Конституция РФ 1993 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Конституция 1993 г. стала результатом крушения тоталитарного режима и последовавшего за этим столкновения противоборствующих политических сил уже новой, демократической России. Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, периодическое проведение свободных выборов, реализацию принципов разделения властей и федерализма, создание и развитие системы местного самоуправления, она призвана обеспечить правовые предпосылки для дальнейшего развития подлинно демократического, основанного на господстве права конституционного строя в России.

Содержание

1. Понятие и социально-политическая сущность Конституции РФ ……………3
2. Классификация современных конституций. Место Конституции РФ в
классификационном ряду ……………17
3. Основные юридические свойства Конституции РФ: понятие, виды,
содержание (на основе анализа норм Конституции РФ и нормативных
правовых актов РФ и субъектов РФ) ……...……20
4. Порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ ……...……33
Нормативный материал и литература.............................................................……………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по конст праву Бел 2007.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал  Алтайского государственного университета 
 

Юридический факультет 

Кафедра Конституционного и  международного права 
 
 
 

    • Контрольная работа

      • по  курсу: Конституционное  право России
       

      тема: Конституция  РФ 1993 года. 
       
       
       
       
       
       

      Работу  выполнил

      студент ЮФ З/О 

      гр. 302

      Воронова  Н.Ю.

      Работу  проверил: 
       

      Белокуриха

      2010г. 

      Содержание 

      1. Понятие и  социально-политическая сущность Конституции  РФ ……………3
      2. Классификация современных конституций. Место Конституции РФ в 
        классификационном ряду ……………17
      3. Основные юридические свойства Конституции РФ: понятие, виды, 
        содержание (на основе анализа норм Конституции РФ и нормативных 
        правовых актов РФ и субъектов РФ) ……...……20
      4. Порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ ……...……33

      Нормативный материал и литература.............................................................……………43 

        1. Понятие и социально-политическая  сущность Конституции  РФ

             Конституция 1993 г. стала результатом крушения тоталитарного режима и последовавшего за этим столкновения противоборствующих политических сил уже новой, демократической России. Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, периодическое проведение свободных выборов, реализацию принципов разделения властей и федерализма, создание и развитие системы местного самоуправления, она призвана обеспечить правовые предпосылки для дальнейшего развития подлинно демократического, основанного на господстве права конституционного строя в России. Она действительно Основной закон жизни общества, фундамент всей его государственной и правовой системы. В этом заключается ее огромный созидательный потенциал, который еще предстоит в полной мере реализовать.

             Следует отметить при этом, что российская Конституция — не застывший на бумаге текст, а живой, развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое собственное содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через текущее законодательство и правоприменительные акты. В то же время — при условии разумного и бережного обращения с нею — Конституция выступает важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни. С этой точки зрения следует подходить и к проблеме возможного несовершенства отдельных положений Конституции и поправок к ней. Никто не считает действующую Конституцию верхом совершенства. Но опасной иллюзией является убеждение, что постоянные перекройки Конституции пойдут обществу на пользу. Нужно жить по действующей Конституции, уважая законы государства, обогащая их содержание правоприменительной, прежде всего судебной, практикой. Временная замена всей     Конституции     или     значительной     ее     части     не     вызывается необходимостью; это, однако, не означает, что ее следует навсегда

              Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета.- 1993 .- N 237 

             законсервировать. Необходимо найти и удерживать верный баланс между двумя этими крайностями.

             Такой баланс, сочетание стабильности и  динамизма Конституции России и  основанной на ней правовой системы  обеспечиваются двумя главными факторами. Первый — это Президент Российской Федерации, являющийся гарантом Конституции. На основе ее положений он вырабатывает и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику государства, реализует реформы в государственном устройстве, экономике, законодательстве. При этом, чем более гибко и эффективно проявляют себя органы государства, обеспечивающие проведение внутренней и внешней политики, чем более развито текущее законодательство, тем меньше необходимость вмешиваться в текст Конституции.

             Второй  фактор — Конституционный Суд  Российской Федерации, обеспечивающий через механизм судебного конституционного контроля реализацию стратегических, фундаментальных для общества целей: защиту прав и свобод граждан, основ конституционного строя, права и законности. Деятельность Конституционного Суда способствует демократическому обновлению российского законодательства, регулирующего права и свободы, и формированию соответствующей ему правоприменительной практики.

