Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 00:20, контрольная работа
В работе охарактеризовано право оперативного управления.
Задание 1. Охарактеризуйте право оперативного управления.
Право оперативного управления является гражданско-правовой конструкцией, порожденной исключительно отечественным правопорядком. Она была «изобретена» в России для того, чтобы юридические лица-несобственники могли участвовать в гражданском обороте. Другие страны не знали подобной правовой конструкции, поскольку классический имущественный оборот предполагает участие в нем только юридических лиц-собственников, которые самостоятельно распоряжаются своим имуществом.
Как чисто отечественное изобретение правовой мысли, закрепленное в гражданском законодательстве, право оперативного управления представляет особый интерес для изучения. В первую очередь я попытаюсь рассмотреть причину и условиях зарождения данного права. Вторым важным вопросом является выделение этапов развития права оперативного управления, его трансформации в ряд разновидностей.
В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ называет также право оперативного управления имуществом. В отличие от права хозяйственного ведения, появившегося в нашем законодательстве сравнительно недавно, право оперативного управления возникло в начале 60-х гг. XX в.
Теоретические основы права оперативного управления были заложены в нашей стране академиком А. В. Бенедиктовым. В своих работах А. В. Венедиктов пытался глубоко проникнуть в существо проблемы права государственной социалистической собственности, поскольку именно огосударствленная экономика и породила необходимость конструирования особых вещных прав на закрепленное за хозяйственными органами имущество единого государственного фонда. Он писал: «Создавая всю необъятную сеть своих органов, передавая в их оперативное управление всю массу государственных имуществ, перераспределяя между ними основные и оборотные средства и т. п., социалистическое государство одновременно выступает и как носитель государственной власти, и как носитель права собственности»1. Специфику содержания права государственной социалистической собственности А. В. Венедиктов видел в том, что при единстве фонда этого права оно осуществляется через десятки тысяч хозяйственных, административных и социально-культурных органов. Эти органы социалистического государства были призваны не только управлять, выполняя «роль дирижера в оркестре», но и непосредственно хозяйствовать, участвуя в гражданско-правовых отношениях как юридические лица.
- 1 Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность.- М.: АН СССР, 1948.- С. 319.
Государственные юридические лица, выполняющие непосредственные хозяйственные функции, не имели права собственности на закрепленное
имущество, поскольку единым и единственным собственником этих имуществ было государство.
Крупный, с единым, неделимым фондом имущества собственник, государство, породил с неизбежностью концепцию особого права юридического лица – государственного органа – на закрепленное за ним государственное имущество. С «легкой руки» академика А. В. Бенедиктова оно получило название право непосредственного оперативного управления государственными имуществами, а впоследствии в законодательстве 60-х годов стало называться правом оперативного управления. Статья 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик устанавливала, что государство является единым собственником всего государственного имущества, а имущество, закрепленное за государственными организациями, находится в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Таким образом, гражданское законодательство 60-х годов разграничило права государства как единого собственника всего государственного имущества и право оперативного управления предприятий и организаций закрепленными за ними частями единого фонда.
В настоящее время правовая
характеристика права оперативного управления
дана в ст. 296-300 ГК РФ, а также в Указе Президента
РФ "О реформе государственных предприятий",
постановлении Правительства РФ "Об
утверждении Типового устава казенного
завода, созданного на базе ликвидированного
федерального государственного предприятия",
постановлении Правительства РФ "О порядке
планирования и финансирования деятельности казенных заводов".
В этих нормативных актах закреплен
круг субъектов права оперативного управления
и установлены пределы и способы его осуществления.
Субъектами права оперативного управления
являются казенные предприятия, а также
финансируемые собственником учреждения
(ст. 115 и 120 ГК РФ).
Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие частным собственникам. При этом учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими, например, частными собственниками - гражданами и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое также можно определить как право хозяйственного ведения в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества в соответствии со ст. 296 ГК осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им в соответствии со ст.297 ГК:
· Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
· Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Порядок распоряжения имуществом учреждения определяется в ст. 298 ГК. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии со ст. 299 ГК Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии со ст. 300 ГК при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
От сюда делаем вывод - казенное
предприятие может быть образовано на
базе имущества, находящегося в федеральной
собственности по решению Правительства РФ,
или на базе собственности, принадлежащей
субъектам Российской Федерации, либо
муниципальной собственности. Предприятия -
носители права оперативного управления
могут быть созданы на базе всех допускаемых
в Российской Федерации форм собственности.
В отличие от предприятий, основанных
на праве хозяйственного ведения, казенные
предприятия, за которыми имущество закреплено
на праве оперативного управления, не
вправе без согласия собственника распоряжаться
не только недвижимым, но и движимым имуществом.
Производимую продукцию казенное предприятие
реализует самостоятельно, если иное не
установлено законом или иными правовыми
актами.
Обязанности
казенного завода заключаются в следующем:
направлять прибыль от реализации
продукции (работ, услуг) на финансирование
мероприятий, обеспечивающих выполнение
плана-заказа, плана развития завода и
на другие производственные цели, а также
на социальные цели по нормативам, ежегодно
устанавливаемым уполномоченным органом,
а оставшуюся прибыль направлять в доход
федерального бюджета;
представлять уполномоченному
органу отчет о целевом использовании
выделенных бюджетных ассигнований, а
также амортизационных отчислениях, предназначенных
для обновления основных фондов; возвращать
по истечении года в федеральный бюджет
неиспользованные бюджетные ассигнования.
Казенное предприятие отвечает
по своим обязательствам всем закрепленным
за ним имуществом, однако не несет ответственности
по обязательствам собственника его имущества,
а дополнительную ответственность по
его обязательствам во всех случаях при
недостаточности его имущества несет
Российская Федерация как субъект гражданского
права (п. 5 ст. 113 ГК РФ). Если казенное предприятие
создано на базе собственности субъекта РФ
и муниципальной собственности, дополнительную
ответственность несут эти субъекты гражданского
права.
Право
оперативного управления учреждения,
финансируемого собственником, является
еще более ограниченным по сравнению с
правом оперативного управления казенных
предприятий. Учреждение не вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться закрепленным
за ним имуществом, приобретенным засчет средств, выделенных ему по
смете. По своим обязательствам учреждение
отвечает находящимися в его распоряжении
только денежными средствами. Имущество
учреждения, независимо от того, учитывается
ли оно в составе основных средств или
средств в обороте, забронировано от взысканий
кредиторов. При недостаточности находящихся
в распоряжении учреждения денежных средств
дополнительную ответственность по его
обязательствам несет собственник этого
юридического лица.
Учреждения являются некоммерческими
организациями, однако в соответствии
с учредительными документами они могут
заниматься коммерческой деятельностью.
Доходы, полученные от такой деятельности,
и имущество, приобретенное за счет этих
доходов, поступают в самостоятельное
распоряжение учреждения и учитываются
на отдельном балансе. По смете указанные
доходы не проводятся, и законом не предусмотрен
вопрос о возможности кредиторов обратить
взыскание на имущество, приобретенное
учреждением за счет дозволенной в учредительных
документах коммерческой деятельности
|
|
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"