Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:05, реферат
Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина. Данную мишень предполагается достичь методом последовательного решения следующих задач.
Во-первых, дать общую характеристику прав и свод человека и гражданина в целом.
Во-вторых, изучить и проанализировать институт личных прав и свобод человека и гражданина.
В-третьих, разглядеть гарантии и защиту личных прав и свобод.
ВВЕДЕНИЕ
1. общественная черта ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. Исторический аспект трудности прав и свобод человека и гражданина
1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина
1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
| |19 |
| | |
2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
| |25 |
2.1. Право на жизнь и достоинство личности
2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность
| |32 |
2.3. Право на частную жизнь
| |34 |
2.4. Неприкосновенность жилища
| |38 |
2.5. государственная принадлежность |39 | |2.6. Свобода передвижений и места жительства
| |42 |
2.7. Свобода совести и вероисповедания
| |51 |
2.8. Свобода мысли и слова |55 | | | | |3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА |59 | |3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина |60 | |3.2. Конституционные гарантии правосудия |65 | | | | | | | |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |73 | |перечень ЛИТЕРАТУРЫ |80 | |
Личные
права и свободы
человека России
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2.8. Свобода мысли
и слова |55 | | | | |3. ГАРАНТИИ И
ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ Поиск хороших моделей взаимоотношений страны и личности постоянно представлял собой сложнейшую делему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа принадлежности, демократии, развитости экономики, культуры и остальных объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами. основная трудность заключалась и заключается в установлении таковой системы и такового порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Схожий баланс как раз зависит от того, каким образом построено взаимодействие права и личности. Поэтому исследование данной темы не перестает тревожить ученых, юристов, государственных деятелей и актуально и в наши дни. не считая того, сейчас высокоразвитые страны и народы, мировое общество разглядывают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, базы прогрессивного развития и процветания, фактора стойкости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются лишь внутренним делом того либо другого страны. Они давно стали объектом интернационального регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент хоть какого общества. Поэтому неслучайно, что исследование личных прав и свобод человека особо значимо. Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила права человека как приоритетные и более важные ценности, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых интернациональных стандартов, закрепленных в таковых обширно узнаваемых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); интернациональный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); интернациональный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и главных свобод (1950) и др. доказательством приверженности русской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. таковым образом, неувязка личных прав и свобод человека и гражданина является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество качеств, а, следовательно, просит научной оценки. Актуальность исследования
данной темы определяется тем, что в
современном демократическом Объектом исследования являются личные права и свободы человека и гражданина. Предмет – публичные дела, регулирующие права и свободы человека и гражданина. Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина. Данную мишень предполагается достичь методом последовательного решения следующих задач. Во-первых, дать общую характеристику прав и свод человека и гражданина в целом. Во-вторых, изучить и проанализировать институт личных прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, разглядеть гарантии и защиту личных прав и свобод. Методологической
и теоретической основой При написании работы использовались следующие способы исследования трудности:сравнительный, анализа, синтеза, системный, диалектический и логический. 1. общественная черта ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Права человека сформировались как следствие бессчетных исторических обстоятельств, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностыо человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него возможностей (выбирать профессию, место жительства и т.Д.). Поэтому до этого чем приступить к рассмотрению общей свойства прав и свобод человека и гражданина, представляется нужным изучить исторический аспект данной трудности. 1.1. Исторический аспект
трудности прав и свобод Осознание исключительности
человека прослеживается уже в средневековых
толкованиях текстов священного писания:
в различие от животных, человек - моральное
существо, заключившее «завет с Богом».
В эру просвещения особенностью индивидума
стал признаваться разум. Рассматриваемое понятие
появилось не лишь как итог потребности
человека в самореализаиии (к примеру,
потпебности свободно выбрать род занптий),
но и как некая защита от гос тайны, исторический
прообраз которой относится к IV-III тысячелетий)
до н.Э. Раннеклассовые города-государстства
базировались на руководстве многих немногим,
слабых В итоге перехода от
присваивающей экономики к Появление мононорм стало признаком выхода человечества из животного царства. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, нужные для дальнейшего прогресса. Люди на практике убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний. На этапе распада первобьино общинного строя, в эру классообразования, появились нормы права. Но эти нормы и права человека - явления разновременные. Во многих регионах мира правовые системы формировались в связи со значимым публичным разделением труда, ростом его производительности. С появлением лишнего продукта публичное достояние сосредоточилось в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, управлявшей в большей степени способами насилия и принуждения. Люди видели в представителях власти ставленников Бога на земле или владык, требовавших беспрекословного подчинения. Почему же права человека зарождались намного позднее права вообще? Попробуем подойти к этому вопросу с исторической точки зрения. Современный каталог прав, зафиксированный в интернациональных документах и конституциях, итог долгого становления эталонов и стандартов современного демократического общеава. Поворотным этапом в формировании этих стандартов стали буржуазно-демократические революции XVII-XVIII веков, выдвинувшие принципы свободы и формального равенства. Конкретно тогда права человека «обрели самостоятельность» и начали оказывать ощутимое влияние на правительство, поскольку явились ограничителями его всесилия, способствуя установлению демократического взаимодействия меж властью и индивидумом, несмевшим до этого тягаться с гос машиной и её бюрократическим аппаратом. Зарождение идеи прав
человека в V-VI вв. До н.Э. В старых полисах Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех собственных членов. Само слово «свобода», как говорят некие ученые, вошло в употребление в XXIV веке до н.Э., Когда правитель страны Шумер установил «свободу» для собственных подданных методом внедрения санкций к бесеовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками[3]. Первооткрывательницей в области прав человека стала Англия. Пробы ограничить монархию, соединить её с сословным консульством, равномерно набирающим вес в обществе, найти для монарха правила, которым он обязан следовать, были уже в феодальный период. Противостояние короля, баронов и рыцарей завершилось принятием в 1215 г. Великой Хартии вольностей. В ней содержатся статьи, ограничивающие произвол чиновников, направленные на обеспечение законности в виде запрета назначать на должности судей шерифов и констеблей тех, кто не знает законов или не хочет их делать. Особенное место занимает статья 39 Хартии, предусматривающая возможность наказания свободных лиц не по другому как «по законному приговору и по закону страны». Следующим шагом в
законодательном признании прав
