Квалифицированная юридическая помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

До сих пор в российском законодательстве не закреплено понятие "квалифицированная юридическая помощь". А вместе с тем отсутствие единого понимания того, что же следует понимать под квалифицированной юридической помощью, приводит к неопределенности в вопросе об обеспечении государством права граждан, закрепленного в указанной статье 48 Конституции РФ.

Содержание

Вопрос № 1. Понятие квалифицированной юридической помощи.
Вопрос № 2. Проблем оказания квалифицированной юридической помощи по гражданским делам.
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 23.55 Кб (Скачать)

Содержание 

Вопрос  № 1. Понятие квалифицированной юридической помощи.

Вопрос  № 2. Проблем оказания квалифицированной юридической помощи по гражданским делам.

Список  используемых источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 1. Понятие квалифицированной юридической помощи.

       До сих пор в российском  законодательстве не закреплено  понятие "квалифицированная юридическая  помощь". А вместе с тем отсутствие  единого понимания того, что же  следует понимать под квалифицированной  юридической помощью, приводит  к неопределенности в вопросе  об обеспечении государством  права граждан, закрепленного  в указанной статье 48 Конституции  РФ.

     Признаки  квалифицированной юридической  помощи:

1) квалифицированная  юридическая помощь - это всегда  деятельность по оказанию юридических  услуг;

2) квалифицированная  юридическая помощь может оказываться  только лицами, имеющими специальные  познания в области права;

3) квалифицированная  юридическая помощь предполагает  не просто предоставление юридических  услуг квалифицированным специалистом, а оказание именно качественной  юридической помощи.

Более или менее понятное определение  данного термина изложено в проекте  Федерального Закона «Об оказании квалифицированной  юридической помощи».

     «Под  квалифицированной юридической  помощью понимается любая самостоятельная  деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических  услуг на территории Российской Федерации».1 
 

     Вопрос  № 2. Проблема оказания квалифицированной юридической помощи по гражданским делам.

     В соответствии с ч.1 ст.48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

     В настоящее время такая помощь (услуги) гражданам и организациям оказывается двумя группами: с  одной стороны — членами квалифицированных  профессиональных сообществ (адвокатами, нотариусами, патентными поверенными), а с другой стороны — всеми  иными желающими юридическими и  физическими лицами. При этом в  отношении этих двух групп государственное  регулирование содержит совершенно неоправданные различия в подходе.

     Так, чтобы стать адвокатом или  нотариусом, юрист должен соответствовать  высоким профессиональным и нравственным требованиям: иметь высшее юридическое  образование, опыт работы по специальности; глубоко знать законы; не иметь  запятнанной судимостью репутации; выдержать сложный квалификационный экзамен.

     При осуществлении своей профессиональной деятельности он обязан под контролем  соответствующих палат постоянно  повышать квалификацию; соблюдать этические  правила, за нарушение которых привлекается к дисциплинарной ответственности  вплоть до прекращения статуса; соблюдать  профессиональную тайну; не допускать  конфликта интересов; отказываться следовать незаконным просьбам обратившихся к нему лиц; оказывать юридическую  помощь гражданам Российской Федерации  бесплатно (у некоторых адвокатов  ее объем составляет в разных регионах 60—90 %); страховать свою профессиональную деятельность от возможных ошибок и  т.д.

Оказание  же юридической помощи иными лицами (это организации и граждане) вообще не регулируется, никаких условий  для их участия в оказании такой  юридической помощи в российском законодательстве не сформулировано.

     Основной  проблемой является то, что эти  лица могут:

а) вообще не быть юристами; б) не иметь образования (не только высшего, не только юридического, но и вообще никакого); в) не иметь  никакого опыта (навыков применения на практике даже и имеющихся знаний); г) быть ущербными с моральной  точки зрения (например, иметь судимость).

     Тем не менее, они все равно сейчас вправе оказывать юридические услуги за плату: давать любые советы (консультировать); составлять любые документы; представлять и защищать интересы лиц в суде.

Следствием  упомянутой некомпетентности всегда являются неблагоприятные последствия для  прав граждан и организаций, а  также интересов государства. Судебные органы уже неоднократно выражали озабоченность  тем, что судьям приходится иметь  дело с неквалифицированным представительством при рассмотрении ими дел.

Эта ситуация также способствует разрастанию  коррупционной среды (так как, не имея должных знаний, опыта и не неся обязанности соблюдать требования закона и профессиональной этики, такие  лица могут быть склонны к использованию  внеправовых средств, не рискуя понести  при этом профессиональную ответственность).

