства. Эти субъективными сторонами достоинства представлены осмысления и переживания человеком своей моральной ценности и общественной значимости, которые обусловлены общественными отношениями и зависят от них.
Если общество признаёт достоинства личности, то это и является определенной оценкой всех моральных качеств, которыми личность обладает. Аморальное присутствующее в человеке, обществом осуждается. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем больше ценится он обществом, тем более высокую оценку общества он получит. Поэтому эти качества человека необходимо воспитывать с первых дней его жизни. Определяющим фактором в формировании достоинства является то, как человек относится к окружающей его действительности, его взаимоотношение с тем коллективом, в котором он находится.
Честь и достоинство неразрывно связаны между собой в силу того, что в их основе находится единый критерий нравственности. Но, несмотря на неразрывную связь, которая существует между самооценкой лица и его общественной оценкой, между честью и достоинством имеются и различия, которые заключаются в том, что честь - это объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане находится субъективный момент, самооценка. Таким образом, достоинство человека определено зависит от его воспитания, от особенностей его психического склада, от внутреннего духовного мира.
В общем виде достоинство является своеобразной совокупностью положительных качеств личности, его моральной ценностью. Его можно рассматривать как социальную значимость того или иного человека, обусловленную его общественно полезными свойствами.
Можно полагать, что категории честь и достоинство едины, но не одинаковы, они вытекают одна из другой.
В частности, честь и достоинство граждан не тождественны, поскольку не тождественны их достижения перед обществом. Содержание чести и достоинства любой личности постоянно обогащается, меняется по мере развития её общественной деятельности.
Неразрывно с понятиями чести и достоинства стоит и такое понятие, как репутация. Если представление о достоинстве человека отталкивается от принципа, что люди в моральном отношении все равны и их самооценки, то в понятии чести, наоборот, дифференцирована оценка людей, что тем или иным образом отражается в их репутации. Понятие репутации в некотором смысле совпадает во внешнем, объективном значении понятия чести.
Репутация зависит только от самого человека, так как сформирована на основе его поведения. Как человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.
Репутация может быть отрицательной или положительной, она имеет мобильный характер в зависимости от того, на какой информации она основывается.
Репутация завоевывается делом, отсюда, очевидно и зародилось понятие деловой репутации.
Понятие деловой репутации подверглось в настоящее время реанимации. Его возрождение стало естественным и более того - необходимым. Однако необязательно привязать это только к коммерциализации общества, поскольку само стремление к коммерциализации не обуславливает появление подобных элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но только готовится необходимая база для их рождения и полнокровного развития.
Понятия честь и достоинство отличаются от понятия деловая репутация. Имеется три отличия.
Первое отличие состоит в субъективном составе правоотношений. Носитель деловой репутации - это субъект, производитель материальных благ (услуг, товаров, работ). Хотя деловая репутация является общегражданским термином и не имеет отношения только к коммерческому праву, этим термином обозначается весьма конкретное понятие. Носитель же чести и достоинства - это любой индивид.
Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не личное, но лишь связанное с лицом благо. Честь является оценкой личности обществом, достоинство является внутренней самооценкой личности.
Честь и достоинство появляются с возникновением личности, которая и приобретает их автоматически. Деловая репутация – это мнение окружающих, создавшееся с течением времени, может быть как положительным, так и отрицательным. Имея деловую репутацию в каком-либо сегменте коммерческой деятельности, субъект не будет обладать автоматически подобной деловой репутацией в других областях деятельности.
Третье отличие состоит в том, что нарушение деловой репутации строится на нематериальных элементах хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности.
Деловая репутация является частным случаем репутации вообще и является сложившимся мнением о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, предприятия, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в предпринимательстве.
Носителями деловой репутации могут быть любые индивидуально-определенные хозяйствующие субъекты:
а) индивидуальные предприниматели
б) лицо, работающее по общегражданскому договору. В данном случае не имеет значения то, постоянный ли такой труд и какая роль в нём для человека доходов от такой деятельности (они могут быть минимальные). Важно только, чтобы работник был известен в среде потребителей продуктов его деятельности;
в) лицо, работающий по контракту;
г) юридическое лицо.
Право на честь, достоинство и деловую репутацию
Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. В гражданско-правовом понятии и толковании этих категорий имеется в наличии правовая норма, которая отражает эти блага.
Право на честь, достоинство и деловую репутацию, также как и основные права, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, имеют большое значение для субъектов права не только тогда, когда они нарушены, но и независимо от этого. Наделяя физических и юридических лиц определенными правами, государством обеспечивается необходимая система гарантий, которые их реализуют и защищают, обеспечивают законность в Российской Федерации, пресекают и устраняют нарушения, а также предусматривают ответственность должностных лиц.
Гражданским Кодексом Российской Федерации (часть первая), вступившим в силу 1 января 1995 г., изменено определение предмета гражданского права, сформулированное в действовавших тогда Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
Гражданский Кодекс РФ (ст. 2) установил, что "неотчуждаемые права и свободы человека и другие не материальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ".
В настоящее время право на защиту чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая). В п. 1 этой статьи установлено, что гражданин имеет право требовать в суде опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они действительны. Ранее в соответствии со ст. 7 ГК РСФСР 1964 г. ссылок на деловую репутацию не было, в то время как умаление деловой репутации гражданина естественно негативно сказывается или может сказаться на его чести и достоинстве. "Указание в новом ГК РФ на возможность опровержения по суду распространенных сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, - отмечает в этой связи проф. П.Я. Трубников, - обусловлено сложившимися современными экономическими отношениями, необходимостью защиты правомерной предпринимательской деятельности".
Из содержания п. 1 ст. 152 ГК РФ следует, что право на опровержение возникает только при распространении порочащих сведений. Такое право возникает не только при публикациях в средствах массовой информации, как это было раньше, но и независимо от способов распространения таких сведений. В этом же пункте отмечено, что по требованию заинтересованных лиц возможна защита чести и достоинства умершего гражданина. Действительно, порочащие сведения в отношении умершего лица не должны умалять его репутацию, доброе имя его семьи и других лиц. При этом законодатель определил неопределенно широкий круг возможных истцов,.
Информация о работе Нематериальные блага и гражданско-правовые способы их защиты