             Конституция — не только правовой акт. В преамбуле  и статьях Конституции содержатся основные нравственные ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Поэтому Конституция занимает первое место в иерархии законодательных и всех иных нормативных актов государства и является правовым и моральным камертоном. Верховенство Конституции, прежде всего в том, что она имеет высшую юридическую силу. Поэтому все законы и любые подзаконные акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, не должны и не могут противоречить Конституции России. К числу важнейших процессов в жизни страны последних лет относятся экономические реформы и связанные с ним шаги исполнительной власти, посредством которых удалось во многом стабилизировать экономическую и социальную ситуацию, хотя социальная цена реформ по-прежнему остается 

             весьма  высокой. По своей структуре и  содержанию новая Конституция призвана обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства. Как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция реально регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Особенно следует отметить позитивное воздействие Конституции на укрепление стабильности институтов власти.

             В связи, с чем становится ясно, что  за время, прошедшее после принятия Конституции, несмотря на достаточно жесткую  критику ее положений со стороны  оппозиции и ряда субъектов Федерации, никто из обладающих правом законодательной  инициативы официально не внес предложений о конкретных поправках к Конституции. Самым важным при этом следует признать, что подавляющее большинство населения, общественных движений и властных структур осознали неприемлемость жестких политических противоборств и конфронтации. Видны также многие положительные моменты в жизни государства, которые связаны, непосредственно, с авторитетом Конституции в плане способности обеспечивать не только общественное согласие, но и обеспечивать взаимодействие и относительный баланс всех институтов государственной власти.

             Конституция 1993 г. — первая постсоветская Конституция  России. Ее положения в главном отвечают самым строгим критериям развития демократии, правового государства, основанного на признании интересов человека и защиты его фундаментальных прав и свобод.

             Основная  особенность российской Конституции  состоит в том, что наше государство является федерацией, состоящей из 89 субъектов. Они различаются размерами, численностью населения, уровнем развития экономики и, что особенно важно, национальным составом населения. Российская Федерация по действующей Конституции встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности.

             В первую очередь особенности имеют  предмет и пределы конституционного регулирования. Предметом регулирования конституции являются коренные, основополагающие общественные отношения, определяющие взаимоотношения государства и личности, систему организации государственной власти, местного самоуправления в стране. В силу этого конституция содержит положения, которые устанавливают, прежде всего, правовые принципы организации и жизнедеятельности гражданского общества, личности и государства, систему основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением. Конституция содержит также конкретные конституционные нормы, которые в развернутом виде регулируют общественные отношения в специфической сфере их действия (механизм организации государственной власти и др.).

             Пределы конституционного регулирования по-разному  решались и решаются в теории и практике конституционализма. Вопрос о пределах конституционного регулирования является дискуссионным в науке конституционного права. Ведь при его постановке речь идет о взаимоотношениях общества и государства, о масштабах вмешательства государства в различные сферы жизни общества. Одни ученые выступают за ограничение   предмета   конституционного   регулирования,   другие   —   за включение в него в более широком масштабе социально-экономических, политических и иных отношений.

             Практика  современного конституционализма свидетельствует о том, что отношения, определяющие характер экономической и политической структур общества, стали, наряду с другими, предметом конституционного регулирования. Однако конституции содержат обычно лишь основополагающие положения, являющиеся принципами конституционного строя. Тем самым они устанавливают пределы вмешательства государства в жизнь гражданского общества, создают условия для его нормального функционирования и свободного развития.

             Конституция — наивысшая форма воплощения государственной воли народа. В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа его представителями.

             Конституция имеет учредительный характер. Положения, содержащиеся в конституции, являются первичными, и им не могут противоречить другие издаваемые государственными органами акты.

             Верховенство  конституции является ее ведущим, основополагающим юридическим качеством. Определяя верховенство конституции в системе права, важно отметить, что конституция — это не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы. Это особое ее свойство выражается в следующем: конституционные нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и иных отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься лишь указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.

             Конституция будет реальной и стабильной при  условии ее легитимности. Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными.

             Такое свойство, как реальность, характеризует  конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Реальна конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами.

             Однако  следует учитывать, что обеспечение  реальности конституции — это проблема для всех государств, так как она связана с последовательной реализацией всех конституционных положений, это проблема предупреждения конституционных правонарушений и борьбы с ними, в том числе путем применения института конституционной ответственности.

             Стабильность  конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы некоторых ее норм может привести к нестабильности в обществе. Стабильность и жесткость конституции не только не исключают возможность ее изменения, но и предполагают приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной    действительности.    Таким    образом,    конституция    —    это нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти и местного самоуправления.

             Такое юридическое свойство конституции, как верховенство, четко закреплено в Конституции России 1993 г.: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»3, (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, признание нового

              2  Миронов,  О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. 1998.- .№4.- 24 с.