человека стал акт Закрепил компромисс меж английской буржуазией и верхушкой землевладельцев и утвердил конституционную монархию Билль о правах 1689 года. Этот акт отводил значительную роль парламенту, запрещал «королю приостанавливать действие» законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны без согласия на то парламента. В продолжение уже
принятых законов, революционных для
того времени и на многие столетия
предопределивших развитие правовой мысли
во всем мире, был принят. Акт об устроении
1701 года, закрепивший верховенство парламента
в сфере законодательства, в том числе
методом установления запрета членства
в парламенте королевских министров, а
также принцип несменяемости судей в тяжело переоценить
гуманистические идеи Декларации прав
Вирджинии Принципиальные положения
Декларации прав Вирджинии были развиты
в декларации независимости 1776 года,
провозгласившей: «Мы исходим из
той самоочевидной истины, что
все люди сделаны равными и наделены
творцом определенными неотчуждаем ыми
правами, к числу которых относятся жизнь,
сво6ода, рвение к счастью. Для обеспечения
этих прав людьми учреждаются страны,
черпающие свои законные возможности
в согласии управляемых». Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах французов Жан-Жака Руссо и Шарля Монтескье[5], голландца Гуго Гроция, англичанина Джона Локка[6], стали массивным фактором великой французской революции, создавшей неоценимый по собственной значимости акт-декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Было провозглашено, что люди появляются свободными и мишень всякого политического союза - обеспечение свободы, принадлежности, сохранности и сопротивления подавлению. Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу печати, свободу совести и выражения мнений, гарантии личных и других прав людей. Что касается прав человека в дореволюционной России, то нужно отметить, что посреди первых защитников идеи равенства был А.Н.Радищев. В собственном «путешествии из пстербургл в Москву» он писал: «Человек, происходя на свет, есть равен во всем другому: немощен, наг, алчущ, жаждущ». Радищев критиковал самодержавие и крепостничество, говорил о договорном происхождении страны, что в период абсолютизма Екатерины II было поистине бунтом индивидума против многовековой монархии. В собственных трудах по законодательству радищев утверждал: «Государство есть великая махина, мишень которой - блаженство людей. Чем махина проще, чем меньше в ней пружин, чем они прочнее и чем точнее могут создавать полезные и наилучшие деяния, тем правительство совершеннее...Госуддрство приводят в движение две вещи: нравы и законы. Законы являются продолжением нравов... Чем люд имеет нравы непорочнее, простее, совершеннее, тем меньше он нуждается в законах[7]. российский правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал свободу, равенство и прдва людей. Характеризуя индивидума как свободную метафизическую сущность и носителя рдзумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное определение человека как разумного существа. Конкретно вследствие этого он признается лицом и ему прис-ваиваются права. Личность... Есть корень и определяющее начало всех публичных отношений»[8]. В философии Б.Н. Чичерина
особенное место занимает мысль
«Правды либо справедливости», которая
обязана быть положена в базу хоть
какого закона. Со ссылкой на римских
юристов Чичерин подчеркивал, что
правда состоит в том, Защита естественно-правовых
идей свободы личности занимает центральное
место и в творчестве другого
российского правоведа XX века П.И. Новгородцев. Идеи равенства людей можно проследить и в философии известного российского ученого В.С. Соловьева, сделавшего вывод о том, что «в базе права лежит свободд как характеристический признак личности»[10]. Соловьев считал, что
«принцип права просит ограничить частный
произвол в пользу общего блага». С
этих позиций он критиковал реалии капитализма В собственном учении о свободе российский ученый Н.А.Бердяев различает личность or индивидума. Индивидум есть категория натуралистическая, био-логическая, социологическая, а личность - категория духовная. «Личность, - подчеркивал бердяев, - есть свооода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не лишь не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот»[11]. Разграничение меж понятиями «право» и «свобода» очень условно, поскольку часто всю сферу политических прав с верно определенными правомочиями также именуют «свободами». Необходимо отметить, что различие в терминологии - быстрее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках. нужно внести ясность
и в такие понятия, как «основные» и главные права субьективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала xx века она не один раз оспаривалась. С середины XIX столетии ученые стали разглядывать конституционные права как главные. Это нашло выражение в Веймарской Конституции, было воспринято главным законом ФРГ, а потом рядом новейших европейских конституций[13]. конкретно с того времени появилась необходимость в разработке универсальных интернациональных стандартов. Принятие Билля
о правах человека, включающего в
себя Всеобщую декларацию 1948г., Интернациональный
пакт о гражданских и политических
правах 1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина Как было сказано в
п. 1.1., Институт прав и свобод обеспечивает
доступ личности к использованию
материальных и духовных благ, побуждает
публичную власть придерживаться в
этом плане общепринятых интернациональных
стандартов. Показательна в
данной связи принятая в ноябре 1991
г. Декларация прав и свобод человека
и гражданина, ставшая органической
частью новой Конституции Конституция русской Федерации, принятая в 1993 г., Закрепляет те права и свободы, которые в большей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, страны. Непреходящее значение имеет положение о том, что главные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 Ст. 17). В данной связи возникает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимому, можно. Таковой вывод следует, к примеру, из сопоставления ст. 17 Со ст. 55 Конституции РФ. В последней из названных
статей отмечается, что перечисление
в Конституционные права
и свободы составляют ядро правового
статуса личности, лежат в базе
всех остальных прав. Так, ч.1 Ст. 22 Конституции
РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность
каждого. Это основное право порождает
систему прав, закрепленных в УК РФ, Административном
кодексе РФ. базовыми ценностями
общества являются не лишь права, но и
свободы людей. Можно сказать, что
какого-или принципиального Значимость данного права и свобод человека и гражданина и данной конституционной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются
те права и свободы, которые жизненно
важны и в большей мере социально
значимы как для конкретного
человека, так и в целом для общества, для
страны. То есть главные права и свободы. 1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина Права и свободы человека и гражданина в согласовании с общепринятой классификацией разделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в государственных правовых системах, в том числе русской. Меж всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь. В историческом контексте
современные исследователи Выделение трех поколений прав в значимой мере условно, но оно наглядно указывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в данной области. В отечественной юридической литературе концепция иерархии прав по степени их значимости предана справедливой критике. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», пробы объявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права типо лишены свойств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такового подхода является оттеснение социально-экономических прав на второй план как прав другого порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду»[20]. но, такое противопоставление
прав вряд ли оправдано - все они для личности
важны и необходимы, любая их группа по-своему
выражает её интересы. интернациональный пакт
об экономических, социальных и культурных
правах Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические. Далее представляется нужным дать характеристику лишь второй и третей группам, т.К. Личные права права и свободы человека и гражданина будут будут более детально исследованы и проанализированы во второй главе. Особенности политических
прав и свобод состоят в том, что
они соединены с обладанием гражданством
страны. Это различие фиксирует Конституция
РФ, адресуя личные права «каждому» от
рождения как человеку, политические - Гражданство возникает
по рождению, в итоге приема в
гражданство и по иным законным основаниям.
