Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 06:57, курсовая работа
Значение логики для юристов. Специфика работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т.д.) заключается в постоянном применении особых логических приёмов и методов: определений и классификаций, аргументации и опровержений, и др. Степень владения этими приёмами, методами и иными логическими средствами является показателем уровня логической культуры
1.1 ЛОГИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Значение логики для юристов. Специфика работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т.д.) заключается в постоянном применении особых логических приёмов и методов: определений и классификаций, аргументации и опровержений, и др. Степень владения этими приёмами, методами и иными логическими средствами является показателем уровня логической культуры
Как формируется логическая культура юриста?
Иногда высказывается мнение, что умение логично рассуждать присуще людям от природы. Это мнение ошибочно. Его опровергают исследования, которые проводились в нашей стране в 30-х годах текущего столетия. В ходе исследований крестьянам, живущим в глухих деревнях и ведущим почти натуральное хозяйство, задавали вопросы. Например, крестьянину сообщали, что согласно постановлению правительства в каждом райцентре должно быть почтовое отделение. Говорили, что это постановление выполнено. Крестьянина спрашивали, согласен ли он с тем, что в каждом райцентре есть почтовое отделение. Обычно крестьянин соглашался.
Тогда ему говорили, что посёлок такой-то — райцентр. Крестьянин соглашался и с этим, говорил, что это райцентр района, в котором он живёт. Затем крестьянину задавали вопрос: «Вытекает ли из утверждений “В каждом райцентре есть почтовое отделение” и “Названный посёлок — райцентр” утверждение “В этом посёлке есть почтовое отделение”? Крестьянин утвердительно отвечал на вопрос и добавлял: “Я сам не раз бывал в райцентре и видел там почтовое отделение”.
Потом того же крестьянина вновь спрашивали, согласен ли он с тем, что в каждом райцентре есть почтовое отделение. Крестьянин соглашался. Он соглашался и с тем, что другой посёлок, который при этом назывался, является райцентром, и добавлял, что это райцентр соседнего района. На вопрос же, вытекает ли из этих двух утверждений утверждение о том, что в этом другом посёлке есть почтовое отделение, крестьянин отвечал отрицательно. Говорил:
“Чего не знаю, того не знаю. Я никогда там не был”.
Логическая культура современного грамотного человека выше логической культуры крестьян, о которых шла речь. Нам даже кажется странным непонимание таких простых рассуждений (они называются категорическими силлогизмами).
Если логическая культура не даётся человеку от природы, то как же она формируется?
Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учёбы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем усваивать, какие из них правильные, а какие — нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. Наша культура мышления повышается.
Логическая культура юриста повышается в процессе его профессиональной деятельности. Например, прокурор обнаруживает нелогичность рассуждений следователя и объясняет ему, какая ошибка допущена. Весьма вероятно, что в дальнейшем следователь эту ошибку не будет совершать.
Указанный стихийный путь формирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучившие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приёмами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам юридического факультета до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждении. Требовалось ответить, какие рассуждения студент считает правильными, какие — неправильными, а о каких не имеет определённого мнения. Кроме того, предлагалось сообщить, какими способами, соответствующими данным правильным рассуждениям, он владеет активно, то есть сам так рассуждает, а какими активно не владеет. Ответы разных студентов относительно одних и тех же рассуждении оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась и выравнивалась.
Изучение логики — наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры. По этой причине логику изучают во всех юридических вузах. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, особенно правовое познание.
Не зная логики, юрист иногда может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чём ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утверждение: “Вы ошибаетесь” — никого не убедит. Нужно указать, в чём человек ошибается. Если, например, выдвинув какое-либо положение, доказывают другое, сходное с первым, а затем утверждают, что доказано первое, нужно вскрыть в этом доказательстве ошибку, сославшись на соответствующие правила логики. Так, хорошие адвокаты часто используют знание логики. Обнаружив ошибку в рассуждениях обвинителя, они объясняют, какая ошибка допущена, говорят, что эта ошибка специально выделяется в логике и имеет особое название. Такой довод обычно оказывает большое воздействие на судей и других присутствующих в зале заседания, даже если последние никогда не изучали логику.
Изучение логики не только позволяет убеждать людей в ошибочности их рассуждении, но и ускоряет нахождение ошибок. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их замечают мгновенно, почти автоматически. Особенно важно быстро находить логические ошибки в ходе судебного заседания.
Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять чёткие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места преступления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т.д.
Высокой логической культурой должны обладать руководители, работающие в сфере правопорядка. Известный американский теоретик и практик управления Стэнли Янг пишет о руководителе:
“... он должен быть не только умным, но также обладать способностью логично рассуждать, так как проблемы организации весьма сложны” .
Проводя служебные совещания, руководитель часто выступает в роли организатора дискуссий и арбитра споров. Знание стратегий, тактических приёмов и правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приёмов спора позволяет ему направлять ход дискуссий на достижение истины. (Сходные задачи решает судья в процессе судебного заседания).
Одной из функций руководителя является разработка и принятие управленческих решений. Знание логики управленческих решений позволяет организовать их разработку группой специалистов, а затем показать членам коллектива, как решения разрабатывались, и вместе с членами коллектива как бы повторить весь процесс их разработки, что убеждает людей в правильности принимаемых решений.
В процессе прогнозирования преступности и оценки деятельности правоохранительных органов применяются методы статистики, основывающиеся на неполной индукции. Юристу важно знать специфику такой индукции, поскольку определение цели статистических исследований и оценка их результатов, а также выбор из различных вариантов прогнозирования — задача руководителей правоохранительных органов.
