Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа
Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, трех и более несовершеннолетних детей воспитывают менее 3% семей и почти у половины семей в России в составе семьи несовершеннолетних детей нет. С каждым годом растет число неполных семей.
Введение
Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, трех и более несовершеннолетних детей воспитывают менее 3% семей и почти у половины семей в России в составе семьи несовершеннолетних детей нет. С каждым годом растет число неполных семей.
Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Размер материнского
капитала в 2010 году для тех, кто им
еще не воспользовался, составит 343
тысячи 378 рублей 80 копеек и эта сумма
ежегодно пересматривается с учетом темпа
инфляции. Для владельцев сертификата,
которые уже распорядились частью средств,
размер оставшейся части суммы будет увеличен
с учетом темпов роста инфляции.
Глава 1 Понятие
порядок и условие для
1.1 Понятие материнского
капитала
Регулирование
отношений по социальному обеспечению
осуществляется на основе принципов
всеобщности социального
Всеобщность социального
обеспечения проявляется в
Предоставление
мер дополнительной государственной
поддержки семьям, имеющим детей, в виде
права на материнский (семейный) капитал
основано на двух обстоятельствах: рождение
(усыновление) второго и последующего
ребенка и период времени, в течение которого
это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря
2016 г. При этом иные обстоятельства не
учитываются, например нуждаемость семьи
в мерах дополнительной государственной
поддержки. Иными словами, поддержка в
том смысле, в котором это предполагает
социальное обеспечение, не будет оказана:
суть социального обеспечения - это компенсация
дохода, недополученного по уважительным
причинам, сближение уровня жизни различных
слоев населения. При этом у семьи, в которой
родились двое детей до указанной даты,
право на такие дополнительные меры поддержки
не возникает, и в отношении этой семьи
появляется "узаконенное неравенство",
так как у нее уровень социального обеспечения
будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок
родился на несколько дней позже. На этот
недостаток Закона N 256-ФЗ уже обращали
внимание в юридической литературе. По
мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат
Конституции РФ, согласно которой граждане
России от рождения приобретают равные
права, в том числе в сфере социальной
поддержки; кроме того, нет возможности
объяснить, почему один ребенок имеет
преимущество при оплате образования
перед другими детьми, более того, родиться
в той или иной семье и (или) срок отнюдь
не его заслуга Бубон К.В. Узаконенное
неравенство, или Кому нужен закон о материнском
капитале Адвокат. 2007. N 5.. Согласно Декларации
прав и свобод человека и гражданина, принятой
Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане
при наступлении определенных обстоятельств
имеют право на социальное обеспечение
(ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует
каждому социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом. Конституционный
Суд РФ уже высказал свою позицию по этому
вопросу: гражданка Г., родившая третьего
ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность
отдельных положений Закона N 256-ФЗ, в том
числе и применение Закона N 256-ФЗ к правоотношениям,
возникшим в связи с рождением (усыновлением)
ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г.
по 31 декабря 2016 г.. По мнению заявительницы,
ограничение ее права на получение государственного
сертификата на материнский (семейный)
капитал объективно не оправдано и нарушает
принцип равенства всех перед законом,
что не соответствует ст. 19, 38, 55 Конституции
РФ. Конституционный Суд отказал в принятии
к рассмотрению жалобы по причине не подведомственности
поставленного в ней вопроса. По его мнению,
решение вопроса о действии закона во
времени, в том числе о придании ему обратной
силы, является прерогативой законодателя,
а конкретные меры социальной поддержки
семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции
РФ устанавливаются федеральными законами
и законами субъектов РФ. Таким образом,
в настоящее время этот вопрос закрыт.
1.2 Круг лиц
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства:
• женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
• женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом;
мужчин, являющихся
единственными усыновителями
При возникновении права не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право не возникает у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка умер, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленно преступления, относящееся к преступления м против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло прав, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях) , не достигших совершеннолетия, и (или) обучающего по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае , если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в части 3 статьи 3.
Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
Право на дополнительные
меры государственной поддержки
возникает со дня рождения (усыновления)
второго, третьего или последующих
детей и может быть реализовано
не ранее чем по истечении трех
лет со дня рождения (усыновления) второго,
третьего или последующих детей, за исключением
случая, предусмотренного частью 6.1 статьи
7 настоящего Федерального закона ( заявлении
о распоряжении может быть подано в любое
время со дня рождения (усыновления) второго,
третьего и последующих детей в случае
необходимости использования средств
(части средств) материнского (семейного)
капитала на погашение основного долга
и уплаты процентов по кредитам или займам
на приобретение (строительство) жилого
помещения, включая ипотечные кредиты
предоставленным гражданам по кредитному
договору (договору займа), заключенному
с организацией, в том числе кредитной
организацией, по 31 декабря 2010 года включительно).
1.3 Условия получения
сертификата
Лица (или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия) у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) по месту регистрации, по месту пребывания или по месту фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление со всеми необходимыми документами непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации . Для подачи заявления на выдачу материнского (семейного) капитала необходимо заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ,сделать необходимые действия:
оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставить необходимые документы:
заявление установленного образца (см приложение к курсовой работе №1);
документ, удостоверяющий личность, место жительства, российское гражданство лица, имеющего право на получение материнского (семейного) капитала, т.е. паспорт или заменяющий его документ;
документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных - свидетельство об усыновлении и вступившее в законную силу решение суда об усыновление);
документы, подтверждающие российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года: свидетельство о рождении, в котором указано гражданство его родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка (вкладыш в свидетельстве о рождении ребенка, если его получили до 07.02.2007 года);
В необходимых случаях представляются документы, подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, либо лишение ее родительских прав, подтверждающие совершение женщиной умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности по отношению к ребенку и др., смерть родителей (усыновителей).
срок рассмотрения заявления - не более одного месяца с даты подачи заявления. После этого, в течение пяти дней заявителю направляется уведомление, в котором указывается о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата) Решение об отказе в удовлетворение заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд
получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства в день, указанный в уведомлении, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал(внешний вид сертификата см в вложениях к курсовой работе).
Примечание: в
необходимых случаях