По законодательству большинства государств
никто не может быть лишен гражданства
либо права изменить его. Правительство
оказывает покровительство и защиту своим
гражданам, находящимся за его пределами.
Эти положения содержатся в Декларации
прав и свобод человека С точки зрения М. Варлен,
несомненным достижением Закона
является норма о соотношении
государственного законодательства и
интернациональных договоров Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), Что имеет принципиальное значение для построения системы российского законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Но некие вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к существованию, знание российского языка), а также порядок подачи заявлений по вопросам гражданства - требуют детализированной регламентации. Поэтому Законом предусматривается принятие положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, которое будет утверждено Президентом русской Федерации. В положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения и прекращения гражданства, с целью единообразного выполнения закона всеми органами и должностными лицами. Так же как регламентируется порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание[23] и вида на жительство[24]. Тем самым будут защищены права русских людей, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на местности русской Федерации. таковым образом, гражданство
проявляется как Связь политических прав
с гражданством может сделать впечатление,
что они производны от воли страны, носят
вторичный характер и не относятся к естественным
правам гражданина. Но, это не так. Естественный
характер прав гражданина определяется
тем, что носителем суверенитета и единственным
источником власти в русской Федерации
является её многонациональный люд (ст.
3 Конституции РФ). правительство признает,
соблюдает и защищает политические права
гражданина так же, как и личные права
человека (ст. 2 Примечательно, что многие формы роли людей в управлении делами страны в настоящее время не употребляются эффективно. Показательны в данной связи такие причины, как низкая активность избирателей на выборах органов гос власти и органов местного самоуправления, низкий энтузиазм к деятельности избранного ими депутата, к роли в различного рода публичных формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и политической активности людей коренится не лишь в правовой сфере. Одной из главных обстоятельств неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения гос власти и людей, породивший их неверие в новейшие ценности. необыкновенную группу
главных прав и свобод человека и
гражданина составляют социально-экономические
права. Они касаются таковых сфер
жизни человека, как собственность,
трудовые дела, отдых, здоровье, образование
и призваны обеспечить физические, материальные,
духовные и остальные социально важные
потребности личности. К социально-экономическим
правам и свободам, закрепленным в Конституции
РФ, относятся: свобода предпринимательской
деятельности; право частной принадлежности,
в том числе и на землю; свобода труда и
право на труд в надлежащих условиях; право
на отдых; охрана семьи; право на социальное
обеспечение; право на жилище; право на
охрану здоровья, на благоприятную окружающую
среду; право на образование; свобода литературного,
художественного, научного, технического
и остальных видов творчества, преподавания;
право использования учреждениями культуры
(ст. 34- 2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивидума как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-или незаконного внешнего вмешательства. Органическая база и основное назначение гражданских прав состоят в том, чтоб обеспечить ценность личных, внутренних ориентиров развития каждой личности. Эта категория прав характеризуется тем, что правительство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивидума и не может быть объектом притязаний страны. Она обеспечивает, напомним, так называемую нехорошую свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивидума, призваны юридически защитить пространство деяния частных интересов, гарантировать способности личного самоопределения и самореализации личности. Ha разных этапах возникновения
этих прав они призваны были ограждать
человека от незаконного вторжения страны
в сферу личной свободы. К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения. По существу, этот блок прав обхватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества. Целью данной главы выступает исследование и анализ особенностей личных прав и свобод человека и гражданина. 2.1. Право на жизнь и достоинство личности Право на жизнь. Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и практически всеми конституциями государств мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом[25]. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, в особенности находящихся под влиянием церковной церкви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (к примеру, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека. Право на жизнь до
этого всего предполагает проведение
государством миролюбивой наружной
политики, исключающей войны и
конфликты. Ряд стран В мирных условиях гарантии
этого права не сводятся к запрещению
убийства - это безоговорочно закрепляется
Уголовным кодексом каждой страны. особенное значение имеет
вопрос о смертной экзекуции. При
разработке 1) смертная казнь обязана устанавливаться лишь федеральным законом; 2) смертная казнь
обязана рассматриваться как
исключительная мера наказания, 3) смертная казнь может применяться лишь за особо тяжкие преступления против жизни (т. Е. В отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к смерти людей); 4) при опасности внедрения смертной экзекуции обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела трибуналом с ролью присяжных заседателей. Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны, с точки зрения М.В. Баглай, «исключить опасность непоправимой судебной ошибки»[28]. В связи со вступлением
России в Совет Европы перед ней встал
вопрос об отмене смертной экзекуции,
поскольку это прямо предусмотрено Протоколом
№ 6 от но все эти меры не устранили неравенства людей, в отношении которых смертные приговоры выносились в одних вариантах трибуналом присяжных, как это верно просит ст. 20 Конституции РФ, а в остальных - судами без привлечения суда присяжных. Неравенство возникает из-за того, что суды присяжных сделаны лишь в 9 субъектах РФ. В связи с этим Конституционный трибунал РФ в постановлении от 2 февраля 1999 г. Направил внимание Федерального Собрания на то, что после принятия в 1993 г. Конституции оно располагало достаточным временем для выполнения предписаний ст. 20, И признал, что «с момента вступления в силу реального постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей местности русской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела трибуналом с ролью присяжных заседателей, наказание в виде смертной экзекуции назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело трибуналом с ролью присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо трибуналом в составе судьи и двух народных заседателей». Достоинство личности.
Это качество человека равнозначно
праву на уважение и обязанности
уважать остальных. Оно достигается развитием
личности, осознающей свою свободу, равенство
и защищенность. Достоинство превращает
человека из объекта действия в активного
субъекта правового страны. Достоинство конкретизируется
в правах человека, защита которых
составляет назначение страны. Поэтому
можно сказать, что в более
общей форме мишень страны состоит
в охране человеческого достоинства. Современный германский
юрист П. Хеберле пишет: «О содержании
понятия Конституция РФ защищает
достоинство личности, устанавливая
абсолютный принцип: «Ничто не может
быть основанием для его умаления».