В последние десятилетия возник раздел логики, называемый логикой норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, находить противоречия в кодексах и других нормативных актах; выяснять: вытекает ли данная норма из других норм и не является ли её включение в нормативный акт ненужным, становится ли в результате принятия нового нормативного акта излишним ранее принятый нормативный акт и т.д. Эти вопросы решаются при совершенствовании российского законодательства.
Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это даёт возможность анализировать способы рассуждения, с которыми человек ранее даже не встречался.
Выдающийся средневековый учёный Аль-Фараби во “Вводном трактате в логику” пишет следующее о задачах этой науки: “Нашей целью является рассмотрение искусства логики, искусства, которое содержит в себе вещи, ведущие разум к правильному мышлению всякий раз, когда существует возможность ошибки, и которое указывает на все предосторожности против заблуждения всякий раз, когда делается какой-либо вывод при помощи разума. Его положение по отношению к разуму подобно положению искусства грамматики по отношению к языку, и так же, как грамматика исправляет язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, с тем чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки” .
Значение изучения логики не сводится только к повышению культуры мышления. Тот факт, что логика первой из всех наук оформилась в качестве строгой системы научного знания, указывает на потребность человечества не только решать конкретные познавательные проблемы прикладного, практического характера, но и осмысливать сам феномен познания и на этой основе устанавливать правила, нормы и идеалы для рациональных познавательных процедур.
Особенности изучения логики. Первая из особенностей заключается в том, что эту науку нужно изучать систематически. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку все разделы логики связаны между собой. Типичной ошибкой изучающих логику является стремление усвоить её за короткий срок. При этом часто предшествующие разделы усваиваются не достаточно хорошо. Последующие понимаются всё хуже и хуже. Наступает такой момент, когда изучающий логику уже ничего не понимает. Он начинает читать учебник или конспект лекций таким же способом во второй раз и т.д. В конечном счёте затрачивается больше времени, чем при систематическом изучении. Если это делается в конце семестра, то времени на подготовку к экзамену просто не хватает.
У изучающих логику иногда создаётся мнение,
что овладеть ею очень трудно. Такое мнение
ошибочно. Изучить логику для практических
целей вполне возможно каждому. Для подтверждения
этого приведём высказывание известного
английского учёного Д.С.Милля: “Когда
я принимаю в соображение, как проста теория
умозаключения, какого небольшого времени
достаточно для приобретения полного
знания сё принципов и правил и даже значительной
опытности в их применении, я не нахожу
никакого извинения для тех, кто, желая
заниматься с успехом каким-нибудь умственным
трудом, упускает это изучение. Логика
есть великий преследователь тёмного
и запутанного мышления; она рассеивает
туман, скрывающий от нас наше невежество
и заставляющий нас думать, что мы понимаем
предмет, в то время, когда мы его не понимаем»”
. Для юристов конечной целью изучения
логики является умение применять её правила
и законы в процессе профессиональной
деятельности (вторая особенность). Поэтому
рекомендуется после изучения той или
иной темы, того или иного раздела теоретического
курса выполнять соответствующие упражнения,
а также применять получаемые знания в
дискуссиях, спорах, при составлении деловых
бумаг и т.д. Здесь ситуация сходна с изучением
иностранного языка. Известно, что, для
того чтобы активно овладеть выражением
иностранного языка, человеку со средними
способностями нужно это выражение употребить
(прочитать, написать, произнести) до восьмидесяти
раз. После этого выражение обычно не забывают.
Однако никто не знает, сколько раз нужно
применить правило логики, чтобы затем
его активно использовать в течение всей
жизни. Экспериментальных исследований
по этому вопросу не проводилось. Априори
можно сказать, что сделать это нужно не
один раз. Особенно хорошо запоминаются
логические приёмы, если вы их применяете
в процессе полемики или если эти приёмы
в споре применяются против вас.
1.2 ЛОГИКА И МЫШЛЕНИЕ
Освоение логики, в первую очередь, требует глубокого понимания ее объекта и предмета как науки, уяснения ее методологической роли для практической деятельности специалиста любого профиля, понимания специфики формально-логического подхода в познании объективной действительности. Определение предмета и значения логики имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований и превращение их в норму собственной мыслительной деятельности правоведов и экономистов.
Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе самом себе. Полученные знания не имеют самостоятельной ценности для человека; они необходимы ему для осуществления своей жизнедеятельности путем управления своими действиями на основе знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении истинных знаний, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данном случае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления.
Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства. К психическим процессам относят: ощущение, восприятие, представление. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами или группой слов.
Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными.
Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.
Логическая форма представляет собой исторически установившийся способ связи между составными элементами человеческой мысли. При этом в каждом мыслительном акте можно выделить как предмет мысли, так и то, что мыслится о предмете: его свойствах, состоянии, действиях, а также отношениях с другими предметами. Мысль о предмете вступает в логические связи с другими мыслями в доказательном рассуждении, умозаключении и т.д. Связь элементов правильной мысли носит устойчивый характер, который обусловлен исторически сложившейся внутренней структурой мыслительного процесса. Свои формальные операции и законы логика не излагает произвольно, а лишь отражает и формулирует в них объективно закономерные отношения между структурными элементами мысли. Такие отношения в конечном счете определяются наиболее общими свойствами объективного мира.
Информация о работе Логика и ее значение в жизни профессиональной деятельности