Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:20, контрольная работа
ВОПРОС 1. Назовите и раскройте функции государства.
Функциями государства являются стратегические направления его деятельности, в которых выражаются его сущность и назначение в обществе. Поскольку функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных социально-экономическими структурами общества, постольку в функциях сущность государства получает конкретное выражение.
ВОПРОС 1. Назовите и раскройте функции государства.
Функциями государства являются стратегические направления его деятельности, в которых выражаются его сущность и назначение в обществе. Поскольку функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных социально-экономическими структурами общества, постольку в функциях сущность государства получает конкретное выражение.
В ходе развития государства одни функции возникают, другие отмирают, третьи изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены постоянные и временные функции. Постоянными являются политические, социальные, экономические. Временные могут быть связаны с экстремальными ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы общественной жизни — экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок, — функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими, как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.
В общем плане, функции государства можно представить в виде следующей системы.
I. Функции осуществления суверенитета
1. Функции внешнего суверенитета:
— национальная оборона (или безопасность);
— осуществление внешних сношений.
2. Функции внутреннего суверенитета:
— внутренняя безопасность;
— правосудие и регистрация актов гражданского состояния.
3. Собственно политические функции:
— обеспечение функционирования политических институтов;
— взаимоотношения с общественными организациями и институтами;
— информирование общественности о политических целях.
II. Экономические функции
1. Эмиссия денежных знаков.
2. Особые действия:
— в различных областях экономической жизни (например, создание государственного сектора в одной из отраслей экономики);
— для осуществления различных функций и решения проблем, которые имеют значение для всех или нескольких отраслей экономики (проведение исследований, имеющих экономическое значение; выработка на их основе прогнозов экономического развития и рекомендаций для бизнеса; профессиональное обучение, капиталовложения).
3. Общая координация
экономической и финансовой
III. Социальные функции
1. Деятельность в области здравоохранения.
2. Деятельность в области
жилищного и городского
3. Защита социальных и профессиональных прав и интересов.
4. Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).
5. Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например: фермерство; предприятия, находящиеся в коллективной собственности).
IV. Культурно-воспитательные функции
1. Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто научного значения.
2. Образовательная функция
(общее, профессиональное, художественное,
спортивное образование и
3. Организация досуга, культурных мероприятий и информирование (неполитического характера) взрослого населения.
4. Охрана художественных
и исторических ценностей,
Данная классификация
не является исчерпывающей и оригинальной,
но соответствует современной
Деятельность государства по осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранная. А они в свою очередь связаны с таким понятием, как структура или механизм государства. Без него нет и государства. Механизм раскрывает материальную субстанцию государства как компонентов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных — и обосновывает сущность государства второго порядка.
ВОПРОС 2. Как понимается правовое государство на современном этапе?
На современном этапе
правовое государство понимается как
наиболее развитая, надежная и адекватная
форма сочетания
ВОПРОС 3. Назовите основные функции права
Основные функции права: общеправовые (свойственные всем отраслям права);
межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); правовых институтов (свойственные конкретному институту права); нормы права (свойственные конкретному виду норм права).
ВОПРОС 4. Что понимают под нормативно-правовым актом?
Нормативно-правовой акт- это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
ВОПРОС 5. Что представляет собой система права в России?
Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений. В качестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы, институты и отрасли права
ВОПРОС 6. Какие виды правового поведения Вы знаете?
Виды правового поведения:
1. Активное правомерное поведение. Это целенаправленная инициативная законная деятельность граждан, должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств. Для того чтобы защищать себя, обеспечить нормальные условия существования и развития, быть свободной в законных пределах, влиять на разработку и принятие законов, иметь в лице государства защитника, личность должна быть активной в экономическом, политическом, правовом, нравственном и иных отношениях. Правовая активность личности — требование времени. Формы проявления правовой активности весьма многообразны. Это добросовестная служебная деятельность, участие в формировании и работе партий, общественных объединений, обсуждение законопроектов.
2. Обычное правомерное поведение. В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями. Это повседневная служебная, бытовая, иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридические действия. Но их активность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обоснованна и необходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, обществе, государстве. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовные и иные потребности человека.
3. Пассивное правомерное поведение. Оно проявляется в том случае, когда граждане намеренно не исполняют принадлежащие им права. Пассивно ведет себя, например, гражданин, не вступающий в брак, не приобретающий имущество, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает для самого гражданина, не исполняющего право для удовлетворения своих интересов. Однако ущерб терпит общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической и правовой сфере выводит государственные структуры из-под влияния и контроля народа.