Следует также отметить, что лица, оказывающие  юридические услуги, поставлены в  неравные условия: адвокаты несут множество, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательство не устанавливает. Такие лица, как правило, не желают идти в адвокатуру. При существующем правовом регулировании оказывается доходнее заниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить просто по налогообложению. Так, если предприниматель и коммерческие организации вправе воспользоваться упрощенной системой налогообложения и платить максимум 6 % с получаемых доходов, то адвокаты не вправе использовать такую систему налогообложения и уровень их налогообложения составляет не менее 15 % от их дохода.

Преодоление такой неудовлетворительной ситуации возможно путем приведения законодательного регулирования в соответствие с  Конституцией России.

Для юридической  профессии знания, опыт и моральный  облик особенно важны. Не случайно, как и для адвокатов, такие  же требования законом предусмотрены  для судей, прокуроров и нотариусов (включая постоянное повышение квалификации).

В свете  этого является парадоксальным, что  сегодня в российском праве квалификационные требования (помимо требований к нотариусам и патентным поверенным) предусмотрены  лишь для случаев оказания адвокатами юридической помощи обвиняемым и  подсудимым в некоторых, однако не во всех, уголовных делах, а также  для случаев представительства  в Конституционном Суде России (его  могут осуществлять только адвокаты и лица с ученой степенью по юридической  специальности). Во всех остальных случаях оказывать юридическую помощь (услуги) могут любые лица, в том числе без образования и с судимостью.

Между тем Конституционный Суд России прямо указал: «…право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя». Это может приводить к тому, что защитником или представителем «окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь».2

     Таким образом, установление единых и равных для всех сторон в судопроизводстве (организаций и граждан) правил об их праве свободно выбирать себе представителя  из числа лиц, гарантированно обладающих подтвержденной в установленном  порядке квалификацией, будет полностью  соответствовать основополагающему  принципу, установленному в ч. 1 ст. 48 Конституции России и провозглашенной  Конституционным Судом России правовой позиции.

     Еще одной немаловажной проблемой в  оказании квалифицированной юридической  помощи, является предоставление такой  помощи малоимущим гражданам ( а их в стране около 80%). Не многие могут себе позволить оплатить услуги квалифицированного юриста.

Для решения  данной проблемы  необходимо развитие системы государственных юридических  бюро, фактически — государственной  адвокатуры. Между тем существуют и другие формы ее организации  – через оплату такой работы непосредственно  адвокатам со стороны государства. Отмечается недостаточная работа адвокатов в сфере оказания правовой помощи по гражданским делам, однако действующий Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (ч. 2 ст. 26) возлагает финансирование этой деятельности на субъекты РФ. Вместе с тем не во всех субъектах такие законы приняты. Тем самым возможность оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами зависит от наличия закона субъекта Федерации.

Из зарубежного  опыта  можно было бы изучить, например, опыт Франции, где такая помощь оказывается  через институт адвокатуры путем  компенсации государством затрат адвокатов  на оказание бесплатной юридической  помощи. Аналогичная система существует во многих других странах системы  гражданского (континентального) права.

Оптимальный вариант — направление государственных  средств, выделяемых на оказание государственной  юридической помощи, адвокатским  образованиям с целью компенсации  их затрат через органы юстиции, которые  бы могли контролировать условия  и порядок допуска малоимущих лиц к бесплатной юридической  помощи и компенсировать эти средства. В этом плане для гражданских  дел следовало бы установить порядок, аналогичный порядку компенсации  труда адвокатов по назначению по уголовным делам.

Конечно, не должно быть монополии на оказание юридической помощи, однако такая  помощь должна оказываться непосредственно  через государственные структуры  только при отсутствии в этих регионах юридических консультаций.

Также для решения этой проблемы можно  подключать университеты (институты), которые проводят подготовку специалистов по специальности «юриспруденция», путем открытия при этих заведениях юридических консультаций для населения, которую будут проводить студенты 5-го года обучения, в рамках преддипломной практики.

     Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что пока на федеральном уровне не будет четко закреплено, при  помощи определенных законов и нормативных правовых актов, каким образом будет обеспечиваться гарантированное право каждого гражданина РФ на оказание квалифицированной юридической помощи в особенности по гражданским делам, проблема по оказанию квалифицированной юридической помощи так и останется не разрешенной. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников

  1. Конституция РФ. М., 1993, ст.48, //собрание законодательства РФ.М., Норма,2010.
  2. Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации» от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ.
  3. Постановление Конституционного Суда России от 16 июля 2004 г. N 15-П.
  4. Проект Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи».

Информация о работе Квалифицированная юридическая помощь