В самом тексте ст. 21 Этот принцип
дополняется запретом подвергать человека
пыткам, насилию, другому ожесточенному
либо унижающему человеческое достоинство
обращению либо наказанию, а также без
добровольного согласия медицинским,
научным либо другим опытам. Целям защиты
достоинства служат многие нормы Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный кодекс просит от следователя при производстве обыска воспринимать меры к тому, чтоб при этом не были оглашены выявленные происшествия интимной жизни лица, а личный обыск производился лишь лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Правом на достойное обращение пользуются не лишь обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах заключения. Таковых норм много, они есть и в остальных отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа охраны достоинства человека. в особенности важны
гражданско-правовые гарантии, закрепленные
в Гражданском кодексе РФ. Тут
жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация,
неприкосновенность частной жизни, личная
и домашняя тайна, право на имя и авторство
и остальные конституционные личные права
и свободы квалифицируются как нематериальные
блага (ст. 150). Если гражданину причинен моральный вред (физические либо нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные права, он вправе возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда[31]. Для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в трибунал, причем допускается защита чести и достоинства гражданина и после его погибели[32]. Законом установлен порядок ублажения требований гражданина, связанных с распространением сведений, порочащих его честь, достоинство либо бизнес репутацию[33]. Защита чести и
достоинства частенько При рассмотрении в
судах общей юрисдикции дел о
защите чести и достоинства подлежит
установлению и оценке не лишь достоверность,
но и характер распространенных сведений,
исходя из чего трибунал обязан решать:
наносит ли распространение сведений
вред защищаемым Конституцией русской 2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность Право на свободу есть
«не что другое, как сама свобода,
т. Е. Возможность совершать любые
правомерные действия»[34]. В этом
праве заложено ограничение для
свободы остальных людей, и в особенности
должностных лиц, владеющих возможностью
внедрения принуждения к людям. В неразрывной
связи с ним находится (но не совпадает)
личная неприкосновенность человека,
которая распространяется на его жизнь,
здоровье, честь, достоинство. Никто не
вправе силой либо опасностями принуждать
человека к каким-то действиям, подвергать
его истязанию, обыску либо наносить вред
здоровью. Человек вправе сам распоряжаться
собственной судьбой, выбирать свой жизненный
путь (вступать в брак, участвовать в голосовании,
поступать на работу и т. Д.). Более сильнейшие
гарантии свободы и сохранности личности
выступают в форме уголовно- правового
запрета всех обратных действий людей
и должностных лиц. Конституционный трибунал
РФ. Выразил озабоченность в связи
с недостаточностью гарантий права
на свободу, вытекающего из ч. 1 Ст. 22 Конституционный трибунал РФ в постановлении от 13 июня 1996 г. По делу в связи с жалобой В. В. Шелухина отметил, что применение содержания под стражей в качестве меры пресечения без нужных оснований, подабающей процедуры и вне каких-или определенных либо контролируемых сроков придает ограничению права на свободу при аресте случайный характер. Обвиняемый без всяких законных поводов продолжает содержаться под стражей даже после того, как ранее принятое компетентным должностным лицом решение о применении меры пресечения либо о продлении срока содержания под стражей прекратило свое действие. Трибунал признал неконституционным положение УПК, согласно которому время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается. Лицо, обвиняемое в совершении преступления, вправе обжаловать в трибунал законность и обоснованность содержания под стражей на хоть какой стадии уголовного судопроизводства, включая время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. 2.3. Право на частную жизнь Частную жизнь составляют
те стороны личной жизни человека,
которые он в силу собственной
свободы не хочет делать достоянием остальных.
Это - своеобразный суверенитет личности,
значащий неприкосновенность его «среды
обитания». но гражданское общество соображает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того либо другого лица обязано происходить лишь на базе закона при наличии веских, опять же признанных законом, оснований для подозрения либо обвинения данного лица в совершении преступления, т. Е. При возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна. Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в разных статьях Конституции РФ, а специально - в ст. 23 И 24. Рассмотрим их. 1) Устанавливается
право человека на личную и
семейную тайну, на защиту 2) Каждый имеет
право на тайну переписки, 3) Сбор, хранение, внедрение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Эта гарантия как бы ограничивает установленное Конституцией РФ право каждого свободно находить и распространять информацию (ч. 4 Ст. 29), Но на самом деле противоречия меж ними нет. Ключевым элементом всей конструкции служит согласие либо несогласие лица на распространение информации о нем. Естественно, к примеру, что политик, артист, ученый не станет возражать против интервью с журналистом, в ходе которого собирается информация для публикации статьи в прессе. Но совершенно другое дело, когда журналист собирает информацию, да еще компрометирующую, без ведома интересующего его лица и публикует статью без его согласия. В этом случае Конституция нарушена. Данная гарантия воспрещает государственным и коммерческим организациям собирать и даже хранить досье с компрометирующими то либо другое лицо материалами. Для того чтоб закрыть
источники вероятной Согласно закону (ст.