ВОПРОС 7. Каковы особенности федеративного устройства России?
По своему устройству Российская Федерация — суверенное целостное федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
В состав Российской Федерации входят субъекты Российской Федерации:
21 республика
6 краев
49 областей
2 города федерального значения
Москва, Санкт-Петербург
Еврейская автономная область
10 автономных округов
ВОПРОС 8. Что лежит в основе формирования правовой системы рыночной экономики?
Формирование правовой системы рыночной экономики имеет своей основой Конституцию РФ 1993 года. Здесь прямое, непосредственное отношение к регулированию отношений рыночной экономики имеют более 20 статей — о единстве экономического и правового пространства России (ч.1 ст. 8 Конституции), об установлении правовых основ единого рынка (ст. 71), о многообразии форм собственности, в том числе частной собственности на землю (ст. 8—9 и 36), о равенстве граждан России (п. 2 ст. 6 и ст. 19), о свободе передвижения, выбора места жительства, выезда и возвращения в Россию (ст. 27), о свободе предпринимательства (ст. 34), об обязанности уплаты налогов (ст. 57), о взаимодействии национального законодательства, общепринятых принципов и норм международного права и др. Конституционные нормы в системе права — это нормы высшей юридической силы, при этом предусмотрено, что нормы Конституции непосредственно имеют характер норм прямого действия (ст. 15 Конституции РФ).
ВОПРОС 9. Как понимает гражданский кодекс Российской Федерации гражданскую правоспособность и гражданскую дееспособность?
Действующий ГК РФ применительно к гражданам сохраняет традиционное понимание гражданской правоспособности как способности иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). Правоспособность выражает одну из существенных сторон правосубъектности, ее статическую сторону. Закрепленное конституционными нормами равноправие граждан имеет принципиальное значение и для характеристики гражданской правоспособности, которая признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособностью обладает любое лицо независимо от его способности понимать значение своего поведения. Речь в данном случае, однако, идет не об одинаковом наборе конкретных субъективных прав у всех граждан в тот или иной момент времени, а об одинаковом объеме возможностей иметь такие права.
Гражданская дееспособность, отражающая динамическую сторону правосубъектности, понимается законодателем (п. 1 ст. 21 ГК РФ) как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
В науке гражданского права прослеживается тенденция к широкому пониманию дееспособности, которое выражается в том, что она рассматривается как собирательная категория, включающая в себя и способность к совершению правомерных юридических действий (сделкоспособность) и способность к ответственности за правонарушение (деликтоспособность). Указанные две способности расцениваются как структурные подразделения единого понятия гражданской дееспособности. В юридической литературе деликтоспособность иногда выделяется из дееспособности и рассматривается в качестве третьего (наряду с право- и дееспособностью) самостоятельного элемента правосубъектности.
Дееспособность, как и правоспособность, является правом, которым гражданин обладает постоянно, как определенным юридическим состоянием, с тем, однако, отличием, что дееспособностью могут обладать не все граждане и не в одинаковом объеме. Такому «праву» соответствует обязанность всякого и каждого воздерживаться от его нарушения.
Дееспособность является
юридическим понятием, ее не следует
рассматривать как
ВОПРОС 10. Как различаются обязательства по своим юридическим особенностям?
Обязательства различаются также по своим юридическим особенностям — содержанию и соотношению прав и обязанностей, определенности или характеру предмета исполнения, количеству участвующих субъектов или участию иных лиц и т. п.
ВОПРОС 11. Назовите основные способы исполнения обязательств.
Специальные меры, стимулирующие должника к надлежащему поведению, в определенной мере гарантирующие исполнение основного обязательства, именуются способами исполнения обязательств и подразделяются на акцессорные (дополнительные) и не акцессорные. Задаток, поручительство, залог и удержание являются акцессорными способами. К не акцессорным способам относится банковская гарантия. Неустойка как санкция в обязательстве во всех случаях является элементом самого обеспечиваемого обязательства.
ВОПРОС 12. Перечислите основные принципы семейного права.
Основные принципы семейного права: принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства; признание брака, юридически оформленного; добровольность вступления в брак; равенство супругов в семье; недопустимость вмешательства коголибо в дела семьи;
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"