Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:35, курсовая работа
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАКОНУ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»…..…….…….…4
1.1 Определение местного самоуправления …………...……………..4
1.2 Структура органов местного самоуправления………………...….8
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…….11
2.1 Самостоятельность решения населением вопросов местного значения…………………………………………..………………………….13
2.2 Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.……………………….15
2.3 Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям……………….……………………….17
2.4 Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением……………………………18
2.5 Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления……………………………………………………………..19
2.6 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина………………21
2.7 Законность в организации и деятельности местного самоуправления…………………………………….……………………….22
2.8 Гласность деятельности местного самоуправления…………….25
2.9 Государственная гарантия местного самоуправления………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАКОНУ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»…..…….…….…4
1.1 Определение местного самоуправления …………...……………..4
1.2 Структура органов местного самоуправления………………...….8
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…….11
2.1 Самостоятельность решения населением вопросов местного значения…………………………………………..…………
2.2 Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.……………………….15
2.3 Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям……………….……………………….17
2.4 Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением……………………………18
2.5 Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления…………………………………………
2.6 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина………………21
2.7 Законность в организации и деятельности местного самоуправления…………………………………….…
2.8 Гласность деятельности местного самоуправления…………….25
2.9 Государственная гарантия местного самоуправления………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ МЕСНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАКОНУ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»
1.1 Определение местного самоуправления
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления, - гласит статья 2 Хартии, - должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности в конституции страны». Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие основы его демократизма, находящие выражение, прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130 - 133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. в статье 1 констатирует: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 определяет местное самоуправление как
форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
Прежде всего, надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Учитывая, что согласно статьям 2 и 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), особым субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Определение муниципального образования дается в статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой «муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».
Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.
Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.
Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.) Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией.
Местное самоуправление это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление - это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа.
Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в главе 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2010 года. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения, который содержится в главе 3 Федерального закона, не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения субъектов, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти - самостоятельность.
Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.
Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и, вместе с тем, его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективного функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.
Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающего специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.
Муниципальная деятельность должна осуществляться исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований.
Таким образом, под местным самоуправлением следует понимать определяемую государством в рамках существующего законодательства систему органов и должностных лиц (в первую очередь выборных), осуществляющих местное самоуправление на конкретной территории с установленной степенью автономии и самостоятельности относительно органов государственной власти, располагающую необходимой компетенцией в решении основных государственных дел и местных вопросов с учетом специфики территории, ее экономических, социальных, национальных, географических, исторических и прочих особенностей, формирующую местный бюджет, обеспечивающую сбор местных налогов, сборов, а также управление муниципальной собственностью на основе федерального и регионального законодательства и собственных учредительных и прочих нормативно-правовых актов.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в РФ