139 ГК РФ) охраняется служебная и коммерческая
тайна, когда информация имеет действительную
либо потенциальную ценность в силу неизвестности
её третьим лицам, к ней нет свободного
доступа на законном основании и обладатель
информации воспринимает меры к охране
её конфиденциальности. Следовательно,
право определять размер сведений, составляющих
тайну, принадлежит самому человеку, а
то, что не может быть предметом тайны,
определяется лишь законом и другими правовыми
актами[35]. Федеральным законом
«О Банках и банковской деятельности»[37]
предусмотрено также право Отступлением от данной
принципиальной гарантии явился упоминавшийся
Указ 4) Органы гос власти
и органы местного Из конституционной нормы вытекает, что определенные документы и материалы не подлежат разглашению. Тут речь идет о гос тайне и остальных формах закрытости, но лишь в том случае, если это предусмотрено законом и другими соответствующими правовыми актами. 2.4. Неприкосновенность жилища По существу, это
составная часть права на частную
жизнь, являющаяся также непременным
элементом личной свободы и достоинства
человека. «Мой дом Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц по другому, как в вариантах, установленных федеральным законом, либо на основании судебного решения. Правом на охрану жилища владеют лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами либо проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие деяния не являются нарушением его неприкосновенности даже в вариантах несогласия других проживающих. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища, ибо все остальные случаи (со стороны отдельных лиц) - это, в сущности, обыденные преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в трибунал с требованием возмещения вреда и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением. Но, очевидно, при определенных обстоятельствах, к примеру, для раскрытия преступления, возникает необходимость проникания в жилище против воли проживающих в нем. Но это можно делать лишь на основании закона либо судебного решения. Законами в данном случае являются УПК, Закон об оперативно-розыскной деятельности в русской Федерации, Закон о милиции[40]. трибунал обязан разглядывать материалы о проникновении в жилище в оперативно-розыскных целях незамедлительно. Право входить в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, предоставлено сотрудникам налоговой милиции, о чем они в течение 24 часов должны поставить в известность прокурора. Работники милиции вправе входить в жилые помещения и осматривать их (это не обыск) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, или при наличии достаточных данных полагать, что в этом помещении совершено либо совершается грех либо произошел несчастный вариант, а также для обеспечения личной и публичной сохранности, но во всех этих вариантах требуется уведомить прокурора в течение 24 часов. Правом беспрепятственного входа в жилище владеют в случае пожара пожарники. Уголовно-процес-суальный кодекс подробно регламентирует порядок обысков и выемок в ходе следствия по уголовному делу. 2.5. государственная принадлежность Комплекс прав, связанных
в национальностью, отражает специфику
многонациональной России, в которой
живет много этнически Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию собственной национальности. Данные правила не манят за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может воспользоваться преимуществами, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Поэтому тяжело предположить, что данная гарантия будет иметь значение для огромного числа людей, тем более что национальность постоянно указывалась в паспорте и различного рода анкетах со слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще обязана исчезнуть. но следует учесть,
что в силу деяния в ряде забугорных
государств еще существеннее связанное
с национальностью право на использование
родным языком, на свободный выбор
языка общения, воспитания, обучения
и творчества. На стадии утверждения
суверенитета России и прав субъектов В русской Федерации
эти конституционные нормы В русской Федерации
недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения
к хоть какому языку, создание противоречащих
конституционно установленным принципам
государственной политики припятствий,
ограничений и приемуществ в использовании
языков, другие нарушения законодательства
РФ о языках народов Эти и многие остальные нормы создают широкую систему гарантий конституционной нормы на использование родным языком и связанных с этим остальных прав. 2.6. Свобода передвижений и места жительства Право свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства
принадлежит каждому, кто законно
находится на местности русской Более подробно эти вопросы регулируются Федеральным законом «О праве людей русской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах русской Федерации» от 25 июня 1993г. Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно- территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особенные условия и режимы проживания в связи с угрозой инфекционных либо массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное либо военное положение). Следовательно, за пределами таковых районов никакие ограничения свободы передвижения хоть каким видом транспорта либо пешком не допускаются. но реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок. Закон устанавливает обязанность гражданина, прибывающего на новое место жительства, в течение 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением конституционной свободы выбора места жительства. Конституционный трибунал
РФ постановлением от 25 апреля 1995 г. По
делу Л. Порядок регистрации
и снятия людей русской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания
и по месту жительства в пределах но на практике в ряде регионов русской Федерации получила развитие регистрация гражданина по месту жительства при условии уплаты им установленного сбора, что является нарушением конституционного права на свободный выбор места жительства. Конституционный трибунал
РФ в постановлении от 4 апреля 1996
г. По делу о проверке конституционности
ряда нормативных актов города Москвы
и Установленные нормативными
актами Правительства Москвы, Правительства Реализация конституционного
права на выбор места жительства
не может ставиться в зависимость
от уплаты либо неуплаты каких-или налогов
и сборов, поскольку главные права людей
русской Федерации гарантируются Вопрос о природе
правил регистрации, предусмотренных
в указанном постановлении В постановлении от
2 февраля 1998 г. Трибунал отметил, что
регистрация в том смысле, в
каком это не противоречит Конституции
РФ, является только предусмотренным федеральным
законом методом учета людей в пределах Установление срока,
по истечении которого гражданин
должен покинуть место пребывания,
является вмешательством органов исполнительной
власти и остальных органов регистрационного
учета в гражданские, жилищные и другие
правоотношения, складывающиеся на базе
согласия сторон, и ограничивает конституционное
право людей на свободу выбора места пребывания
и жительства. Срок нахождения в том либо
ином месте временного пребывания обязан
определяться самим гражданином. Его установление
государством недопустимо, поскольку
значит ограничение свободы волеизъявления
при выборе места пребывания. При этом
определение гражданином места собственного
пребывания и срока нахождения в нем не
непременно связано с наличием соответствующего
жилого помещения в качестве места пребывания. принципиальное значение
имеет закрепление в Конституции права
каждого свободно выезжать за пределы
русской Федерации и беспрепятственно
возвращаться. Порядок реализации этого
права установлен Федеральным законом
«О порядке выезда из русской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции
от 24 июня 1999 г.). Гражданин русской Федерации
не может быть ограничен в праве на выезд
из русской Федерации по другому, как по
основаниям и в порядке, предусмотренном
этим Федеральным законом. Он не может
быть лишен права на въезд в Российскую
Федерацию, а выезд из русской Основными документами,
удостоверяющими личность гражданина
РФ, по которым граждане осуществляют
выезд из русской Федерации и въезд в • паспорт; • дипломатический паспорт; • служебный паспорт; • паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Паспорт выдается гражданину
русской Федерации по его письменному
заявлению, поданному лично либо через
его законного представителя, органом
внутренних дел по месту жительства, Министерством