             3 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) .-4 с. 

      конституционного  строя, правового государства. Признание  верховенства Конституции означает также подчинение государства Конституции.

             Верховенство  Конституции РФ актуально в контексте  провозглашения России федеративным государством и вытекает из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. В этом смысле верховенство предполагает также юридически строгое разграничение предметов ведения и полномочий Федерации, и ее субъектов.

             В Конституции Российской Федерации  четко сказано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15).

             Высшая  юридическая сила Конституции Российской Федерации означает, что в иерархии нормативных правовых актов Конституция занимает высшее место. Она обладает верховенством над всеми законами и иными правовыми актами, и все они не должны противоречить Конституции. При этом соответствовать Конституции должны не только акты федеральных органов государственной власти,

             но  и акты органов государственной  власти субъектов Федерации и  органов местного самоуправления. Конституция  распространяет свое действие на всю  территорию Российской Федерации и  олицетворяет собой единство системы государственной власти.

             Конституция Российской Федерации является нормативным  актом прямого действия. Такой записи в предыдущих конституциях России не было. Значит, действующая Конституция Российской Федерации — не декларативный и пропагандистский документ, а нормативный правовой акт, которым надлежит руководствоваться судам и другим государственным органам.

             Однако  это не означает, что положения  Конституции не нуждаются в 

             конкретизации путем принятия текущих законов. В ряде статей Конституции это предусмотрено. Например, в ст. 6 содержится отсылочная норма о том, что гражданство Российской Федерации «приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом». В ст. 47 предусмотрено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Но это право реализуется «в случаях, предусмотренных федеральным законом».

             Верховенство  конституции в правовой системе  обеспечивается эффективным механизмом ее охраны (защиты). Активную роль в охране (защите) Конституции Российской Федерации призван сыграть Конституционный Суд Российской Федерации — новый институт в российском конституционализме.

             Конституция является важным политическим и идеологическим документом. Как политический документ конституция отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Такое соотношение политических сил может быть выражением соотношения классовых и иных интересов. Конституция в демократическом государстве есть результат политического согласия. Она является общественным   компромиссом,   в   котором   согласованы   политические   и другие интересы, представленные различными политическими силами. Интересы той или иной политической силы отражены в конституции в той мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, наиболее полно учитываются интересы тех политических сил, чье влияние в обществе оказалось самым сильным или даже определяющим.4

             Любая конституция является документом идеологическим. Ее идеологический характер заключается в том, что она выражает определенное правовое мировоззрение, достигнутый уровень правосознания и правовой культуры. Конституция декларирует важнейшие ценности — права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, составляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем,

              4 Степанов, И.А. Уроки и парадоксы российского конституционализма.  - М.- 1996. - 43 с. 

      либерально-демократической  идеологии, защищаются и охраняются.

             Конституция РФ — важный фактор духовной жизни, культуры общества. Особое значение она имеет в формировании правового мировоззрения, мышления, правовой культуры общества.

             Исходя  из характера Конституции РФ как  юридического, политического и идеологического документа, каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

             Юридическая функция конституции заключается  в том, что она, будучи основным законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

             Политическая  функция конституции заключается  в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу, это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс.

             Идеологическая  функция конституции заключается  в том, что она выступает средством идеологического, духовного воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующиеся на их взаимной ответственности.

             Внутренняя  форма конституции есть способ организации, структура содержащегося в конституции материала. Это принятый порядок ее организационного строения, внутренней согласованности составных частей, последовательности их расположения. Уяснение структуры конституции имеет большое  значение для понимания ее концепции.

             Конституция Российской Федерации 1993 г. по своей  структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.

             Российская  Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Ее первая глава устанавливает основы конституционного строя, составляющие совокупность принципов, положений, являющихся первичной нормативной базой, как для остальных положений конституции, так и для всей системы действующего законодательства. Нормы гл. 1 закрепляют принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм,

             свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.

             Российская  Федерация определяется в Конституции  как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1).

             Демократический характер государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

             Характеристика  государства в качестве федеративного  указывает на форму его территориально-государственного устройства. Определение государства как правового означает, что в его организации и деятельности превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека.

             Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями. Согласно ч.1 ст.7 Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке (что является скорее декларацией, нежели реальностью).

             Конституционная характеристика государства как  светского (ст. 14) предполагает отделение  церкви от государства, разграничение  сфер их деятельности.

