Льготное пенсионное обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования настоящей контрольной работы является изучение основ льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Природа льготных пенсий для граждан, работавших в особых условиях труда 5
2. Основы правового регулирования и право на льготную пенсию за работу в особых условиях труда 8
3. Проблемы современного льготного пенсионного обеспечения в Российской Федерации работников, работавших в особых условиях труда 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

К.Р. Социальное право.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Дисциплина: Социальное  право
Тема: Льготное пенсионное обеспечения граждан, работавших в  особых условиях труда
   
 
 

Содержание 

 

Введение

 

     Актуальность  темы настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. В настоящее время пенсионная система России переживает серьезный кризис. Во многом обострение данного кризиса обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5, 10 и более лет). По этой причине каждый пенсионер по старости недополучает пятую часть пенсии из-за того, что более 20% средств Пенсионного фонда России приходится на финансирование досрочных пенсий, назначаемых за работу в связи с особыми условиями труда, а также в связи с особыми видами профессиональной деятельности (ранее такие пенсии именовались пенсиями за выслугу лет). Кроме того, по оценкам специалистов, около 30% работников, пользующихся правом на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда1.

     С помощью данной «льготной» пенсионной системы по-прежнему решается вопрос привлечения кадров в производство с вредными условиями труда. При этом предприятия, имеющие в своей структуре такие производства, никакой финансовой нагрузки за предоставление их работникам досрочных пенсий не несут. Для рыночных отношений такой подход не приемлем2.

     Создание  в России пенсионной системы, соответствующей  новым социально-экономическим условиям, является одной из наиболее сложных  и важных задач. Создаваемая пенсионная система затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию (около 38 миллионов человек), и тех, кому она будет назначена в будущем. Именно этим объясняется повышенное отношение к ней.

     Целью исследования настоящей контрольной работы является изучение основ льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.

     Для достижения указанной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:

     - выявление природы льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда;

     - обобщение и характеристика основных положений действующего пенсионного законодательства Российской Федерации по льготному пенсионному обеспечению граждан, работавших в особых условиях труда;

     - анализ проблем действующей системы  льготного обеспечения граждан,  работавших в особых условиях  труда и перспектив перехода  к профессиональным пенсионным  системам.

     Объектом исследования контрольной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда.

     Предметом исследования настоящей работы является действующее пенсионное законодательство Российской Федерации.

 

1. Природа льготных  пенсий для граждан,  работавших в особых

условиях  труда

 

     Государственная пенсионная система Российской Федерации  на протяжении последних нескольких лет претерпевает серьезные преобразования.

     На  смену единой, обезличенной и уравнительной  должна прийти разветвленная, персонифицированная, многоуровневая пенсионная система, построенная на принципах социального страхования. Это, в свою очередь, вызывает необходимость изменения механизма назначения пенсий при пониженном пенсионном возрасте в связи с особыми условиями труда. Уникальность данного вида пенсий по масштабам предоставления и порядку их назначения, кругу лиц, которым это право установлено, объем финансовых затрат, а также значительное социальное, экономическое и психологическое воздействие, которое они оказывают на формирование производственных отношений в нашем обществе - выделяют льготное пенсионное обеспечение из обычного набора компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

     В настоящее время круг лиц, имеющих  право на льготное пенсионное обеспечение, определен ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»3. Отметим, что в него были механически, по инерции, перенесены социальный, экономический и правовые аспекты природы льготных пенсий в том виде, в каком они постоянно закладывались в советское законодательство и олицетворяли, по мнению его идеологов, гуманизм существующего государственного строя и заботу о здоровье трудящихся.

     Социальный аспект состоит в ответственности общества за риск ранней утраты трудоспособности представителями профессиональных групп, занятых на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда4.

     Сегодня в России существуют три формы компенсации профессиональной утраты трудоспособности:

     - пенсионное обеспечение по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания;

     - возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;

     - пенсионное обеспечение со снижением возраста в связи с особыми, то есть вредными и опасными, условиями труда или льготное пенсионное обеспечение.

