Контрольная работа по «Гражданское право»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:19, контрольная работа

Описание работы

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
1. Договор перевозки груза: понятие, характеристика, виды……………….4
2. Договор перевозки пассажира и багажа…………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………….20
Практическое задание……………………………………………………………...22
Задача………………………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО ГП РФ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический институт

 

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Гражданское право»

 

Вариант №9

 

 

 

 

 

                                                                     

             

 

 

 

 

 

 

                                         

ЧИТА – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3

1. Договор перевозки груза: понятие, характеристика, виды……………….4

2. Договор перевозки пассажира и багажа…………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………….20

Практическое задание……………………………………………………………...22

Задача………………………………………………………………………………..24

Список использованных источников……………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору.

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] перевозка грузов, пассажирок и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

 

 

 

 

 

1. Договор перевозки груза: понятие, характеристика, виды

 

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, базовым договором, так как именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Договор перевозки грузов определяется как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

Письменная форма договора перевозки груза предопределена обязанностью перевозчика, составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК, ст. 31 ТУЖД, ст. 105 ВК). Сдача груза перевозчику, выдача последним документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, дает основания для отнесения этого договора к категории реальных гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 31 ТУЖД, ст. 109 ВК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК).

Договор перевозки грузов является возмездным, поскольку каждая из вступающих в договор сторон имеет в виду удовлетворение определенного имущественного интереса. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор перевозки является публичным договором, т.е. договором, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по перевозке грузов каждого грузоотправителя, который к ней обратится с предложением о заключении договора перевозки. При этом транспортная организация как перевозчик не может оказывать какое-либо предпочтение одному грузоотправителю перед другим. Более того, отказ от заключения договора перевозки при наличии реальных возможностей транспортной организации не допускается (ст. 426 ГК).

Сторонами в договоре перевозки грузов являются транспортное предприятие - перевозчик (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель - законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное уполномоченное владельцем груза лицо. В обязанности перевозчика входит не только принятие и перевозка груза, но и выдача его грузополучателю. Таким образом, в договорных отношениях по перевозке груза участвуют три лица: отправитель, перевозчик и получатель груза, хотя очевидно, что договор перевозки по своему правовому статусу является двусторонним договором. Эта необычная ситуация в договорном праве явилась причиной долгих и оживленных дискуссий в юридической литературе по вопросу о правовом положении грузополучателя.

Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к широко известному договорному типу - договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель приобретает тем не менее право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 39, ст. 41 ТУЖД, п. 2 ст. 103 ВК). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства - требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 111 ТУЖД, ст. 122 ВК). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него Специфика договора перевозки как договора в пользу третьего лица состоит и в том, что грузополучатель не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Подобная обязанность обусловлена тем, что неисполнение ее ведет к перегрузке складских помещений транспортного предприятия и затруднениям по приему груза для других получателей. Естественно, что обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Договору перевозки грузов как договору в пользу третьего лица присущи некоторые положения, не совместимые с основными началами договорного права. Речь о том, что грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как бы из молчаливого согласия грузополучателя с условиями данного договора. Договор перевозки грузов отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось бы лишь лицом, уполномоченным принять исполнение обязательства от должника.

Одним из существенных условий договора перевозки груза является наличие в нем указания на срок доставки груза потребителю: предприятиям промышленности, строительства, сельского хозяйства, предпринимателям и т.п. Ускорение доставки грузов дает возможность сократить время обращения и тем самым ускорить оборот материальных ценностей в экономике страны.

Продолжительность перевозки (транспортное время) - это время, в течение которого транспорт выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических операций на станции отправления, в пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Фактор времени - категория не только экономическая, но и юридическая, поскольку все основные перемещения материальных ценностей регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в законе либо договоре перевозки.

Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу ко­торого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправите­лем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на полу­чение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 Гражданского кодекса РФ).

Для заключения договора применяется система единого доку­мента, предусмотренная п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ. Заполнение и выдача та­кого документа имеет важное доказательственное значение. В за­висимости от вида документа, оформляющего перевозку, выделя­ются: а) система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта, и б) система коносамента, применяемая обычно на морском транспорте. В ряде случаев системы могут комбини­роваться.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транс­порта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международ­ные. В зависимости от числа транспортных организаций, участ­вующих в транспортировке груза, выделяются договоры перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местной назы­вается перевозка, осуществляемая одной транспортной организа­цией, в рамках территориальных границ ее деятельности (напри­мер, железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Москву в пределах Октябрьской железной дороги). Перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транс­портных организаций одного вида транспорта, именуется перевоз­кой в прямом сообщении (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород). Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования (например, перевозка гру­за из Санкт-Петербурга в Волгоград с выполнением самими пере­возчиками перевалки груза в Москве с железной дороги на вод­ный транспорт). Порядок осуществления таких перевозок опреде­ляется соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 Гражданского кодекса РФ)[2]. Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, уста­новленном транспортным законодательством (ст. 799 Гражданского кодекса РФ). Если же груз будет следовать из Санкт-Петербурга в Москву по желез­нодорожной накладной, а из Москвы в Волгоград — по новому перевозочному документу, выписанному отправителем после по­лучения груза от железной дороги, то налицо обычная смешанная перевозка (соперевозка). Она включает два договора перевоз­ки — по железной дороге и водным транспортом.

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначе­ния. Эти услуги включают не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих дейст­вий, взятое в отдельности, напоминает предмет других граждан­ско-правовых договоров.

Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее испол­нение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспе­чения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за со­хранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. 

Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, железная дорога остается единственным видом транспорта, со­стоящим в федеральной государственной собственности. Желез­ные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Управление ими осуществляется федеральными ис­полнительными органами (прежде всего Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством железнодорожного транспорта) в централизованном порядке, но с использова­нием рыночных принципов (ст. 11 указанного Закона). Это опре­деляет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучате­лю вместе с грузом (отсюда ее название — грузосопроводительный документ).

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе го­сударственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соот­ветствии с Законом о естественных монополиях в порядке, опре­деляемом Правительством РФ (ст. 10 Закона о федеральном же­лезнодорожном транспорте). Дополнительные работы и услуги железных дорог могут оплачиваться по договорным ценам

Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транс­порте перевозки различаются по видам флота — осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанно­го плавания «река—море». Система документов, их правовое значе­ние и порядок заключения договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном транспорте. Аналогично решаются и вопросы исполнения сторо­нами обязанностей по договору. Основное же различие между ни­ми состоит в следующем. Прежде всего, для речной перевозки ус­тановлены сроки приема грузов к перевозке. Если груз адресован в порт назначения, в котором нет помещений, пригодных для хра­нения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза не востребовал его, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен перевозчиком и сдан на хранение за счет грузопо­лучателя в ближайший пункт, в котором имеются необходимые складские помещения.

Информация о работе Контрольная работа по «Гражданское право»