             В главе «Основы конституционного строя» утверждается принцип разделения властей. Единство всей системы государственной власти предполагает ее осуществление на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и

             судебной  власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя принцип разделения властей, государственные органы разных ее ветвей осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Этот принцип означает, что ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией.

             Глава о правах и свободах человека и  гражданина следует в российской Конституции сразу же за главой об основах конституционного строя. Место этой главы в Конституции свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в нашей стране. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию включены все права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция Российской Федерации исходит из естественного и неотчуждаемого характера основных прав и свобод: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Права и свободы признаются Конституцией непосредственно действующими. Это значит, что если человек руководствуется ими, то его поведение правомерно. Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Важно подчеркнуть и проводимый Конституцией принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации. Каждый гражданин России обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.

             Глава 3 Конституции «Федеративное устройство»  страны определяет состав Российской Федерации. В ее составе находятся государства (республики) и другие субъекты Федерации (края, области, города федерального    значения,    автономная    область    и    автономные    округа).

             Федеративное  устройство базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, которые во внутрифедеративных отношениях являются равноправными. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

             Главы 4—7 Конституции устанавливают систему  федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Президент Российской Федерации не является органом какой-либо, из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

             Первый  раздел Конституции завершается  гл. 9, регулирующей порядок внесения конституционных поправок и пересмотр Конституции.

             Заключительные  и переходные положения в Конституции  Российской Федерации, являющиеся вторым разделом, имеют 9 пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции. В п. 2 «Заключительных и переходных положений» определяется порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции.

             У каждой страны свой исторический путь, и Россия в этом плане — не исключение. Но, сохраняя специфику своего национального государственно-правового развития, важно не упустить то главное, родовое, что присуще всем правовым государствам современности и что нашло отражение, в частности, в статьях 15, 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Прошедшие годы показали, что другого пути быть не может. Только так страна способна оставаться полноправной и равноправной составной частью мировой цивилизации. 

          1. Классификация современных конституций. Место Конституции РФ в классификационном ряду
       
       

             Современная   юридическая   наука   классифицирует   существующие конституции по различным критериям.

             1. По форме действующие конституции бывают писаные и неписаные. 
      Под  писаной  конституцией  обычно  понимают  единый  основной  закон, 
      кодифицирующий       правовые       нормы,       закрепляющие       важнейшие 
      общественные и государственные институты и изложенные по определенной 
      системе. Неписаная — это такая конституция, которая представляет собой 
      совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций.

      1.    По   времени   действия   конституции   разделяются   на   имеющие 
        ограниченный и неограниченный срок действия — временные и постоянные. 
        Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории имели 
        место случаи принятия конституций на определенный срок .
      2.   В зависимости от способа принятия или изменения конституции 
        делятся на гибкие (изменяемые в обычном законодательном порядке) и 
        жесткие (принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры 
        по сравнению с обычным законодательным процессом).

             4.   По   форме   правления,   определенной   самой   конституцией,   они 
      делятся на монархические и республиканские.

      1.   В зависимости от формы государственного устройства конституции 
        классифицируются на федеративные, унитарные и конфедеративные.
      2.   По закрепленному политическому режиму конституции делятся на 
        демократические, авторитарные и тоталитарные.

             Федеративная  природа России обуславливает действие одновременно Конституции Федерации и конституций Республик в её составе. Часть 2 ст.5

             Конституции РФ гласит: 

               «Республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство»5.

             Совокупность  действующих в РФ конституций  образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная конституция. Свобода конституционного правотворчества республик, их конституционная самобытность имеют пределы. Они выражаются в требовании непротиворечивости республиканских конституций федеральной конституции (ч.1 ст. 15).

             Соотношение Конституции РФ и конституций  республик в её составе подчиняются  ряду требований. Все российские конституционные  акты взаимосвязаны: им присуща однородная направленность правового регулирования; уважение к правам и свободам человека и гражданина; признание суверенных прав наций и народностей; сохранение государственного единства и территориальной целостности России.

             Федеральная Конституция закрепляет не только государственно-правовой статус России как федеративного государства, его состав, но и основы конституционного статуса её субъектов; не только систему федеральных органов власти, но и принципы построения системы органов власти субъектов федерации; разграничение предметов ведения между органами государственной власти Федерации и её субъектов. Конституция гарантирует представительство субъектов федерации в парламенте, их участие в разработке федеральных законов и общефедеральных государственных программ.

             Республиканские конституции — органическая структурная часть системы государственно-правового законодательства и конституционной системы Российской Федерации.