     Две первые формы компенсации базируются на индивидуальном определении фактической  утраты трудоспособности и ее степени (в процентах степени утраты). Третья - на предполагаемой ее возможности без количественного определения степени утраты трудоспособности, то есть основана на гипотетическом предположении такой утраты в производствах, где имеется повышенный риск утраты трудоспособности.

     Именно третьей форме компенсации утраты профессиональной трудоспособности присуще массовое (по производственно-профессиональному признаку) экспертно-административное определение и законодательное закрепление права на досрочную пенсию за работу во вредных и тяжелых условиях труда в виде списков и других подобных нормативных актов.

     Общеизвестно, что в настоящее время состояние  охраны труда глубоко кризисное. Устаревшие на 70-90% производственные фонды, низкая заработная плата, наличие значительной безработицы вызывают сокращение инвестиций в оздоровление труда на производстве.

     Поэтому одной из поставленных в Концепции  реформы системы пенсионного  обеспечения в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства  РФ от 7 августа 1995 г. № 790) и Программе по ее реализации5 задач является сокращение нерациональных затрат пенсионной системы, существенно влияющих на ситуацию с ее общим финансированием, и обеспечение большей социальной справедливости при назначении пенсий.

     В соответствии с Программой в долгосрочной перспективе тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях, и дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое исключительно на накопительном принципе как за счет обязательных (например, в связи с работой в условиях экстремального уровня профессионального риска, то есть реальной угрозы нарушения здоровья вследствие неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса), так и добровольных взносов работодателей и граждан.

     Согласно  указанным документам, в перспективе  льготное пенсионное обеспечение планируется  перевести в сферу профессиональных пенсионных систем, предусматривающих особые условия пенсионного обеспечения, учитывающие специфику труда в той или иной профессии (должности) и устанавливающие ответственность работодателей за условия труда на производстве.

     Таким образом, льготное пенсионное обеспечение - это один из видов компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда. Под ним понимаются ежемесячные денежные выплаты, назначаемые на льготных условиях, снижение требуемого пенсионного стажа и общеустановленного пенсионного возраста на 5-10 лет.

2. Основы правового регулирования и право на льготную пенсию за работу в особых условиях труда

 

     Система льготного пенсионного обеспечения  по условиям труда в России регулируется:

     статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

     Постановлением  Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий  и должностей, с учетом которых  досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»6;

     Постановлением  Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»7;

     Списками  № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 108;

     Разъяснением  Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением этого Министерства от 22 мая 1996 г. № 299.

     Основным  документом при назначении льготной пенсии является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения:

     - наименование профессии (должности);

     - название структурного подразделения (цеха, участка, отделения, установки и т.д.), на работу в которые принят или переведен работник, с указанием приказа;

     Наименование  профессии должно устанавливаться  в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в  зависимости от характера выполняемой  работы.

     При представлении работника к назначению льготной пенсии часто бывает необходимо подтверждать в органах социальной защиты населения занятость:

     - на подземных работах;

     - на горячих участках работ или на горячих работах;

     - на работах в определенных структурных подразделениях;

     - на работах, выполняемых определенным способом и с помощью определенного оборудования (инструмента);

     - на работах с определенными веществами и материалами;

     - на ремонте и обслуживании машин, механизмов, установок и другого оборудования.

     Отметим, что подтверждением трудового стажа может явиться и трудовой договор, и свидетельские показания, а главное - сведения индивидуального учета Пенсионного фонда РФ.

     Льготное  пенсионное обеспечение устанавливается  рабочим, руководителям и специалистам на основании Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, а именно:

     а) по Списку №1 мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились  не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с  вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составляет не менее 20 и 15 лет;

     б) по Списку №2 мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями  труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет.

Информация о работе Льготное пенсионное обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда