Конституция, как основной закон государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Данные изменения были необходимы, в связи с изменением положения в стране и мире. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительства государства. Определение «глава государства» соответствует более высокому статусу государства.
Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти.

Содержание

1. Конституционно-правовой статус Президента России.

2. Полномочия главы российского государства.

3. Порядок вступления вновь избранного Президента России в должность.

4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента России.

Работа содержит 1 файл

Конституция.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

      Знак  Президента Российской Федерации возлагается  на Президента как главу государства  на период его полномочий Председателем Совета Федерации. 

Основания и порядок прекращения  полномочий Президента России. 

      Конституция России предусматривает несколько  оснований прекращения полномочий Президента.

      В обычном порядке полномочия главы  государства прекращаются в связи  с истечением срока, на который он был избран, согласно ч.1 ст. 81 Конституции этот срок равен четырем годам. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства.

      Конституционное регулирование статуса Президента предусматривает основания досрочного прекращения его полномочий. Таких основания, согласно ч. 2 ст. 92 Конституции, насчитывается три:

  • отставка президента;
  • неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешение Президента от должности.

   Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства  со своего поста. Конституция России не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление от отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки.

         Более сложный процесс  прекращения президентских полномочий на основании стойкой неспособности  Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормативных актах  Российской Федерации не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует.

      В отличии от двух названных оснований  прекращения полномочия Президента, порядок отрешения его от должности  прописан в конституции Российской Федерации 1993 года весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей головной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

      Содержащиеся  в ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление»  конкретизируется в Уголовном кодексе  РФ. Согласно ст. 275 УК РФ под государственной  изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иной оказание  помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации.

      Конституция Российской Федерации регулирует процедуру  отрешения Президента от должности. Эта процедура достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью Президента в государственном механизме, необходимостью создания системы гарантий от необоснованного применения этой меры ответственности.

      Процедура отрешения Президента от должности реализуется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Порядок выдвижения обвинения регулируется Конституцией Российской Федерации и главой 22 регламента Государственной Думы. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть группа депутатов численностью не менее одной трети депутатов Государственной Думы. С учетом того, что общая численность этой палаты Парламента – 450 человек, состав инициативной группы должен быть не менее 150 депутатов. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения вопроса о продолжении государственной процедуры отрешения Государственная Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу. Согласно ч. 2  ст. 177 Регламента Государственной Думы специальная комисссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от обшего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании

      Основная  задача комиссии – детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Комиссия должна иметь право  требовать от государственных органов документы, запрашивать объяснения. Получать другую нужную ей информацию.

      Подготовительной  комиссией специальное заключение передается в Государственную Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции Российской Федерации для продолжения процедуры отрешения Президента заключении комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения.  В противном случае представление отрешения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Государственной Думой может быть принято решение о выдвижении обвинении Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение, согласно ст. 180 Регламента Государственной Думы, принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов. Конституция точно не устанавливает, о каком числе депутатов идет речь: конституционно установленном или реально избранном. Согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации, речь идет об общем числе депутатов, которые должны быть избранны. Придерживаясь такого толкования, можно сделать вывод, что для принятия названного выше решения необходимо не менее 300 голосов.

      Выдвинутое  Государственной Думой обвинение, согласно ч.1 ст. 93 Конституции России, должно быть направлено в Верховный  Суд и Конституционный Суд  Российской Федерации. Верховный Суд должен дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рамках процедуры отрешения Президента от должности.

      Если  Верховный Суд должен дать заключение о существе выдвинутого Государственной  Думой  обвинения, то Конституционный  Суд – о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Таким  образом, объектом анализа Конституционного Суда является деятельность Государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении Президента от должности. Содержание ч. 1 ст. 93 Конституции Российской Федерации дает основания утверждать, что при выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а так же при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения, действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено.

      Решение об отрешении Президента от должности  при наличии соответствующих  документов принимает Совет Федерации  большинством в две трети голосов  от общего числа членов Совета Федерации. При этом должны быть тщательно обсуждены все документы, связанные с процессом отрешения, указанные в Конституции. Совет Федерации должен определиться со способом голосования. Его решение оформляется специальным постановлением.

      Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее, чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решения Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным, согласно ч. 3 ст. 93 Конституции. Установление предельного срока необходимо для того, чтобы исключить чрезмерную затяжку решения крайне важного для государственной жизни вопроса, постановка и прохождение которого уже сами по себе должны оказывать дестабилизирующее влияние на положение в стране. Этот срок вполне достаточен для принятия взвешенного и объективного решения с соблюдением всех процедур.

      Для объективного решения вопроса о  судьбе президентских полномочий Конституция  Российской Федерации в ч. 4 ст. 109  устанавливает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия решения Советом Федерации.

      С момента досрочного прекращения  полномочий Президента по названным  выше основаниям до избрания очередного главы государства соответствующие государственные функции должны осуществляться. Поэтому Конституция России 1993 года придусматривает институт временного исполнения обязанностей Президента Председателем Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 92). Чтобы исключить возможные попытки злоупотребления этой ситуацией переходного периода, ч. 3 ст. 92 Конституции установлено правило о невозможности принятия ряда решений исполняющим обязанности Президента. Он не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум. А так же вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации.
 
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
 
  1. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31.12.99 № 228-ФЗ.
 
  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» от 19.09.97 № 124-ФЗ.
 
  1. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.99 года № 906 «Об утверждении описания символа президентской власти – знака Президента Российской Федерации».
 
  1. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.94 года № 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации».
 
  1. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2000 года  № 832 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации».
 
  1. Регламент Государственной Думы от 22.01.98  № 2134-// ГД.
 
  1.  Комментарий  к Уголовному кодексу Российской  Федерации /ответственный редактор  В.И.Радченко/.
 
  1. Конституционное право: Учебник/Отв.ред. А.Е. Козлов –  М.: Издательство БЕК, 1997.
 
  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России: Учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000

Информация о работе Конституция, как основной закон государства