             Конституции Федерации и конституциям республик  присущи общие черты. В то же время эти конституции различаются между собой по содержанию,    объекту    регулирования,    юридической    силе,    территории действия,  процедуре

       5 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. 

      Они обладают спецификой,  отражающей исторические и национальные особенности республик.

             Значительная часть республиканских конституций принята в 1978 году и действует до настоящего времени в измененном виде (конституция Карелии). Одновременно идет процесс обновления республиканского конституционного законодательства, так как принимаются новые конституции (Адыгея, Башкортостан, Бурятия и т.д.). 

      1. Основные юридические свойства Конституции РФ: понятие, виды, содержание (на основе анализа норм Конституции РФ и нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ)
       

             Каждая  конституция как самостоятельное  явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

             Основные  черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести: 1) легитимность, 2) итоговый характер предписаний, 3) перспективность, 4) преемственность, 5) реальность, 6) верховенство, 7) стабильность, 8) фундамент системы права.

             Легитимность  конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.

             Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая 

      новая конституция выступает юридическим  отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

             Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Поэтому ей присущ прогностический характер, перспективность. Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развитие в области экономики, политики, социального прогресса, национальных отношений, культуры и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

             Также важной чертой конституции является преемственность. Она 
      обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. 
      Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе 
      складываются определенные правовые традиции, которые получают 
      конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует 
      сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития 
      государства: национальную историко-культурную окраску

             государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших  нам  любовь  к  Отечеству,  веру  в  добро  и  справедливость, осознание ответственности 

      за свою Родину перед нынешним и будущим  поколениями. Ядро преемственности новой конституции — российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом мирового сообщества.

             Важной  чертой конституции правового государства является её реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.

             Реальность  конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.

             Реальность  как одна из основных черт конституции имеет несколько аспектов: 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность конституции.

             Однако  было бы просто считать, что раз конституционное правило отражает существующие общественно-экономические отношения, то это автоматически обеспечивает её реальность. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые    и   организационные    гарантии    народовластия,    действенность механизма   

      обеспечения     их     реализации,     высокую     политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.

             Конституция гарантирована государством. Важнейшим  условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции.

             О фиктивности Конституции речь может идти при несоответствии устоям социально-экономической и общественно-политической жизни, систематическом нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина, игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются, когда конституция есть, но фактически она игнорируется. Считается, что Конституция 1993 года наиболее приближена к действительности, чем предшествующие ей.

             Одним из юридических свойств конституции  является её верховенство 
      в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением 
      доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе 
      законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым 
      порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным 
      предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа 
      охраны конституционной законности (конституционным

             судопроизводством).

             За  соблюдение конституционных предписаний  и обеспечение соответствия   Конституции   РФ   федеральных   конституционных   законов,

             законодательных актов субъектов РФ  отвечают федеральные  органы — Президент и Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции 6).

      6 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

             Важным  юридическим свойством конституции  является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

             Конституция — акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция — важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

             Гарантией стабильности российской Конституции  служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст. 134 Конституции).

             Установлено, что положения глав 1, 2, и 9 - «Основы  конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотры Конституции» — не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на конституционный референдум.

             Поправки к главам 3-8 Конституции РФ («Федеративное устройство», 
      «Президент РФ», «Федеральное Собрание», «Правительство РФ», «Судебная 
      власть», «Местное самоуправление»7),

      7 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

      принимаются Федеральным Собранием по      процедуре,      установленной      для      ФКЗ.

             Поправка  должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат «отлагательному» вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации — на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса вводятся Указом Президента). Однако по этому вопросу возникает ряд вопросов. В частности, кто именно может вносить предложение о принятии нового субъекта? На этот вопрос исчерпывающим образом отвечает Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации8.

             Указанное постановление предусматривает, что: «Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А.Туманова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, с участием В.Б.Исакова — представителя Государственной Думы Федерального Собрания, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в открытом пленарном заседании дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации.

      Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ от 4 декабря 1995 г. N 49 ст. 4868 

             Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно того, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в статью 65 Конституции Российской Федерации нового наименования субъекта Российской Федерации.

             Заслушав  выступление судьи — докладчика А.Л.Кононова, объяснения представителя Государственной Думы, изучив представленные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

             1. Государственная Дума Федерального  Собрания в своем запросе исходит  из того, что Конституция Российской  Федерации не определяет, кто  и каким образом осуществляет  включение нового наименования  субъекта Российской Федерации  в статью 65 Конституции Российской Федерации. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение может вноситься актом Президента Российской Федерации; в случае же возникновения разногласий по этому вопросу Президент Российской Федерации вправе использовать свои полномочия в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.