иностранных дел РФ на местности русской
Федерации, а также дипломатическим консульством
либо консульским учреждением русской
Федерации за пределами местности Паспорт оформляется
подходящим государственным органом
в срок не более одного месяца со
дня подачи заявления и выдается
сроком на пять лет. Закон строго регламентирует
основания для отказа в выдаче заграничного
паспорта. В первую очередь эти основания
соединены с гос тайной. В случае, если имеется
заключение Межведомственной комиссии
по защите гос тайны о том, что сведения
особой значимости либо совсем секретные
сведения, о которых гражданин был осведомлен
на день подачи заявления о выезде из русской
Федерации, сохраняют подобающую степень
секретности, то указанный в трудовом
договоре (контракте) срок ограничения
права на выезд из русской Федерации может
быть продлен По иным основаниям право на выезд временно ограничивается, если гражданин: • призван на военную службу либо ориентирован на альтернативную гражданскую службу, до окончания военной службы либо альтернативной гражданской службы; • задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу либо вступления в законную силу приговора суда; • осужден за совершение преступления, до отбытия (выполнения) наказания либо до освобождения от наказания; • уклоняется от выполнения обязательств, наложенных на него трибуналом, до выполнения обязательств или до заслуги согласия сторонами; • сказал о себе заранее ложные сведения при оформлении документов для выезда из русской Федерации, до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Во всех вариантах
временного ограничения права на выезд
из русской Решения об ограничении
права на выезд из русской Федерации
людей, осведомленных о сведениях
особой значимости либо совсем секретных
сведениях, отнесенных к гос тайне, а также
людей, допущенных к таковым сведениям
до вступления в силу реального Федерального
закона, обжалуются гражданами в Межведомственную
комиссию, образуемую В согласовании с постановлением
Конституционного Суда РФ от 15 января значимой стороной права на выезд из русской Федерации является право людей беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих русское гражданство, не требуется каких-или въездных виз либо разрешений. В случае утраты паспорта вне пределов РФ выезд осуществляется на основании свидетельства (постановление Правительства РФ в редакции от 23 сентября 1999 г.). Этим же постановлением утверждено Положение об оформлении приглашения в РФ иностранных людей и лиц без гражданства. На протяжении всего
тоталитарного периода и даже
в начале 90-х гг. В Конституционный трибунал
РФ в постановлении от 20 декабря
1995 г. По делу В. В Уголовном кодексе русской Федерации, принятом в1996 г., Данный состав преступления исключен. 2.7. Свобода совести и вероисповедания Под свободой совести понимается «право человека как верить в Бога в согласовании с учением той либо другой свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. Е. Не верить в Бога»[44]. Эта свобода в особенности принципиальна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью вынудить его принять эту религию. В государствах без гос религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь. Свобода вероисповедания
значит право человека на выбор религиозного
учения и беспрепятственное отправление
культов и обрядов в согласовании с этим
учением. Эта свобода, таковым образом,
по своему содержанию уже первой. интернациональный пакт
о гражданских и политических
правах свободу совести и религии
соединяет со свободой мысли, включая
в нее «свободу иметь либо воспринимать
религию либо убеждения по своему
выбору и свободу исповедовать свою
религию и убеждения как Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально либо вместе с другими всякую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и другие убеждения и действовать в согласовании с ними» (ст. 28). Таковая формулировка в значимой мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье интернационального пакта. Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не лишь на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и другие убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует держать в голове, что данная статья Конституции посвящена лишь правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ. Свобода совести и
вероисповедания подробно регламентируется
Федеральным законом о свободе
совести и о религиозных Закон запрещает установление
преимуществ, ограничений либо других
форм дискриминации в зависимости
от дела к религии. Граждане РФ равны
перед законом во всех областях жизни
независимо от их религиозной принадлежности. В то же время законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых связана с причинением вреда здоровью людей, с побуждением к отказу от выполнения гражданских обязанностей либо к совершению противоправных действий, Речь идет о разных изуверских сектах и объединениях, все еще нелегально работающих в стране. С целью воспрепятствования
таковым актам Федеральный Конституционный трибунал
РФ в постановлении от 23 ноября 1999
г. Отметил: В демократическом
обществе с присущим ему религиозным
плюрализмом подобного рода ограничения
могут быть предусмотрены законом,
если это нужно в интересах
публичного спокойствия, охраны публичного
порядка, здоровья и нравственности
либо для защиты прав и свобод остальных
лиц. Коренное изменение
политики страны по отношению к религии,
происшедшее в последние годы,
возвращает России её духовные силы. 2.8. Свобода мысли и слова Мысль - неотъемлемое свойство человека, база его действий и поступков. «Я мыслю - означает, я существую», - писал великий французский философ Декарт. Мысль постоянно свободна, это её имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли её свободы - заветная мишень всех тиранов, но эта мишень в конечном счете неосуществима. Можно вынудить человека говорить не то, что он думает, но вынудить его мыслить либо не мыслить по указке нереально. Непонимание данной обычный истины - основная причина краха всех тоталитарных режимов. другое дело - свобода
слова. Популярная тютчевская строчка
«мысль изреченная есть ложь» подчеркивает
не более чем ограниченность всякого знания.
На самом деле в слове заключен источник
созидания. Библия утверждает, что Слово
было в базе Божественного мироздания.
Слово может быть и источником разрушения,
через него проявляется инакомыслие -
основная опасность хоть какой тирании.
«Мнение правит миром», - правильно подметил
идеолог У свободы слова общественная судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней базу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, различного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и в особенности печатным словом частенько в истории многих государств подрывало публичные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы
слова просит и признания способности
её ограничения Конституции и законы большинства государств мира открыто ставят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели её использования[45]. Нельзя, к примеру, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в переполненном черном зале кинозала, вызывающие панику, давку в дверях и смерть людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует национальное либо расовое превосходство и просит узаконения самосуда. Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово с тем, чтоб оно не обернулось против остальных людей и всего общества. Содержание свободы слова очень обширное. Это не лишь право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды. Конституция РФ гарантирует
свободу мысли и слова, но она же устанавливает,
что не допускаются пропаганда либо агитация,
возбуждающие социальную, расовую, национальную
либо религиозную ненависть и вражду. Другая опасность,
порождаемая очень принципиально
положение, сформулированное в ч. 3 Ст.
29 Конституции РФ: Как уже отмечалось, обилие проявлений свободы слова дает основание отнести её в равной степени и к личным, и к политическим правам человека. Так вышло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой трактуют эту свободу в личностном плане, а другие две - в политическом. таковым образом, личные
права и свободы человека и
гражданина, именуемые также гражданскими,
составляют первооснову правового
статуса человека и гражданина. Большая
часть из них носят абсолютный характер,
т. Е. Являются не лишь неотъемлемыми, но
и не подлежащими ограничению. Отсюда
завышенный уровень гарантий и охраны
этих прав и свобод, перечисленных в ст.
