Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла.Однако в понятие ≪конституционный строй≫ включается нечтобольшее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Содержание

1. Понятие и содержание конституционного строя РФ, его правовое закрепление в Конституции.
2. Основные черты конституционного строя РФ.
3. Принципы конституционного строя РФ.

Работа содержит 1 файл

контрольная конституция.docx

— 29.46 Кб (Скачать)

 

 

 

контрольная работа по  Дисциплине "Конституционное право"

 

1. Понятие и содержание конституционного строя РФ,                             его правовое закрепление в Конституции.

2. Основные черты конституционного строя РФ.

3. Принципы конституционного строя РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Понятие и содержание конституционного строя РФ

 

             Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла.Однако в понятие ≪конституционный строй≫ включается нечтобольшее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

            Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

 

            Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 ≪Основы конституционного строя≫ Конституции РФ. Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность слу-жить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

            Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

           Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции немогут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

           Из содержания норм, входящих в гл. ≪Основы конституционного строя≫, прежде всего следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляются форма правления и об-щие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.

         Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

       Нормы-принципы, включенные в гл. ≪Основы конституционного строя≫, составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

1) гуманистические основы конституционного  строя;

2) основные характеристики Российского  государства;

3) экономические и политические  основы конституционного строя;

4) основы организации государственной  власти. Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

 

  1. 2             Закрепление конституционного строя в конституции российской федерации.

     Поскольку  конституционный строй Российской  Федерации включает целую систему  складывающихся общественных отношений,  в его закреплении участвуют  не отдельные правовые нормы  и даже не отдельные отрасли  права и законодательства, а все  отрасли российского права и  законодательства.

     Ведущее место  среди правовых норм, регулирующих  конституционный строй России, занимают  нормы Конституции Российской  Федерации, поскольку Конституция  наделена высшей юридической  силой и является базой текущего  законодательства.

     Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

     Иными словами,  под основами конституционного  строя Российской Федерации понимаются  устои государства, его основные  принципы, которые призваны обеспечить  Федерации характер конституционного  государства.

     В Конституции  Российской Федерации содержится  специальная глава (1), посвященная  основам конституционного строя,  охватывающая довольно широкий  круг конституционно регулируемых  общественных отношений.

     К основам  конституционного строя, согласно  Конституции Российской Федерации,  относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству.

      В их  число входят демократизм, выражающийся  в народном суверенитете, разделении  властей, идеологическом и политическом  многообразии, в признании и гарантировании  местного самоуправления, а также  правовое государство, воплощением  которого и является конституционное  государство. Основу конституционного  государства составляют и признание  им человека, его прав и свобод  высшей ценностью, а также социальное  рыночное хозяйство, в рамках  которого главным образом осуществляются  производство и распределение  товаров и благ.

     С этими  основами неразрывно связаны  и такие основы конституционного  строя, как социальное государство,  главной задачей которого является  претворение в жизнь закрепленных  правом принципов социального  равенства, и светское государство,  дополняющее принцип политического  многообразия многообразием духовным.

    К основам конституционного  строя, закрепленным Конституцией  Российской Федерации, относятся  и федерализм, суверенность Российского  государства и республиканская  форма правления. Они не являются  определяющими для характеристики  России как конституционного  государства. Ведь конституционные  государства – и республики  в составе Российской Федерации,  хотя они не федеративные и  не суверенные государства. Многие  конституционные государства не  являются и республиками (например, Англия, Дания, Швеция). Включение  федерализма, суверенности и республиканской  формы правления в число основ  конституционного строя Российской  Федерации вызвано стремлением  законодателя дать наиболее полную  картину основных черт, характеризующих  российскую государственность. Однако  это не означает, что данные  основы никак не связаны с  остальными принципами. Наоборот, в  условиях Российской Федерации  эти основы создают наиболее  благоприятную среду для реализации  всех принципов российской государственности.

     И вообще, каждый  конституционный принцип существует  не сам по себе. Они конституируют  государство в совокупности и  потому должны рассматриваться  только во взаимосвязи. Конституционные  принципы могут дополнять и  конкретизировать друг друга,  а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

    Основы конституционного  строя Российской Федерации могут  быть изменены только в особом  порядке, специально установленном  Конституцией. Никакие другие положения  действующей Конституции Российской  Федерации не могут противоречить  основам ее конституционного  строя (ст. 16).

    В гл. 1 Конституции,  закрепляющей основы конституционного  строя Российской Федерации, регулируются  не все, а наиболее важные  общественные отношения, характеризующие  российскую государственность. Совокупность  правовых норм, регулирующих эти  отношения, образует конституционно-правовой  институт «основы конституционного  строя Российской Федерации», занимающий  ведущее место в системе конституционного  права России, о чем уже говорилось.

    Закрепление основ  конституционного строя в конституционной  форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования  государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

      Основы  конституционного строя как форма  организации государства закреплялись  в той или иной мере всеми  российскими конституциями. Так,  ряд статей первого и второго  разделов Конституции РСФСР 1918 года содержал нормы, касающиеся  устоев государственного строя  РСФСР, что получило выражение  в таких конституционных принципах,  как полновластие трудящихся, единовластие  и полновластие представительных  органов трудящихся – Советов,  и др.

      Принятие  Конституции РСФСР 1918 года положило тачало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Следующий шаг в этом направлении был сделан Конституцией РСФСР 1925 года, принятие которой связано как с образованием СССР, так и с теми социально-политическими изменениями, которые произошли за период действия первой Конституции РСФСР.

      Существенные  изменения в практику конституционного  закрепления государственного строя  Республики внесла Конституция  РСФСР 1937 года. Она определила  круг соответствующих конституционных  норм, закрепляющих устои государственного  строя, выделив их в специальную,  первую, главу Конституции, названную  «Общественное устройство». Тем  самым был создан новый конституционно-правовой  институт, представляющий собой  совокупность правовых норм, которые  регулируют общественные отношения,  составляющие устои российского  государственного строя. Однако  Конституция РСФСР 1937 года не  ограничилась закреплением ставших  уже конституционными принципов  российского государственного строя.  Она ввела в оборот такие  понятия, как «политическая основа»  и «экономическая основа». Политическую  основу РСФСР, согласно Конституции  1937 года, составляли Советы депутатов  трудящихся (ст. 2), а экономическую  основу  социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4). Посредством этих понятий, которыми охватывались все закрепленные в Конституции принципы государственного строя, она сформулировала те устои, на которых ба-зировался российский государственный строй в тот период.

        Конституция  РСФСР 1978 года существенно усовершенствовала  и расширила правовое закрепление  государственного строя. Изменилось прежде всего наименование этого конституционно-правового института. Вместо названия «Общественное устройство» было введено наиме-нование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института: они охватили не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепление наряду с основами общественного строя основ политики РСФСР отразило динамику развития общественного строя, направляющее воздействие государства на их развитие.

       Законы  РСФСР и Закон Российской Федерации  от 21 апреля 1992 г. об изменениях  и дополнениях Конституции 1978 года существенно обновили содержание  рассматриваемого конституционно-правового  института, не изменив его структуры.

        Цель этих нововведений состояла в том, чтобы вместо формально провозглашенных в советский период конституционных принципов, являвшихся прикрытием тоталитаризма, сформулировать в Конституции такие важнейшие конституционные принципы, которые на деле обеспечивали бы конституционный характер государства, конституционный строй. Но это было сделано лишь частично. В полной мере основы конституционного строя новой России были закреплены действующей Конституцией Российской Федерацией, принятой в 1993 году.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"