Контрольная работа по «Конституционному праву»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Закон РФ содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом. Закон РФ обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами РФ. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов.

Содержание

1 Законодательный процесс и стадии . Понятие законодательной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации .
2
2 Задача 22
3 Задача 23
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Конституц. правр В-7.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
 

Контрольная работа

по  дисциплине «Конституционное право» 

                                                     
 
 

                                                   

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание

1 Законодательный процесс и стадии . Понятие законодательной  компетенции Федерального Собрания Российской Федерации .  
2
2 Задача 22
3 Задача 23
  Список используемой литературы 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 . Законодательный процесс и стадии . Понятие законодательной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации .

      Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.

      Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Закон РФ содержит правовые нормы и поэтому является нормативным  правовым актом. Закон РФ обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами РФ. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон РФ имеет прямое действие на всей территории РФ. Закон РФ является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, которой закон не может противоречить.

      В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые  не могут противоречить федеральным  конституционным законам.

      Федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:

  • чрезвычайное положение (ст. 56)
  • принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65)
  • изменение статуса субъекта РФ (ст. 66)
  • описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна РФ (ст. 70)
  • референдум (ст. 84)
  • режим военного положения (ст. 87)
  • введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88)
  • порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114)
  • установление судебной системы РФ (ст. 118)
  • установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128)
  • созыв Конституционного Собрания (ст. 135)

      Законодательный процесс

      Законы  РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном  процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

      Первая  стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

      Согласно  ст. 114 Конституции РФ право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

      Таким образом, Конституция РФ различает  две группы субъектов права законодательной  инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

      К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

      Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты  вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

      Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной  инициативы, могут быть внесены в  Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

      Согласно  Регламенту Государственной Думы право  законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную  Думу законопроектов и поправок к  законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

      Необходимым условием внесения законопроекта в  Государственную Думу в порядке  законодательной инициативы является представление текста законопроекта; обоснование необходимости его  принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона; финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат.

      Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) требует  обязательного заключения Правительства  РФ, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

      Вторая  стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.

      Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной  Думой, направляется Советом Государственной  Думы в соответствующий комитет  палаты, который назначается ответственным  по законопроекту.

      В случае направления законопроекта  в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту.

      Законопроекты по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ направляются субъектам  РФ для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Регламента Государственной Думы).

      Третья  стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

      Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой  применительно к конкретному  законопроекту не будет принято другое решение.

      Законопроект, подготовленный к рассмотрению в  первом чтении, и соответствующие  материалы к нему по предоставлению ответственного комитета Государственной  Думы направляются депутатам Государственной  Думы не позднее чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

      При рассмотрении Государственной Думой  законопроекта в первом чтении обсуждаются  его основные положения, вопрос о  необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

      Обсуждение  начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном собрании, представителей Правительства РФ, субъектов РФ, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

      По  результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон.

      В случае принятия законопроекта в  первом чтении Государственная Дума Может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его  на второе чтение.

      государственная Дума может принять решение о  внеочередном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

      Законопроект, принятый Государственной Думой  в первом чтении, в течении пяти дней направляется для сведения в  Совет Федерации.

      Решение по законопроекту, рассмотренному в  первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство  от общего числа депутатов Государственной  Думы.

      Государственная Дума может принять закон после  его обсуждения в первом чтении.

      Поправки  к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить по вопросам их ведения Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

      Ответственный комитет Государственной Думы изучает  и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом представляется таблица  поправок, рекомендованных комитетом  к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, подлежащих к отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта.

      Законопроект  вместе с указанным перечнем направляется инициатору законопроекта, как правило, не позднее чем за 30 дней до его  рассмотрения Государственной Думой  во втором чтении.

      Совет Государственной Думы принимает  решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении, о направлении депутатам Государственной Думы необходимых материалов и определяет докладчика по законопроекту — представителя ответственного комитета.

      Законопроект  вместе с перечнем актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблиц поправок к нему и заключением  по законопроекту представляется депутатам, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

      В начале второго чтения законопроекта  в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы. Докладчик  сообщает об итогах рассмотрения законопроекта  в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в Федеральном Собрании, представители инициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»