             2. Статьи 71 и 72 Конституции Российской  Федерации не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации. 

             3. Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает особые случаи внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. Из сопоставления частей 1 и 2 статьи 137 и части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации следует, что только такие изменения статьи 65, которые связаны с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта, с изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона. Для включения в Конституцию Российской Федерации лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятие федерального конституционного закона не требуется.

             Не  является необходимой в данном случае и процедура, предусмотренная статьей 136 Конституции Российской Федерации, которая в соответствии с толкованием, данным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года, завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

             4. Анализ норм главы 9 Конституции  Российской Федерации, регулирующих процедуру пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок, показывает, что предусмотренный частью 2 статьи 137 упрощенный порядок включения в статью 65 нового наименования субъекта Российской Федерации допустим только в тех случаях, если переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных  конституционных  норм  и  потому  не требует применения процедур, перечисленных в статьях 135, 136 и 137 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

             Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

             В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

             5. Президент Российской Федерации  на основании статьи 80 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации. Из этого вытекает и его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке статей 136 и 137 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений — он обязан обнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных статьями 107 (часть 3) и 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации, возлагающими на него полномочие совершать определенные действия по подготовке принятых актов к опубликованию.

             При возникновении споров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами либо между  субъектами Российской Федерации по поводу внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры и другие полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

             Таким образом, новое наименование субъекта Российской Федерации  

      в статью 65 Конституции Российской Федерации  указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации в соответствие с решением субъекта Российской Федерации. Это не противоречит содержанию и смыслу Конституции Российской Федерации и не исключает возможности дополнительного урегулирования порядка применения части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации федеральным законом.

             На  основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74 и 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"9, Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

             1. Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

               Не является изменением наименования  субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

             2. Согласно статье  106 Федерального конституционного закона "О

      9 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. от 5 апреля 2005 г. N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 14 

       
      Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным 
      Судом   Российской   Федерации   толкование   является   официальным   и 
      обязательным  для   всех  представительных,   исполнительных  и   судебных 
      органов    государственной    власти,    органов    местного    самоуправления, 
      предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их 
      объединений.

      1. Согласно   частям   первой   и   второй   статьи   79   Федерального 
        конституционного     закона     "О     Конституционном     Суде     Российской 
        Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит 
        обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и 
        действует непосредственно.
      2. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного  закона  "О 
        Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление 
        подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства 
        Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях 
        органов  государственной  власти  Российской  Федерации.  Постановление 
        должно  быть также  опубликовано  в  "Вестнике Конституционного  Суда 
        Российской Федерации»10.

             Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы  права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция — органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

              Комплексное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового  10 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ от 4 декабря 1995 г. N 49 ст. 4868 

      государства, упрочения режима законности и правопорядка.

             Для Конституции РФ важное значение имеет  определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

             Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом. 

             4. Порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ

             Порядку внесения поправок и пересмотра Конституции  РФ посвящена 9 глава документа. В этой главе можно выделить три модели решения вопроса об изменении Конституции.

      1. Положения гл. 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Необходимость их 
        изменения влечет за собой принятие новой Конституции (ст. 135).
      2. Поправки к положениям гл. 3 - 8 Конституции, за исключением ст. 
        65,   вносятся   в   порядке,   предусмотренном   для   принятия   федеральных 
        конституционных    законов,     после     их     одобрения     законодательными 
        (представительными)  органами не  менее чем 2/3   субъектов Российской 
        Федерации      (ст.      136).      Как      показывает      практика      зарубежного 
        конституционного   развития,   подобный   усложненный   порядок   внесения 
        поправок    существенно    ограничивает    возможности    конституционного 
        пересмотра. Для сравнения укажем, что в Соединенных Штатах Америки при 
        сходном усложненном порядке принятия конституционных поправок в текст 
        Конституции за 200 лет ее существования было внесено только 27 поправок.

             3. Особый   порядок   установлен    на   случай   изменения    ст.    65 
      Конституции,        определяющей        состав        Российской        Федерации. 
      Соответствующие   федеральные   законы   также   принимаются   в   порядке, 
      предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, но 
      не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных) 
      органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).

             Более подробное толкование содержится в  ФЗ от 04.03.98. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»: «Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации     о     поправке к КРФ предполагающего исключение, дополнение, 

      новую редакцию какого-либо из положений  глав 3-8 Конституции Российской Федерации.

             Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

             Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3-8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

             Если  поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции  Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами "Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации" с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

             Вместе  с проектом закона Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской      Федерации,      федеральных      конституционных      законов,

             федеральных   законов,   отмены,   изменения,   дополнения   или   принятия которых потребует принятие данной поправки»11.

             Согласно  содержания 9 главы Конституции положения  гл. 1, 2 и 9 не

       
      11 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 1998 г., N 10, ст. 1146

      подлежат  изменению.

             Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции (ст. 135). Поправки к положениям гл. 3 - 8 Конституции, за исключением ст. 65, вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, после их одобрения законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (ст. 136).

             Особый  порядок установлен на случай изменения  ст. 65 Конституции, определяющей состав Российской Федерации. Соответствующие федеральные законы также принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, но не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).

             Предложения о поправках и пересмотре положений  Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

             Статья 134 Конституции РФ определяет круг субъектов  конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции. Следует подчеркнуть, что в их число входят не только органы государственной власти (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации), но и группы депутатов обеих палат Федерального Собрания.

             Конституционная инициатива органов государственной  власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т. д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил, в частности акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

             Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с требованиями, которые установлены Регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, например, в Государственной Думе необходимыми условиями внесения законопроекта являются: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечень законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или издания которых потребует принятие данного законопроекта; предложения о разработке нормативных правовых актов, которые необходимо принять для реализации данного закона; финансово-экономическое обоснование, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы). В случае, если не выполнены указанные требования,    либо    форма    представленного    проекта    не    соответствует

             установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).12

             Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

             Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

             Согласно  ст. 135 Федеральное Собрание не может  изменить положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", а также гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". При необходимости пересмотра указанных глав Конституции (субъекты конституционной инициативы указаны в ст. 134) созывается Конституционное Собрание, но только при условии, что конституционная инициатива по этому вопросу поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Следует

              Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-П ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 10 марта 2006 г. N 2882-IV ГД) //Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 801.

             подчеркнуть, что предложение о пересмотре может быть внесено как в Государственную Думу, так и в Совет Федерации.

             Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующее предложение должно содержать новую редакцию указанных глав или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128 Регламента). По итогам обсуждения Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения. Оно считается одобренным, если за него проголосовало не менее 3/5 от общего числа депутатов. В этом случае постановление направляется в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения (ст. 129 Регламента Государственной Думы).

             Порядок рассмотрения предложения о пересмотре гл. 1, 2 и 9 
      Конституции в Совете Федерации мало чем отличается от процедур, 
      установленных Регламентом Государственной Думы. Наиболее 
      существенное отличие касается включения предложения в повестку дня. В 
      Совете Федерации этот вопрос решается Председателем палаты (ст. 115 
      Регламента Совета Федерации). Так же, как и в Государственной Думе, 
      предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции должно быть поддержано 
      не менее чем 3/5 от общего числа депутатов Совета Федерации. Если 
      предложение о пересмотре указанных глав Конституции принято обеими 
      палатами в идентичной форме, созывается Конституционное Собрание в 
      порядке, предусмотренном соответствующим федеральным

             конституционным законом. Для обеспечения должного авторитета Конституционного Собрания представляется желательным его формирование посредством   прямых  выборов.   Конституционное   Собрание   может  либо

             38 

             подтвердить неизменность положений действующей Конституции, либо принять решение о разработке новой Конституции.

             Новая Конституция принимается либо Конституционным  Собранием (2/3 голосов от общего числа его членов), либо референдумом (всенародным голосованием). В референдуме должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции. Такое решение имеет аналоги и в зарубежной конституционной практике.

             Поправки  к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Поправки к положениям гл. 3 - 8 Конституции могут предлагать субъекты конституционной инициативы, указанные в ст. 134 Конституции. Это не влечет постановки вопроса о пересмотре Конституции в целом. Проекты федеральных законов о внесении поправок в гл. 3 - 8 Конституции вносятся в Государственную Думу и принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов, большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108). Следует подчеркнуть, что в данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. По этой причине в комментарии к главе они именуются не федеральными конституционными законами,  а

             39 

             федеральными  законами о внесении  поправок к  положениям гл.  3  -  8 Конституции.

             Регламент Государственной Думы устанавливает следующий порядок рассмотрения проектов федеральных законов о внесении поправок к гл. 3-8 Конституции. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение законопроекта с участием его инициатора, представителя Президента России, представителя Правительства России, а также членов других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

             Государственная Дума рассматривает законопроект о  внесении поправок в трех чтениях. В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, выступления представителей Президента, Правительства России, фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

             Каждая  поправка к проекту обсуждается  и ставится на голосование отдельно. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

             После постатейного обсуждения и голосования  поправок, проверки текста проекта и устранения, имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении изменений в гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной Думы).

             Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 - 8 Конституции,   принятый   Государственной   Думой   большинством   в   2/3

             40 

             голосов от общего числа ее депутатов, передается в течение пяти дней на рассмотрение Совета Федерации.

             Для принятия закона в Совете Федерации  необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа его депутатов. Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо намерен принять его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается Регламентами палат Федерального Собрания. Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 - 8 Конституции, принятый Советом Федерации и Государственной Думой, подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию в течение 14 дней. Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 - 8 Конституции вступает в силу после его одобрения законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Процедура одобрения указанных законов устанавливается конституциями (уставами) и регламентами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

             Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

             В ст. 137 закреплен особый порядок изменения  ст. 65 Конституции в следующих случаях: принятия в состав Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта, изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, а также изменения его наименования. До

             41 

             настоящего  времени ни в законодательстве, ни на практике еще не определено, как должны решаться эти вопросы, однако, по нашему мнению, принятию поправок к ст. 65 должно предшествовать выполнение следующих условий, которые вытекают из смысла ст. 65, 66 и 137 Конституции.

             Принятие  в Российскую Федерацию, а также  образование в ее составе нового субъекта должны осуществляться, как  представляется, в каждом отдельном случае федеральным конституционным законом в соответствии с теми общими требованиями, которые будут установлены согласно ст. 65 федеральным конституционным законом о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.

             Иная ситуация возникает при изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (например, при преобразовании края или области в республику либо автономного округа в область). В каждом отдельном случае должен приниматься федеральный конституционный закон, изменяющий статус субъекта Российской Федерации, при условии взаимного, как предусмотрено ст. 66, согласия Российской Федерации и соответствующего субъекта.

             И, наконец, упрощенный порядок установлен на случай изменения наименования субъекта Российской Федерации. Инициатива в решении подобных вопросов может принадлежать только субъектам Российской Федерации, причем Федеральное Собрание, как явствует из ч. 1 ст. 137, не вправе отказать в принятии соответствующих конституционных поправок. Во всех случаях, рассмотренных выше, изменения Конституции оформляются в виде федеральных законов о внесении поправок к ст. 65, которые не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

             42 

             Нормативный материал и литература

      1. Конституция   Российской   Федерации   (принята   на   всенародном 
        голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета. 1993 г. N 237
      2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ 
        "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. от 5 
        апреля 2005 г. N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской 
        Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
      3. Федеральный  закон  от  4  марта  1998  г.  N  33-ФЗ   "О порядке 
        принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской 
        Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации 
        от 9 марта 1998 г., N 10, ст. 1146
      4. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 
        15-П по  делу  о толковании  части 2  статьи   137  Конституции 
        Российской Федерации // Собрание законодательства Российской 
        Федерации от 4 декабря 1995 г. N 49 ст. 4868,
      5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ 
        от 22 января 1998 г. N 2134-Н ГД "О Регламенте Государственной 
        Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 10 
        марта    2006 г.    N 2882-IV ГД)        //Собрание    законодательства 
        Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 801.
      6. Авакьян     С.А.     Конституция     России:     природа,     эволюция, 
        современность. — РЮИД, "Сашко", 2000
      7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общей 
        ред. Карповича В.Д. — М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 
        2002.
      8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / 
        Под ред. Окунькова Л.А. — М.: Издательство БЕК, 1994.
      9. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М: 
        Юрист, 1999.

             43 

             Ю.Баглай   М.В.   Конституционализм   и   политическая   система   в

             современной России // Журнал российского права, N11, 2003. 11 .Варламова Н. Пять лет шестой Конституции России:  проблема

             реализации//    Конституционное    право:    восточное    обозрение.

             1998.№2. 12.Ковлер А.И.  Конституция «формальная»  и «реальная»// Полис.

             1998. №6. 13.Конституция - основная надежда на торжество демократии и прав

             человека    в    нашей    стране    (интервью    с    В.А.    Кикоть)    //

             Законодательство  и экономика, N 12, 2003. 14.Миронов    О.О.    Конституция    не    может    быть    неизменной

             //Государство  и право. 1998. №4. 15.Митюков         М.         Главный         итог         —         стабильность

             Конституции.//Российская юстиция, N 10, 2001. 16.Страшун Б.А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал

             российского права, N11, 2003. 17.Степанов       И.А.        Уроки        и        парадоксы        российского

             конституционализма. М., 1996.

Информация о работе Конституция РФ 1993 года