Контрольная работа по "Праву интеллектуальной собственности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:59, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и признаки объекта авторского права. Творческий характер произведения. Объективная форма и воспроизводимость произведения. Назначение и достоинство произведения.
2. Содержание патентных прав. Исключительное право на использование изобретений полезной модели или промышленного образца. Право по распоряжению патентом.

Работа содержит 1 файл

право интелектуальной собственности.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ № 5

 

Ответьте на теоретические вопросы.

Понятие и признаки объекта авторского права. Творческий характер произведения. Объективная форма и воспроизводимость  произведения. Назначение и достоинство  произведения.

Содержание патентных прав. Исключительное право на использование изобретений  полезной модели или промышленного  образца. Право по распоряжению патентом.

 

Задание 1.

Кузину  был выдан патент на изобретение  «Устройство для упрочнения металлических  изделий». Спустя четыре года со дня  публикации в официальном бюллетене  Роспатента о выдаче патента, в Роспатент  обратился Торев с возражением против выдачи патента. В возражении отмечалось, что один отличительный признак изобретения известен из статьи в одном из специальных журналов. Второй и третий признаки реализованы в устройстве, изготовленном до подачи Кузиным заявки. В ходе рассмотрения возражения было установлено, что первый признак изобретения не нов частично. Что касается второго и третьего признаков, то их новизна не опровергается приведенными в возражении материалами. Решите спор.

 

Задание 2.

Составители справочника «Телефоны, адреса, реклама», изданного закрытым акционерным  обществом «Городская телефонная сеть», предъявили в суде иск к составителям справочника «Бизнес-телефоны», опубликованного спустя два года российско-американским коммерческим издательством «Адресные книги для предпринимателей», о нарушении их авторских прав, выплате компенсации в размере 6000 минимальных размеров оплаты труда и конфискации контрафактных экземпляров справочника. В исковом заявлении, в частности, отмечалось, что ответчики использовали одни и те же адреса и телефонные номера абонентов. О плагиате свидетельствует и тот факт, что в справочнике ответчиков не исправлены даже опечатки, допущенные в ранее изданном справочнике истцов.

Возражая  против иска, ответчики пояснили, что  хотя информация об адресах и телефонах  охраняется авторским правом, однако они проявили и самостоятельное  творчество: по-иному расположили  предметный каталог, отдельные рубрики, фотоиллюстрации, рекламные материалы, цифровые, буквенные и графические  компоненты справочника. Суд иск  удовлетворил.

Дайте правовую оценку действиям сторон.

 

Задание 3.

Управление  Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к  изданию «Расписание движения пригородных  поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов с Балтийского  вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать  подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.

Одновременно  ее интересовало распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.

Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются  законом к объекту авторского права?

 

Понятие и признаки объекта авторского права.

 

Законодатель в п.1 ст.6 Закона закрепил, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. 

Таким образом, объект авторского права, в широком понимании, –  это произведение.  
Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать: во-первых, оно должно относится к науке, литературе или искусству. 

Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а  также способа его выражения.

Творчество – деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира.Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот».

Отсутствие творческого  подхода к объекту авторского права (не оригинальность произведения) может быть основанием для непризнания  того или иного объекта авторским.

Пример: «Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название "Энциклопедия для детей и юношества". Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей". Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям. Согласно статье 6 Закона "Об авторском праве..." к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, не оригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидна».

Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность – ключевые признаки произведения.

В-третьих, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной  форме (п.2 ст.6 Закона). Объективная форма  – внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме.

 

Творческий характер произведения

В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи с чем в юридической литературе дается немало его определений. Например, что творчество — это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата1. Или - творчество является интеллектуальной деятельностью, завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности2. И вот еще одно - творчество как деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью3.

В литературе справедливо отмечается, что для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата, хотя, видимо, следует исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату. Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.

В юридической литературе имеется, однако, точка зрения, согласно которой  новизна произведения должна считаться  самостоятельным его признаком. На основе анализа ранее действовавшего правила закона о возможности использования чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения он пришел к выводу, что признак новизны и признак творческой самостоятельности произведения составляют два независимых друг от друга признака, причем "творчески самостоятельное произведение всегда ново", но "возможны новые произведения без творческой самостоятельности".4 В. Я. Ионас предлагал ввести в научный оборот понятие существенной новизны, которая, по его мнению, должна быть свойственна любым произведениям творчества, а не только изобретениям и иным объектам патентного права. Указанное предложение не получило поддержки ни у законодателя, ни в судебной практике, ни в юридической литературе. Новизна как самостоятельный признак охрано-способного объекта необходима лишь в патентном праве, поскольку в регулируемой им сфере объективно возможно совпадение результатов разработок различных лиц. В этой связи большое значение здесь придается понятию приоритета, которое совершенно неизвестно авторскому праву. В авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны является излишним, поскольку он полностью поглощается признаком творчества.

 

Объективная форма  и воспроизводимость произведения.

 

Произведение как результат  творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при  условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране. Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.) или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие. При этом для признания произведения объектом авторского права вовсе не требуется завершенности работы. Закон в равной степени охраняет как законченные, так и незавершенные произведения, в частности эскизы, планы и иные промежуточные результаты, используемые авторами при создании произведений.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одной группы авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охрано-способного произведения.5 Иначе, с их точки зрения, о воспроизводимости произведения нет необходимости говорить особо, так как само наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Музыку можно воспроизвести с того момента, как она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно. Пример: с увертюрой к опере "Князь Игорь", которую А. П. Бородин проиграл в кругу друзей, но не успел записать и скончался. А. К. Глазунов восстановил по памяти увертюру в том виде, в каком она исполнялась автором.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость  является самостоятельным признаком  произведения или, что то же самое, закон  охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения  без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но, по мнению этой группы ученых, такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполняемое произведение.6 Поэтому приводимые в литературе отдельные примеры воспроизведения по памяти единожды услышанных или увиденных произведений ничего не доказывают. Они касаются выдающихся личностей и не могут служить основой для выработки правил поведения, рассчитанных на обычных людей.

Закон РФ "Об авторском праве  и смежных правах", разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием  на необходимость придания произведению объективной формы и, в отличие  от ст. 475 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 134 Основ  гражданского законодательства 1991 г., не упоминает при этом о том, что  данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора (п. 2 ст. 6). Иными словами, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

 

Назначение и  достоинства произведения

 

В советской юридической литературе было высказано мнение, что одним  из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность7. Однако эта позиция поддержки в науке не получила и была отвергнута подавляющим большинством ученых. Ни прежнее, ни ныне действующее законодательство такого требования к произведениям не содержало и не содержит. Более того, ст. 8 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" прямо подчеркивает, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки. Это и понятно, так как иное решение вопроса открыло бы широкое поле для субъективизма, ибо невозможно выявить какие-либо объективные показатели полезности и особых достоинств произведения. Вопрос о данных качествах произведения решается на этапе использования произведения, когда оценивается целесообразность издания, публичного показа или иного использования произведения, определяются объем тиража и размер авторского гонорара и т. д. Но даже если произведение нецелесообразно использовать ввиду его художественной слабости, наличия ошибок или в связи с его непригодностью по другим мотивам, это не означает, что такое произведение не должно пользоваться правовой охраной.

 

Содержание патентных прав.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Праву интеллектуальной собственности"