Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:40, контрольная работа
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга «franchising»1, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Термин «франчайзинг» используется в смысле содержания понятия «коммерческая концессия», т.е. системы отношений по организации промышленного использования в предпринимательской деятельности объектов исключительного права в целом. Коммерческая концессия -передача одной стороной (правообладателем) другой стороне (пользователю) за вознаграждение и на срок или без указания срока права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю
1.Коммерческая концессия;
2.Страхование.
Задача
Травкин передал в аренду Муравкину семейство пуховых кроликов для сбора пуха сроком на три года, при этом плата за пользование была установлена в виде одного кролика из каждого приплода, однако не менее одного кролика в год. В первый же год аренды крольчиха оказалась бесплодной. Узнав об этом, Травкин потребовал уплаты арендной платы. Сосед Травкина, Кузнецов, высказал мнение, что если приплода от кроликов нет, то Муравкин должен приобрести аналогичного кролика и передать его в качестве арендной платы.
Кто прав в возникшем споре?
Содержание работы
1.Коммерческая концессия;
2.Страхование.
Задача
Травкин передал в аренду Муравкину семейство пуховых кроликов для сбора пуха сроком на три года, при этом плата за пользование была установлена в виде одного кролика из каждого приплода, однако не менее одного кролика в год. В первый же год аренды крольчиха оказалась бесплодной. Узнав об этом, Травкин потребовал уплаты арендной платы. Сосед Травкина, Кузнецов, высказал мнение, что если приплода от кроликов нет, то Муравкин должен приобрести аналогичного кролика и передать его в качестве арендной платы.
Кто прав в возникшем споре?
1.Коммерческая концессия
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга «franchising»1, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Термин «франчайзинг» используется в смысле содержания понятия «коммерческая концессия», т.е. системы отношений по организации промышленного использования в предпринимательской деятельности объектов исключительного права в целом.
Коммерческая концессия -
- права на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя;
- права на охраняемую коммерческую информацию.
Коммерческая концессия является относительно новым для России способом осуществления предпринимательской деятельности. Практика применения правовых норм, регулирующих коммерческую концессию, обнажает ряд проблем и указывает на несовершенство законодательства в данной области. Несмотря на экономическую эффективность, «привлекательность» коммерческой концессии, а также на то, что законодательная база для развития коммерческой концессии в России появилась еще в 1996 г. (с введением в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации), коммерческая концессия в России развивается достаточно умеренными темпами. Коммерческая концессия как способ осуществления предпринимательской деятельности чрезвычайно выгодна для обеих сторон договора.
«franchising» (от английского) - право, привилегия;
Правообладателю она позволяет с минимальными издержками стремительно расширить бизнес и увеличить долю своего присутствия на рынке. Пользователю коммерческая концессия предоставляет возможность открыть собственное дело по заранее разработанной и апробированной технологии, с повышенной вероятностью того, что вновь открываемое предприятие окажется успешным и не потерпит крах, что является особенно важным для молодой, еще развивающейся экономики России и дает еще один инструмент для выживания российскому предпринимательству. Одним из способов правового оформления франчайзинговых взаимоотношений является договор коммерческой концессии. В настоящее время это единственный вид концессионных договоров, закрепленный законодательно (гл. 54 “Коммерческая концессия” части второй ГК РФ).
Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - новый для нашего гражданского права. Договор коммерческой концессии является самостоятельным гражданско-правовым договором, носящим комплексный характер и применяемым только в предпринимательской деятельности. Сторонами этого договора могут выступать коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, правообладатели (франчайзеры) и пользователи (франчайзи).
Определение понятия договора коммерческой концессии содержится в п. 1 ст. 1027 ГК РФ. В частности, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, или франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, или франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т. ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Договор коммерческой концессии является:
1. Возмездным (правообладатель получает вознаграждение за исполнение своих обязательств - ст. 1030 ГК РФ).
2. Консенсуальным (для заключения
договора достаточно
3. Взаимным (у каждой стороны есть права и обязанности - ст. 1031, 1032, 1033, 1035 ГК РФ).
4. Двухсторонним.
Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, которые позволяют обеспечить пользователю «монополию на использование объектов промышленной собственности правообладателя»2. Исключительные права по рассматриваемому договору связаны с объектами промышленной собственности, которые используются в предпринимательской деятельности. В соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г., ратифицированной СССР в 1968 г., к объектам промышленной собственности относятся такие объекты, как фирменное наименование или коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания. Кроме того, необходимо выделить объекты, без использования которых невозможно правомерное осуществление предпринимательской деятельности в связи с производством товаров, работ или оказанием услуг, тождественным товарам, работам или услугам правообладателя, а именно
-запатентованные изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- объекты, охраняемые авторским правом;
- а также охраняемая законом информация - коммерческая или служебная информация.
2Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) // под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 861.
Таким образом, в концессионном договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность3.
Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора. Правообладатель, заключая договор коммерческой концессии, преследует определенную цель, а именно создание производственной, торговой или сбытовой сети для продвижения своих товаров или услуг. Создание франчайзинговых сетей позволяет правообладателю занимать новые ниши рынка4.
Значительная специфика, исходя из проведенных исследований, присуща содержанию договора коммерческой концессии, которое отражает круг прав и обязанностей сторон этого договора. Например, правообладатель, наделяя пользователя правом на использование комплекса исключительных прав, должен передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, пользователю
3 ГК РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель/Под ред. О.М.Козырь, А.Л.Маковского, С.А.Хохлова. М., 1996. С. 554;
4 М.Л. Варданян. Франчайзинг как форма привлечения иностранных инвестиций в предпринимательской деятельности. «Закон», N 9, сентябрь 2006 г. С. 7.
для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также оказывать пользователю техническое и консультативное содействие, обучать его работников, контролировать качество производимых товаров (работ, услуг). Пользователь, в свою очередь, обязан: обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав уровню их использования правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, эксплуатируемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав; не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право или даже обязанность пользователя выдать определенное число субконцессий на соответствующей территории (ст. 1029). Это весьма важно для правообладателей с точки зрения создания сбытовых или торговых сетей и последующего эффективного управления ими. При использовании системы субконцессий первичный пользователь берет на себя дополнительные организационные и управленческие функции, которые нередко становятся для него основными. Таким образом он еще более тесно интегрируется с правообладателем. Результат, аналогичный системе субконцессий, может быть достигнут также с помощью комбинации франчайзинга с другими договорами. В зависимости от предоставляемых в пользование прав, различают три основных вида договора коммерческой концессии.
1. Товарный договор коммерческой концессии-самый простой и один из самых распространенных товарный договор коммерческой концессии. Он представляет собой продажу продукции, производимой правообладателем и маркированной его товарным знаком.
2. Производственный договор коммерческой концессии-его суть заключается в предоставлении в пользование правообладателем запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, правообладатель обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид договора коммерческой концессии наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является правообладатель по отношению к основной компании.
3. Сервисный договор концессии- этот вид концессии характерен в основном для сферы услуг. Получатель приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя.
В соответствии со ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности (п. ст. 1028 ГК). При этом, договор в письменной форме может быть заключен не только путем составления одного документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). По общему правилу, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, в то же время не лишая их права приводить письменные и другие доказательства и, не влечет недействительности самой сделки. Однако согласно ст. 162 ГК РФ в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Оптимальным подходом к разрешению проблемы с несоблюдением письменной формы договора в подобной ситуации мог бы служить, как подчеркивается в ряде работ, отказ в его регистрации5. Договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации. Исходя из условий п. 2 ст. 1028 ГК РФ регистрация договоров коммерческой концессии производится органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
В настоящее время порядок регистрации договоров коммерческой концессии установлен Приказом Минфина РФ от 12.08.2005 N 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии регистрируется территориальным органом ФНС России, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Однако в случаях, когда правообладателем является иностранное юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, регистрация осуществляется регистрирующим органом, осуществившим регистрацию юридического лица, являющегося пользователем.
Подход к предмету договора как к определенному набору действий (и, соответственно, как право стороны договора на определенные действия со стороны ее контрагента в договоре) традиционен для российской цивилистики. Так, Д.И. Мейер писал: «Подобно тому, как и предметом обязательства, вообще, предметом договора всегда предоставляется право на чужое действие. Далее, в общем учении о договорах относительно их предмета важно еще сказать, что право на чужое действие, составляющее предмет договора, сопровождается обыкновенно известной обстановкой, подвергается точнейшим, подробнейшим определениям, которые в совокупности составляют содержание договора и известны под именем его условий»6.
5 Брагинский М.И., Витрянский В.В. "Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг". Книга 3. М.: Статут. 2002;
6 Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 2-е, испр. М.: "Статут", 2000.
В конечном итоге представляется, что предмет договора коммерческой концессии - это набор действий, которые должны совершить стороны договора коммерческой концессии, а объект договора-комплекс исключительных прав, права на использование которых передаются по договору. таким образом, предмет договора коммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов «интеллектуальной собственности» - изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д.
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"