Надзор прокурора за соблюдением конституции и исполнением законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:18, доклад

Описание работы

Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Надзор за соблюдением Констит_и исполнением законов.docx

— 25.56 Кб (Скачать)

     НАДЗОР  ПРОКУРОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ  КОНСТИТУЦИИ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

     Сущность, объекты, предмет  и пределы прокурорского  надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов

     Реализуя  свои надзорные полномочия, органы прокуратуры не подменяют органы государственного управления и контроля, а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную  деятельность поднадзорных объектов. В своих действиях прокуроры  руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

     Надзор  за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры  осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, осуществляя свой надзорный потенциал, органы прокуратуры оказывают мощное профилактическое воздействие на предупреждение различного рода правонарушений, выявление их на начальных стадиях подготовки и совершения, а также принимают действенные мерык их устранению.

     Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.

     В соответствии с Законом о прокуратуре  к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся:

     1) федеральные министерства, государственные  комитеты, службы и иные федеральные  органы исполнительной власти;

     2) органы военного управления, их  должностные лица;

     3) органы контроля, их должностные лица;

     4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

     5) органы местного самоуправления;

     6) органы управления и руководители  коммерческих и некоммерческих  организаций.

     Предмет прокурорского надзора  за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру:

     1) соблюдение Конституции;

     2) исполнение законов, действующих  на территории РФ;

     3) соответствие законам правовых  актов, издаваемых органами и должностными лицами;

     4) обеспечение условий, способствующих  недопущению совершения различного  рода правонарушений.

     При осуществлении надзора за исполнением  законов прокурорам надлежит также  правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.

     Пределы прокурорского надзора за соблюдением  Конституции и исполнением законов  можно классифицировать по следующим  основаниям:

     1) компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

     Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением  законов органами представительной и исполнительной власти субъектов  РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

     Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и  исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

     На  основании принципов централизации  и единоначалия в организации  и деятельности прокуратуры вышестоящие  прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих  прокуроров.

     2) объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.

     3) наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

     Информацию  об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств  массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных  дел; результаты статистики прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

     Из  этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.

     Полномочия  прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

     Прокурор  при осуществлении возложенных  на него функций вправе:

     — по предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и  организаций, поднадзорных органам  прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать  право свободного доступа, может  служить отсутствие у него допуска  надлежащей формы, обязательного для  проведения проверок на режимных предприятиях;

     — при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей  в органы прокуратуры информацией  о фактах нарушения закона;

     — требовать от руководителей и  других должностных лиц указанных  органов представления необходимых  документов, материалов, статистических и иных сведений;

     — выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

     — проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;

     — вызывать должностных лиц и граждан  для объяснений по поводу нарушений законов;

     — по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

     — предостерегать о недопустимости нарушения  закона;

     — освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений несудебных органов;

     — опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

     — вносить представление об устранении нарушений закона.

     Должностные лица органов прокуратуры обязаны  приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

     Правовые  средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

     Протест прокурора — это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствиес законом.

     Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит  исключительно прокурору или  его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.

     Протест может быть принесен:

     1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;

     2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;

     3) в суд в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством  РФ. Куда конкретно должен быть  направлен протест, непосредственно  решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.

     Протест прокурора на незаконные нормативные  правовые акты всегда приносится в письменной форме.

     По  своему содержанию протест состоит  из следующих элементов:

     — названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;

     — наименования средства прокурорского  реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;

     — общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;

     — указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;

     — приведения конкретных норм Конституции  и федерального законодательства, которым  противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;

     — предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;

Информация о работе Надзор прокурора за соблюдением конституции и исполнением законов