20- 29 Под гарантиями понимаются «правовые средства, обеспечивающие реализацию того либо другого права человека и гражданина»[46]. Каждое право лишь тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность страны. часто употребляется
выражение «материальные В Конституции РФ права
и свободы закрепляются в различных
формулировках. но наряду с таковым
«попутным» решением трудности гарантий
прав 3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина более общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах интернационального права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав людей и обязанностей страны по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61. Защита прав и свобод
- обязанность страны. Конституция
гарантирует государственную Самозащита прав и
свобод. Наряду с обязанностью страны
обеспечивать защиту личных прав и свобод
человека и гражданина существует право
человека и самому защищать свои права
и свободы всеми методами, не запрещенными
законом. Методы самозащиты многообразны:
обжалование действий должностных лиц,
обращение в средства массовой информации,
внедрение правозащитных организаций
и публичных объединений (профсоюзы и
др.). Судебная защита. Русская
Конституция гарантирует В ноябре 1995 г. Конституционный
трибунал РФ вынес постановление
по жалобам интернациональная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 Ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих интернациональных договоров русской Федерации и употребляется, если исчерпаны все имеющиеся, средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях русской Федерации. Комитеты ООН. Жалоба
подается в Комитет по правам человека,
созданный в согласовании с интернациональным
пактом о гражданских и политических
правах. Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего страны, а правительство должно в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения либо заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет нехорошие морально-политические последствия для страны, в котором нарушаются права человека. Европейский трибунал
по правам человека. Другой формой интернациональной
защиты прав и свобод выступает Европейский
трибунал по правам человека, учрежденный
в Обращение (петицию) в трибунал вправе подавать как правительство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано лишь после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Трибунал, состав которого утверждается для каждого обращения раздельно, окончательный, и страны должны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение». Указом Президента
РФ от 29 марта 1998 г. Учреждена должность Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод частенько сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таковых вариантах состоит не лишь в том, чтоб вернуть нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (либо бездействием) органов гос власти либо их должностных лиц». Возмещение причиненного
вреда регулируется гражданско-правовым
законодательством и является гарантией,
распространяющейся на любые нарушения
прав и свобод. Отдельные виды ответственности
за причиненный вред закреплены в
особых законах - Федеральном законе об
органах федеральной службы сохранности
в русской Федерации (в редакции от 30 декабря
1999 г.) И др. По действующему законодательству,
к примеру, возмещению подлежит вред, причиненный
человеку незаконным привлечением к уголовной
ответственности, незаконным осуждением,
незаконным заключением под стражу либо
взятием подписки о невыезде, незаконным
наложением административного взыскания
в виде ареста либо исправительных работ. Неотменяемость прав
и свобод. Человек может быть уверен
в стойкости собственных личных
прав и свобод человека и гражданина
лишь тогда, когда законодательные
органы страны лишены права воспринимать
законы, отменяющие либо умаляющие эти
права и свободы. В этом смысл ч. 2 Ст. 55 В то же время Конституцией допускается возможность ограничения личных прав и свобод человека и гражданина. Принципиально иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене либо умалению прав и свобод и осуществляются лишь в той мере, в какой это нужно в строго установленных Конституцией целях. Возраст. Конституцией РФ установлено, что русский гражданин может без помощи других осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в данной норме являются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные права и в более ранешном возрасте, реализуя их через законных представителей. интернациональный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) Закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рождения и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть приравнены к конституционным нормам. Законодательство
устанавливает ряд прав несовершеннолетних.
К примеру, в гражданском праве за
детьми закреплены права принадлежности,
наследования и др., А также частичная
дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 15 до 18 лет. В трудовом праве
признается право на труд с 16 лет (для учащихся 3.2. Конституционные гарантии правосудия В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в базе уголовно- процессуального законодательства и ориентированы на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, правительство может и обязано лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно должно делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом. Гарантии подсудности. Для человека принципиально, чтоб его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в согласовании с-законом обязаны его разглядывать, о чем он заблаговременно обязан быть извещен. Определение законом такового суда и судьи именуется подсудностью. Изменение подсудности, очень нередкое на практике в связи с загруженностью судов либо по иным причинам, может поставить человека в невыгодное положение, лишить внутреннего психологического равновесия, нужного для собственной защиты по уголовному обвинению либо для выступления стороной по гражданскому делу. Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. принципиальной гарантией
демократического правосудия выступает
трибунал присяжных, получивший обширное
признание как в Право на юридическую помощь. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить её, обратившись к адвокату. Юрист независим и строит свои дела с клиентом на базе конфиденциальности, т. Е. Не вправе разгласить доверенные ему сведения. В уголовном процессе юрист выступает защитником подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного, а в гражданском - представляет интересы истца, ответчика, третьего лица. Юридическая помощь может оказываться также лицам, привлекаемым к административной ответственности. Помощь адвоката подлежит оплате. Но не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь. Поэтому Конституция устанавливает, что в вариантах, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Юридическая помощь в особенности принципиальна для человека, когда его задерживают в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такие подозрения оказываются неоправданными, а следственные органы действуют, нарушая права человека. Роль адвоката на ранешних стадиях уголовного процесса хотя и затрудняет расследование, но призвано помочь человеку доказать свою невиновность и обеспечить проведение следственных действий с соблюдением закона. Эта концепция уголовно-процессуальной теории, многие годы бывшая предметом острой полемики, нашла свое отражение в Конституции, которая предоставляет каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право воспользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу либо предъявления обвинения (ст. 48J. Право на защиту производно от права на свободу, т. К. Смысл защиты состоит в достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детализированное регулирование этого права для того, чтоб дать человеку максимум возможностей отстоять свою правоту. В этих же целях Уголовно-процессуальный кодекс подробно регламентирует права и деяния адвоката на всех стадиях уголовного процесса. Конституционный трибунал
РФ в постановлении от 27 июня 2000 г.
По жалобе В. Право на защиту относится
к числу абсолютных прав, поскольку
ни при каких обстоятельствах
человеку нельзя отказать в ней, если
он обвиняется в уголовном преступлении.
Таковая природа этого права
была доказана Конституционный трибунал
РФ в постановлении от 27 марта 1996
г. По делу о проверке конституционности
ст. 1 И 21 Закона РФ «О гос тайне» и
в связи с жалобами ряда людей
отметил следующее. Отказ обвиняемому Презумпция невиновности. Данная гарантия запрещает кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым либо подсудимым, как с преступником, до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Трибунал и лишь трибунал вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такового признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и т. Д. Формулируя эту важную гарантию, Конституция РФ подчеркивает, что вина обязана быть подтверждена «в предусмотренном федеральным законом порядке», что предполагает соблюдение права на защиту и остальных процессуальных гарантий обвиняемому. Обвиняемый не должен
обосновывать свою невиновность. Бремя
доказывания лежит на прокуроре,
следователе и лице, производящем
дознание. Неисполнение этих требований
закона ведет к прекращению дела
и оправданию подсудимого. Презумпция невиновности имеет еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Следовательно, хоть какой факт либо приводимое подтверждение, вызывающие колебание, которое нереально развеять, признаются несуществующими. Все эти конституционные гарантии (ст. 49) Способствуют решению одной из основных задач правосудия: не допустить осуждения невиновных. Запрет повторного осуждения. В ст. 50 Конституции РФ содержится принципиальная гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же грех. Это значит, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и трибунал вынес приговор либо прекратил дело. Опять судить по тому же обвинению можно лишь в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в трибунал на новое рассмотрение. Недействительность
незаконно полученных доказательств.
