Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:21, курсовая работа
Положение личности в обществе, основные права, свободы и обязанности граждан регламентируются нормами конституционного права. Обеспечение прав и свобод граждан составляет главный смысл демократического правового государства, но степень развитости этого института обусловлена многими особенностями социально-экономического положения, политического режима в каждой стране. Права и свободы грубо попираются в тоталитарных государствах, они лишены необходимых гарантий в развивающихся странах. Проблема защиты прав и свобод остается актуальной и во многих развитых демократических государствах.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика. 5
2.1. Историческая эволюция прав и свобод. 5
2.2. Конституционно-правовое понятие свободы. Значение естественного права. 8
2.3. Понятия "прав человека" и "прав гражданина". 11
2.4. Проблема гарантий прав и свобод. 12
3. Международно-правовая защита прав человека. 17
4. Основные виды прав и свобод граждан. 21
4.1. Принцип равенства граждан и его нарушения. 21
4.2. Личные права и свободы. 22
4.3. Политические права и свободы. 30
4.4. Экономические, социальные и культурные права. 30
5. Обязанности граждан 36
6. Вывод. 38
Список используемой литературы. 40
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Кафедра «Теории и истории государства и права»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
на тему:
«Международно-правовая защита прав и свобод человека»
Выполнила: студентка гр. Ю2В
О.А. Елова
Научный руководитель:
Кандидат юридических наук, доцент
Т.С. Шестакова
Оценка: _________________________
Коломна,
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Положение личности в обществе, основные права, свободы и обязанности граждан регламентируются нормами конституционного права. Обеспечение прав и свобод граждан составляет главный смысл демократического правового государства, но степень развитости этого института обусловлена многими особенностями социально-экономического положения, политического режима в каждой стране. Права и свободы грубо попираются в тоталитарных государствах, они лишены необходимых гарантий в развивающихся странах. Проблема защиты прав и свобод остается актуальной и во многих развитых демократических государствах.
Права человека - одна из главных отраслей международного права. Это своеобразный ценностный ориентир, позволяющий применять “человеческое измерение” не только к государству, праву и закону, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, обществу. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
Под защитой прав человека понимается “совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а так же международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека”.
Актуальность темы обусловлена практикой грубых и массовых нарушений прав человека. Это, в свою очередь, вызвало к жизни появление международных механизмов по контролю за соблюдением прав человека и их защите.
Современная концепция прав и свобод – плод длительного исторического развития. В этом развитии можно выделить три основных этапа.
Первый из них был обусловлен победой антифеодальных революций XVII – XVIII вв. и становлением демократического конституционного государства, которое отвергло абсолютизм и провозгласило свободу личности. На этом этапе конституции и другие правовые акты закрепили неприкосновенность личности, свободу слова, право избирать и быть избранным и др. Концепция прав и свобод была разработана в трудах великих философов Д. Локка (Великобритания), Т. Джефферсона и Т. Пэйна (США), Ф. М. Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо (Франция) и др. Главным в учениях этих философов было обоснование высшего приоритета свободы и необходимости ее закрепления в конституционно-правовом порядке. Так, в Декларации независимости США 1776 г. говорилось: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых". В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".
В этих документах были сформулированы смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где утвердилось свободное гражданское общество, были достигнуты большие успехи в развитии демократии и прав человека, а также экономики, культуры, науки и техники.
Большое историческое значение приобрел закон, принятый английским парламентом в 1679 г. Его точное название "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями" ("Habeas Corpus Act"). Законом вводился приказ "Хабеас корпус", который означал указание суда шерифу и другим тюремщикам в случае, если нет основания для пребывания под стражей, освободить арестованного или отпустить его под залог до рассмотрения его дела судом; при этом устанавливалось, что любой арестованный человек вправе потребовать при своем аресте предстать перед судом, а суд обязан решить вопрос о его отправлении в тюрьму или об освобождении в течение двух дней.
Указанные гарантии, получившие обобщенное наименование "хабеас корпус", оказали огромное влияние на мировую практику. Запрет произвольного ареста и судебный контроль за неприкосновенностью личности получили широкое распространение, стали непременным атрибутом правового государства. Все демократические конституции и поныне закрепляют эту гарантию в том или ином виде.
Однако первоначальная концепция прав и свобод страдала известной ограниченностью. Исходя из индивидуалистического понимания свободы, политическая философия того времени подчеркивала, что общество свободных людей не нуждается в организующей роли государства (которому в XIX в. поэтому отводили роль не более чем "ночного сторожа"), не требует создания каких-либо социальных институтов, ибо в состоянии обеспечить прогресс и жизнеобеспечение для всех на основе индивидуально-свободной деятельности членов общества. Подобная либеральная концепция была разработана в XIX в. в трудах А. Смита, И. Бентама и Дж. С. Милля.
