Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:38, контрольная работа
В данной контрольной работе основное внимание уделяется именно конституционному контролю, который осуществляется органами конституционного правосудия, как один из самых важных видов контроля за соблюдением конституционных норм.
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Понятие конституционного контроля …………………………………..4
2. Конституционный Суд России – судебный орган конституционного контроля …………………………………………………………………..8
3. Перспективы развития института конституционного контроля в России …………………………………………………………………....14
Заключение ………………………………………………………………...18
Список используемых источников и литературы ……………………….19
Содержание.
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Понятие конституционного контроля …………………………………..4
2. Конституционный Суд России – судебный орган конституционного контроля …………………………………………………………………..8
3. Перспективы развития института конституционного контроля в России …………………………………………………………………....1
Заключение ………………………………………………………………...18
Список используемых источников и литературы ……………………….19
Введение.
Законность и правопорядок, как свидетельствует исторический опыт, являются важнейшими условиями нормального функционирования, жизнеспособности любой общественной системы. Без них невозможно успешное, прогрессивное развитие. Поэтому не случайно данные вопросы постоянно находятся в центре внимания всех государственных органов, партий, общественных организаций России. Особую значимость, актуальность они приобрели в современных условиях. Это связано с теми грандиозными и наисложнейшими задачами, которые решают сегодня народы нашей страны. Глобальные изменения коснулись всех социально-экономических сфер. В политической области они связаны, прежде всего, с воплощением в жизнь принципа разделения властей, с созданием демократического правового государства. Данную задачу можно решить лишь при условии четкого и неукоснительного соблюдения законов, прочного правопорядка. Здесь особая роль отводится правовой охране конституции. В научной литературе такая охрана определяется как совокупность юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности. Эта деятельность осуществляется в различных формах. Особая роль здесь принадлежит конституционному контролю - одному из основных, наиболее эффективных способов охраны конституции.
В данной контрольной работе основное внимание уделяется именно конституционному контролю, который осуществляется органами конституционного правосудия, как один из самых важных видов контроля за соблюдением конституционных норм.
Понятие конституционного контроля.
Конституционный контроль – установленная законодательным путем процедура по контролю за соответствием Основному закону страны актов, издаваемых государственными органами и частными лицами.[1] Контроль за конституционностью включает проверку различных актов и является отражением всегда существующей проблемы соответствия нижестоящих норм вышестоящим.
Конституционный контроль является одним из необходимых институтов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящимся к системе строгой законности и защиты интересов граждан.
Анализ законодательства и практики деятельности органов конституционного контроля свидетельствует о том, что в данной сфере решается целый комплекс конкретных, многообразных и важных задач:
1. Основная задача - деятельность по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий различных актов конституции и законам.
2. Разрешение спорных вопросов, имеющих конституционное значение. Сложно дать однозначное определение спорных вопросов конституционного значения Можно отметить, что такие споры имеют глобальное значение для жизни страны, для ее социально-экономической, политической системы, для жизни каждого гражданина и, в конечном счете, для конституционного строя. Они могут затрагивать интересы государственных органов, должностных лиц, партий, общественных организаций, наций, народностей и т.д. Перечень таких вопросов, их характер определены в конституциях и других законодательных актах по-разному.
3. Участие в развитии и совершенствовании законодательства. Главная роль здесь отведена законодательной и исполнительной властям. Это деятельность органов, относящихся к правоохранительной системе; правотворчество в сфере конституционного контроля реализуется в особой процессуальной форме - конституционного правосудия - и связано, прежде всего, с выявлением противоречий в сфере правового регулирования фактических общественных отношений. Правотворческая деятельность для органов конституционного контроля является второстепенной по сравнению с их основной функцией - обеспечением верховенства, высшей юридической силы конституции. Участие в нормотворческом процессе органов конституционного контроля осуществляется в различных формах: выявляют недостатки правовых норм, тех или иных актов, отменяют антиконституционные, антизаконные акты; подтверждают конституционность, законность актов; высказывают соображения о состоянии, перспективах развития законодательства; в ряде стран осуществляют и право законодательной инициативы.
4. Толкование конституции и иных нормативных актов - одна из ответственных и важных задач органов конституционного контроля. Вместе с тем она носит вполне самостоятельный характер, хотя и осуществляется в рамках конституционного контроля. Право толкования конституции, иных нормативных актов специализированными органами конституционного контроля редко регламентируется законодательством. Объем таких полномочий различен. Так, в Венгрии и Испании конституционные суды наделены правом толкования всех положений конституции. В Германии Федеральный конституционный суд вправе толковать положения Конституции лишь по определенным видам производства. Конституционный Суд Российской Федерации имеет право толковать все положения Конституции, но лишь при наличии запроса, который дается строго определенными органами.