На всех стадиях уголовного процесса
недопустимо употреблять подтверждения,
полученные в нарушение закона. Человек
обязан быть гарантирован от таковых «методов»
работы суда и следствия, и этому служит
норма, содержащаяся в ч. 2 Ст. 50 Право на пересмотр приговора. Каждый осужденный за грех имеет право на пересмотр приговора вышестоящим трибуналом, а также просить о помиловании либо смягчении наказания. Пересмотр приговора - нужная гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом. Помилование - освобождение от наказания либо замена его иным, более мягким наказанием. Осужденный вправе лишь просить -сб этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Поэтому отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован. Гарантия от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя либо к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против жена и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. УПК включает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, жена. Следовательно, человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близких родственников в совершении преступления, т. Е. Могут быть использованы против его интересов. Закон может устанавливать и другие случаи освобождения от обязанности давать свидетельские Показания, такие случаи указаны в УПК. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Если в итоге преступления либо злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический либо материальный вред, то этот вред подлежит возмещению. Правительство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда. Так, закон (УПК) охраняет права потерпевших от преступления, предоставляет им определенные процессуальные права (они имеют право участвовать в судебном разбирательстве, знакомиться со всеми материалами дела и др.). Ряд уголовных дел (клевета, оскорбление и др.) Подлежит возбуждению лишь по жалобе потерпевшего, от потерпевшего зависит и прекращение этих дел в случае примирения с обвиняемым. Но некие дела, начинаясь по жалобе потерпевшего (изнасилование, нарушение авторских прав и др.), Не могут быть прекращены по его желанию вследствие их публичной угрозы. Лицо, понесшее материальный
вред от преступления, имеет право
потребовать возмещения этого вреда.
Соответствующий гражданский Но права потерпевшего
гарантируются Конституцией (ст. 52)
Также в отношении « Запрет обратной силы
закона. Динамичность жизни порождает
потребность в изменении Если же принимается
закон, отменяющий либо смягчающий ответственность,
то по принципу гуманизма обратная
сила закона как раз признается. Эти правила деяния закона во времени имеют силу для всех отраслей права. Они закреплены нормами уголовного, гражданского, трудового, административного и другого законодательства русской Федерации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью настоящей дипломной
работы было исследование личных прав
и свобод человека и гражданина.
Подводя итоги данного 1. В современном мире есть разные правовые идеи, теории, доктрины, господствует обилие правопонимания. В той же степени обилие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, чертами духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным многообразием и другими причинами. Сам факт обилия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таких, непременно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются только представления, суждения, взоры, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и другие нормы. Взоры и нормы опосредуют, воздействуют на складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные способности и обязанности людей. В этом смысле права и свободы человека и гражданина вначале появляются, есть, развиваются только в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом разных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правдивого, справедливого и соответственно этому проявляющихся фактически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом. Поэтому практически
имеющиеся и возникающие В то же время обилие подходов к правам человека и гражданина не умаляет способности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация обязана быть обеспечена постоянно и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и других особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве главных прав и свобод человека и гражданина, обязан и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым обществом непререкаемых ценностей. При этом во всех вариантах
все-таки следует держать в голове
о том, что это вправду только
часть прав и свобод человека и
гражданина и неувязка прав человека
не может быть сведена лишь к обеспечению
наличия указанного минимума. Ведь за
«рамками» остается множество остальных,
частенько не менее принципиальных для
людей прав и свобод, а роль и значение
тех либо других из них могут резко возрастать
в зависимости от развития непосредственно-исторической
ситуации в стране, и, соответственно,
они, по существу, могут получать значение
главных прав и свобод. Не менее принципиально
иметь в виду и то, что этот минимум как
бы универсальных ценностей в полном объеме
признают далеко не все страны мира и тем
более не все обеспечивают их фактическое
наличие и реализацию. 3. Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод человека и гражданина в согласовании с предварительным выделением более принципиальных сфер публичной жизни, в которых появляются и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют три огромные группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные. При этом грань, проводимая меж этими группами прав и свобод, довольно условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему публичных отношений. А многие конкретные права и свободы сразу могут быть отнесены к двум разным категориям прав. 4. Личные права
и свободы человека и Все права, принадлежащие
человеку, в равной степени являются
личными. специальные особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: а) по собственной сути они являются правами человека, т.Е. Каждого индивидума и не соединены конкретно с принадлежностью к гражданству страны; б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; в) они обхватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности. Названные особенности
личных прав и свобод человека и гражданина
подтверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции
русской Федерации. 5. Под гарантиями личных прав и свобод человека и гражданина понимаются средства, обеспечивающие реализацию этих права. Право можег быть реализовало, лишь если ему соответствует чья-то обязанность это обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности. Конституционное закрепление
обязанности русской власти признавать,
соблюдать и.Защищать личные права человека
и гражданина - выражение сущности нового
конституционного строя России, при котором
учредительная часто употребляется
выражение «материальные В Конституции России
личные права человека и гражданина
закрепляются в различных формулировках.
Некие вначале декларативны («каждый
имеет право на свободное внедрение
собственных способностей - ч. 1 Ст. 54),
Остальные Все же «каждому гарантируется»
звучит более весомо, ежели «каждый
имеет право», к тому же первая формула
почаще встречается в тex вариантах,
когда властные органы владеют системой,
способной обеспечить реализацию соответствующих
прав. На-пример, ч. 1 Ст. 59 Гласи: «каждому
гарантируется социальной обеспече-ние
по возрасту, в случае болезни, инвалидности...». Права, свободы и
обязанности реализуются на базе
равноправия Личные права и свободы человека и гражданина основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают подобающую среду и материальную базу, обеспечиваюцие внедрение личных прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.Д. Политические гарантии предполагают подходящим образом сориентированную политику власти, её нацеленность на создание условий, обеспечивлющих достойную жизню и свободное развитие личности; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, подабающий уровеньполитической культуры людей; борьбу с бюрократизмом, взяточничеством и остальные политико- организационные причины. Юридические гарантии
представляют собой конституционную
возможность внедрения К числу юридических
гарантий в первую очередь относятся: - ч. 4 Ст. 125 КонституцииРФ); но конкретно суды, судебная власть могут и обязаны обеспечивать максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в сложный период перехода русского общества от авторитарного режима к демократическому, в период слома старых командно-административных отношений и становления отношений рыночных. перечень ЛИТЕРАТУРЫ |