Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:38, контрольная работа

Описание работы

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Работа содержит 1 файл

Правоведение.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части  и взаимоотношения между этими  частями. Она дает возможность рассмотреть  структуру государства, характер взаимоотношений  между местными и высшими органами государственной власти. По структуре  различаются простые — унитарные  и сложные — федеративные и  конфедеративные государства. 
Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

 Форма  государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. 

 

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

 

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной  организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов  все унитарные государства можно  разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко  обозначилась тенденция к росту  числа автономных образований и  к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении  государственной власти.

 

Федеративные  государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

 

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует  общий центральный государственный  аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

 

Вопрос 3. Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство - это  демократическое государство, где  обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом  и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы  человека и где в основу организации  государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

Основными признаками правового государства являются:

 

1) верховенство закона  во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов  правового государства, которая  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность  личности и государства;

4) реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность;

5) политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличие  различных идеологических концепций,  течений, взглядов;

6) стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой  грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового правового  мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная  общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права  человека, политические и экономические  свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство  открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни  всем направлениям и движениям.

Отличие правового государства от государства как такового заключается в том, что государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определенных границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1) ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики;

2) оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе  общества;

3) располагает специальным  государственным механизмом;

4) обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории;

5) существует благодаря  налогам и другим сборам;

6) обладает государственным  суверенитетом

 

Вопрос 4. Образование  и ликвидация юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица

 

Регулируется ФЗ «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» от 21.03.2002 г.

Государственная регистрация  юридического лица проходит в налоговой  инспекции по месту нахождения юридического лица в 5-дневный срок с момента  подачи пакета документов.

    1. Заявление о государственной регистрации в установленной форме
    2. Учредительные документы.
    3. Выписка из протокола общего собрания решения о создании юридического лица.
    4. Квитанция об уплате государственной пошлины.
    5. Если создается совместное предприятие с иностранными гражданами или юридическими лицами необходима выписка из реестра иностранных юридических лиц, соответствующей страны происхождения.

Моментом государственной  регистрации юридического лица считается  внесение записи о государственной  регистрации юридического лица в  единый государственный реестр и выдачи заявителю свидетельства о государственной регистрации.

В случае, отказа в государственной регистрации заявитель вправе потребовать от налоговой инспекции мотивированного письменного отказа в трехдневный срок, который впоследствии м.б. приложен к исковому заявлению.

 

 

Ликвидация юридического лица.

 

Ликвидация юридического лица - это  его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ)

Ликвидация бывает добровольной и  принудительной.  
Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1. по решению его учредителей  (участников) либо уполномоченного органа;

2. по решению суда в случае  нарушений закона при его создании  или в процессе деятельности, а также вследствие признания  несостоятельным (банкротом).

Процедура добровольной ликвидации юридического лица определена Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 62-64) и включает следующие этапы:

Принятие общим собранием участников (учредителей) или уполномоченным органом  юридического лица решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков ликвидации.

Уведомление о ликвидации налогового органа по месту учета в 3-дневный  срок с момента принятия решения  о ликвидации. Также ликвидационная комиссия в письменном виде уведомляет о принятом решении внебюджетные фонды.

Размещение ликвидационной комиссией  в органах печати сообщения о  ликвидации юридического лица, а также  о порядке и сроке заявления  требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации).

Принятие ликвидационной комиссией  мер по выявлению кредиторов и  получению дебиторской задолженности.

Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса после  окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Продажа имущества юридического лица с публичных торгов (если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).

Подача заявлений о снятии с  учета в налоговый орган и  внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого юридического лица и выдают справки об отсутствии задолженности. 
Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. 
Составление и утверждение ликвидационного баланса, согласование баланса с регистрирующим органом.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"