Конституционные обязанности граждан Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –проанализировать содержание и сущность основных конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.
Предмет работы - нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие обязанности человека и гражданина, а также нормы российского законодательства конкретизирующие данные положения Конституции.

Содержание

Введение

1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

2. История развития конституционных обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации

3. Содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (1).docx

— 48.00 Кб (Скачать)

Обязанность заботиться о сохранении исторического и  культурного наследия. В соответствии со статьёй 44Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие"памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия)раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории,археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники,эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности  ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях,перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям,перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

Деятельность  по реставрации объектов культурного  наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья62 Основ  законодательства о культуре предусматривает  возможность установления ответственности  за нарушения законодательства о  культуре. УК в ст. 243предусматривает  за уничтожение или повреждение  памятников истории, культуры,природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность,ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения,наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, -обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности,трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком определенного возраста. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление  обязанности родителей носит  более конкретный характер, но и  здесь нарушение обязанности, к  сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к  разумному напоминанию людям  о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация  окажется затрудненной.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59Конституции  РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» . Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту.. Гражданин РФ в случае,если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные  конституционные обязанности связаны  с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Конституция РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих)обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права(например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы).Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например,запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Таким образом, в действующей Конституции закрепляются следующие виды конституционных  обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного  общего образования,обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводится конституционные обязанности.

 

Заключение

обязанность конституционный гражданин дисциплина

Итак, проанализировав  и изучив нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие конституционные  обязанности человека и гражданина, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную  и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать следующие  выводы:

1. Конституционные  обязанности можно определить  как установленные государством  и закрепленные в Конституции  Российской Федерации виды общественно  необходимого поведения граждан.  Основными признаками конституционных  обязанностей являются: их верховенство, базовый характер, общий вид, всеобщность  по территории и кругу лиц,  равноправие, постоянно действующий  непрерывный характер.

2. История  формирования и развития конституционных  обязанностей в России берет  свое начало с Конституции  РСФСР 1917г, когда были закреплены  всеобщая трудовая и воинская  обязанности. Анализ последующих  Конституций говорит о развития  и расширении круга данных обязанностей.

3. Конституция  Российской Федерации закрепляет  следующие виды конституционных  обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного  общего образования, обязанность  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия, обязанность  сохранять природу и окружающую  среду,обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводится конституционные обязанности. Конкретную детализацию данные обязанности получают в отраслевых нормативно-правовых актах.

 

Список  нормативно-правовых актов и литературы 

1. Закон  СССР"О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1939 . - N 32.

2. Указ Президиума  Верховного Совета СССР 10 августа  1940 года "Об уголовной ответственности  за мелкие кражи на производстве  и за хулиганство"// СЗ. 1941. N 4. С. 15.

3. Постановление  ЦИК и СНК СССР "О мерах  борьбы с преступностью среди  несовершеннолетних"//СЮ. 1937. N 7. С. 19-20.

4. Основы  лесного законодательства Союза  СССР и союзных республик 1977 года// Ведомости Верховного Совета  СССР 1977 г. N 25, ст. 388.

5. Закон  СССР об охране атмосферного  воздуха1982 г.// СП СССР 1982, №26 ст. 173, Закон  ССР об охране и использовании  животного мира 1980 года.// Свод законов  РСФСР, том 4,стр. 341.

6. Положение  Совета министров об охране  и использовании памятников истории  и культуры.// СП СССР1982, №26 ст. 173.

7. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993г// Российская газета, 25 декабря  №5.

8. Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// Собрание  законодательства Российской Федерации  от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

9. Семейный  кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.

10. Федеральный  закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О  защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера"// Собрание  законодательства Российской Федерации  от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3648.

11. Федеральный  закон «Об охране окружающей  среды»// Собрание законодательства  Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.

12. ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного  наследия (памятниках истории и  культуры) народов Российской Федерации"// СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519.

13. Федеральный  закон «О воинской обязанности  и военной службе»// Собрание законодательства  Российской Федерации от 30 марта  1998 г. N 13 ст. 1475.

14. Постановление  Конституционного Суда от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке  конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях,перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации» Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1999, N 5.

15. Постановление  Конституционного Суда от 17 декабря  1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П// Вестник  Конституционного Суда Российской  Федерации, 1996, N 5.

16. А.И. Коваленко  //"Основы Конституционного права  Российской Федерации", М: Эксмо 2005г., ст. 56.

17. Маклаков В.В.// Конституционное право. М. 2002.Юристъ, ст. 211.

18. Герасимов  А.Н."53 вопроса и ответа о  Конституции РФ" Санкт-Петербург,  Норма, 1994, ст. 87.

19. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.2002. Проспект., ст. 215

20. Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 395.

21. Назаниев Ю.Д. "Конституционное право Российской Федерации", М. 1998, стр. 55.

22. Ю.Д. Казанчев. "Конституционное право Р.Ф." М. 1998, стр. 19.

23. Хрестоматия  по истории государства и права  стр. 244

24. История  государства и права России.М., 1996 год, стр. 458.

25. Г.И. Злоказов "Документы всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР". М., 1984, стр. 46.

26. Воеводин  Л.Д. Юридический статус личности  в России. М.: Изд. группа: ИНФРА.  М-НОРМА, 1997, ст. 142

27. Постатейный  комментарий к Конституции Российской  Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) - "БЕК", 1994 г.

Информация о работе Конституционные обязанности граждан Российской Федерации