Такое антисоциальное понимание свободы придало ей формальный характер, безразличный к судьбам простых людей. В течение XIX в. в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социально-экономических прав и утверждения социальных функций государства. В результате этого, но уже в XX в. развитие капитализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциальное понимание свободы, ибо сопровождалось усилением государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь и ограничением предпринимательского произвола по отношению к наемным работникам.
Второй этап был связан с появлением в XX в. тоталитарного государства, которое, отвергнув индивидуальную свободу, политические и экономические права, провозгласило социалистические ценности, а с ними широкий спектр социальных прав и свобод (право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья и др.). Возникшая в мире обстановка борьбы двух систем, особенно после второй мировой войны, заставила страны Запада также конституционно закрепить эти права и свободы.
В то же время с 60-х гг. в Советском Союзе и ряде других стран Восточной Европы стало складываться демократическое общественное мнение, формироваться диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма. Этому способствовала и развернувшаяся в мире борьба за права человека, приведшая к принятию Генеральной Ассамблеей ООН международных пактов о гражданских, политических, культурных, социально-экономических правах человека.
Движение за свободу и права человека подточило тоталитарные устои социализма в его марксистско-ленинской интерпретации и в итоге привело к его краху в большинстве стран.
На этом же этапе в число независимых государств включились многие колониальные страны Азии и Африки, народы которых (отдельные из них не избежали установления авторитаризма с его нарушением гражданских прав) в конечном счете восприняли демократическую концепцию прав и свобод человека во всех областях.
Третий этап характеризуется крахом тоталитарной системы в Советском Союзе и странах Восточной Европы и возрождением в этих странах демократической государственности. Права и свободы в их полном объеме признаются высшей ценностью, а их защита объявляется обязанностью государства. В целях защиты прав и свобод в новых демократических государствах создаются конституционные суды и внедряются судебные гарантии. Почти все государства мира признают международно-правовую защиту прав человека, что ведет к унификации национальных правовых институтов. Под давлением мирового общественного мнения из практики многих стран постепенно исчезают апартеид, расовая дискриминация, избирательные цензы, ограничения свободы печати. Каталог прав и свобод расширяется за счет включения в него прав национальных меньшинств, права на информацию, права на благоприятную окружающую среду и др.
Но вместе с тем получают распространение новые формы угрозы правам и свободам – терроризм, организованная преступность и т. п., что требует расширения правоохранительной деятельности государств и ее международной координации.
Под свободой в широком смысле понимается естественное состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. В таком значении этот термин выполняет роль основополагающего философского принципа, реализующегося через весь комплекс конституционно-правовых норм. В более узком смысле свобода означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека.
Учение о свободе как естественном состоянии человека разрабатывалось еще философами древности, но конституционно-правовые теории свободы стали развиваться с XVII – XVIII вв.
Современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:
• все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства. Равенство возможностей для всех – основа свободы;
• свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому и общему благу. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена правами и свободами других людей, принципами морали и нравственности, интересами всеобщего благосостояния. Демократическое общество основано на разумном балансе между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным интересом;
• границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
• часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы. Ограничение прав возможно только на основании закона, способствующего общему благосостоянию в демократическом обществе.
В
современной конституционной
Естественное право в его конституционно-правовом аспекте – более узкая идея, чем естественное право в философско-правовой доктрине, где оно на протяжении многих веков выступало как выразитель справедливости, моральных ценностей, религиозных начал и т. п. и в качестве такой модели сопоставлялось с реально действовавшими правовыми системами, либо для их обоснования и оправдания, либо для их критической оценки. Однако именно идея "естественных, неотчуждаемых и священных прав человека" сыграла особую роль в политической истории. Она поставила человека в центр общественного строя; на ее основе в результате антифеодальных революций появились нормы публичного права, которые выражали естественные права человека и в определенной степени гарантировали их. Понадобилось немало насыщенных событиями лет, чтобы "естественные, неотчуждаемые, священные права человека" (терминология французской Декларации) стали постулатом конституционного и международного права, показателем правового государства. При этом каталог признанных этим государством прав и свобод существенно расширился, и различение "прав человека" и "прав гражданина" потеряло четкие очертания.
Информация о работе Международно-правовая защита прав и свобод человека