Представляется, что деятельность специализированных органов конституционного контроля по толкованию конституции, иных нормативных актов осуществляется независимо от того, закреплена она в законодательстве или нет. Эта функция обусловлена самой юридической природой данных органов. Без нее невозможен эффективный конституционный контроль.[2]
Формирование института конституционного контроля в нашей стране носило длительный характер.
Конституционный контроль в Российской Федерации – самостоятельная сфера государственной деятельности по защите Конституции. Она осуществляется не только Конституционным Судом, но и иными органами. Так, согласно части 4 статьи 78 Конституции РФ, Президент России и Правительство России обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Согласно части 2 статьи 80 Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод гражданина и человека. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
О защите Конституции России как обязанности главы государства говорится в тексте присяги Президента. Важными полномочиями по осуществлению конституционного контроля наделяют Президента статьи 85 и 115 Конституции РФ. Несомненно участие в осуществлении контроля Правительства РФ – органа исполнительной власти в России, высших и иных федеральных судов, глав республик, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, их конституционных и уставных судов.
Однако доминирующее положение в системе института конституционного контроля в России занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специального уполномоченного Конституцией Российской Федерации и развивающими ее нормативными актами органа (органов) по осуществлению своих полномочий посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод гражданина и человека, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и прочее. Именно в этом смысле данное словосочетание употребляется в статье 1 Закона Российской Федерации “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в которой Конституционный Суд определяется как “судебный орган конституционного контроля”.[3]
Конституционный Суд России – судебный орган конституционного контроля.
Конституция РФ 1993 г. говорит об обязанности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию. Особо оговаривается, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15 ч. 2 Конституции РФ). Функции контроля за конституционностью законов возлагаются на Конституционный суд РФ.
“Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, – гласит ст. 1 Федерального закона «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (он стал первым конституционным законом после вступления в силу Основного закона России).[4] Здесь четко определен характер, сущность Конституционного Суда в системе органов государственной власти. Еще раз достаточно ясно говорится о нем как об органе конституционного контроля. Заметим, что в Законе 1994 года нет предусмотренного в Законе 1991 года положения о том, что Конституционный Суд – высший орган конституционного контроля, он – составная часть судебной власти. В Законе 1994 года определены в концентрированной форме основные характеристики Конституционного Суда: его функциональное предназначение (осуществляет конституционный контроль), статус (судебный орган), основополагающие принципы деятельности (самостоятельный, независимо осуществляющий судебную власть), процессуальная форма деятельности (конституционное судопроизводство).
В этом определении просматривается двойной характер правовой природы Конституционного Суда. С одной стороны, он является органом правосудия, составной частью судебной власти, причем порядок перечисления федеральных судов в главе 7 Конституции РФ “Судебная власть” свидетельствует о том, что это высший орган правосудия в России. Его положение в структуре судебной власти определяется не иерархией в рамках системы, отношения в которой строятся на началах взаимодействия, а характером и содержанием деятельности Конституционного Суда, его полномочиями, влиянием на правотворчество и правоприменение.
С другой стороны, Конституционный Суд является федеральным органом государственной власти и в этом качестве стоит в одном ряду с другими органами государства – Президентом, Федеральным Собранием, Правительством России. В силу занимаемого им места в системе органов государственной власти и соответствующей ему компетенции Конституционный Суд может оказать существенное, в том числе превентивное, воздействие на деятельность главы государства, органов законодательной и исполнительной властей, на определение объема их полномочий.[5]
Задачи, полномочия и структура Конституционного суда определены в Конституции и в законе «О Конституционном суде Российской Федерации».
Правовой статус и особенности Конституционного суда как судебного органа конституционного контроля во многом характеризует его компетенция, закрепленная в названном законе в виде следующих основных полномочий. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
1. федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
2. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
3. договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
4. не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции:
1. между федеральными органами государственной власти;
2.между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
3. между высшими государственным органами субъектов РФ.
Кроме того, Конституционный суд:
1. по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
2. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
3. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
4. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеральным договором и федеральными конституционными законами;
5. может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 111 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Конституционный суд решает исключительно вопросы права; по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент Конституционного суда РФ.
Конституционный суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ, то есть соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных Конституцией.
Информация о работе Конституционный Суд России – судебный орган конституционного контроля