Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:18, доклад
Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов
Реализуя
свои надзорные полномочия, органы
прокуратуры не подменяют органы
государственного управления и контроля,
а также не вмешиваются в оперативно-
Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, осуществляя свой надзорный потенциал, органы прокуратуры оказывают мощное профилактическое воздействие на предупреждение различного рода правонарушений, выявление их на начальных стадиях подготовки и совершения, а также принимают действенные мерык их устранению.
Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.
В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся:
1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
2) органы военного управления, их должностные лица;
3) органы контроля, их должностные лица;
4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
5)
органы местного
6)
органы управления и
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру:
1) соблюдение Конституции;
2)
исполнение законов,
3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами;
4)
обеспечение условий,
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.
Пределы
прокурорского надзора за соблюдением
Конституции и исполнением
1) компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры
субъектов РФ осуществляют надзор за
соблюдением Конституции и
Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.
На
основании принципов
2) объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.
3) наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.
Информацию
об имеющих место нарушениях закона
содержат: заявления, жалобы и иные
обращения граждан; сообщения средств
массовой информации; материалы уголовных,
гражданских, административных и арбитражных
дел; результаты статистики прокурорской
и правоприменительной
Из этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
—
по предъявлении служебного удостоверения
беспрепятственно входить на территории
и в помещения учреждений и
организаций, поднадзорных органам
прокуратуры. Единственным ограничением,
не позволяющим прокурору
— при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
—
требовать от руководителей и
других должностных лиц указанных
органов представления
— выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
— проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
— по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
— предостерегать о недопустимости нарушения закона;
—
освобождать своим
— опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
— вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
Протест прокурора — это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствиес законом.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.
Протест может быть принесен:
1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
3)
в суд в порядке,
Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
— названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;
— наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;
— общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;
— указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;
— приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;
— предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;
Информация о работе Надзор прокурора за соблюдением конституции и исполнением законов