Конституционные обязанности граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Как известно правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.

Содержание

Введение………………………...…………………………………………………1
1. Конституционные обязанности граждан РФ…………………………...…..5
1.1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы…………………..5
1.2. Уважение прав и свобод других лиц……………………………………6
1.3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы……….7
1.4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду………………7
1.5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия…………………………………………………………………………8
1.6. Получение основного общего образования……………………………8
1.7. Защита Отечества………………………………………………………..9
1.8. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица……………………………………………………….9
1.9. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения……………………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….13
Библиография………………………………………………………………….…18

Работа содержит 1 файл

КОНСТ-ОБЯЗ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

1.9. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения

 

Чрезвычайное  положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной  власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.

Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

В настоящее  время федеральный конституционный  закон не принят и в Российской Федерации действует Закон РСФСР  от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»,8 который подлежит применению в части, не противоречащей нормам Конституции РФ. Данный закон определяет условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут  быть:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
  • стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Условием введения чрезвычайного положения является реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю, вызванная обстоятельствами, послужившими основанием для введения чрезвычайного положения, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Прерогатива решения  вопроса о введении чрезвычайного  положения принадлежит Президенту РФ. Президент РФ издает указ, о чем  незамедлительно сообщает Федеральному Собранию (ст. 88 Конституции РФ). Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п. «б» ч. 1, ст. 102 Конституции РФ).

В указе должны быть приведены обстоятельства, послужившие  основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

В Законе РСФСР  «О чрезвычайном положении» установлен перечень чрезвычайных мер, включая исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан на период введения чрезвычайного положения. К ним относятся: особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка; запрещение проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.); запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В наиболее опасных случаях, когда чрезвычайное положение вводится по первой группе оснований, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности политических и иных общественных объединений, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет.

Вместе с тем  ч. 3 ст. 56 Конституции РФ указывает на перечень прав и свобод человека, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, достоинство личности, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, а также права человека, связанные с осуществлением судебной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение

Как особый государственно-правовой институт основные права, свободы и  обязанности обладают рядом таких  свойств, признаков, которые выделяют их из всей системы прав, свобод и  обязанностей граждан и обусловливают их определяющую роль в оформлении правового статуса личности в демократическом обществе и государстве.

Отечественные юристы единодушны в том, что основные права, свободы и обязанности  образуют общественно-правовой институт, но они расходятся относительно его содержания. Если большинство ученых считают, что в этот институт следует включать все записанные в конституции права, свободы и обязанности граждан, то некоторые, напротив, полагают, что к нему относятся не все, а лишь те права, свободы и обязанности, которые непосредственно связаны с функционированием государственной власти.

Предметом конституционного права является не взятое в отдельности  то или иное, записанное в Основном законе право, свобода и обязанность, а все вместе, в единстве, в комплексе.

Вывод о том, что все взятые вместе основные права, свободы и обязанности образуют единый конституционно-правовой институт, имеет важное теоретическое и  практическое значение, так как он позволяет взглянуть на них как  на нечто целостное, обладающее специфическими признаками и свойствами системы. Конституционные права, свободы и обязанности рассматриваются как основополагающие. Основными конституционные права, свободы и обязанности являются не только по форме, поскольку они закреплены в Основном законе Российского государства, но, что особенно важно, и по содержанию. Именно содержание конституционных прав, свобод и обязанностей выделяет их из всей системы прав, свобод и обязанностей граждан, обеспечивает им в правовом статусе личности решающее значение. Форма же, т.е. закрепление их в Основном законе, есть лишь прямое следствие исключительного значения их содержания.

Вопрос о правах, свободах и обязанностях, порядок  их размещения решается конституциями  по-разному. Наиболее распространенными является такой порядок, когда в Основном законе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют. Как уже отмечалось, это прежде всего относится к старым конституциям (Конституция США, например). Другое размещение это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма конституционного закрепления характерна для современных конституций.

Во многих конституциях права, свободы и обязанности  записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные  главы. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Узбекистан (гл. 11) .

В современной  Конституции Российской Федерации  такие институты, как права и  свободы, обязанности, а также их гарантии, представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили  некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этом документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

Практическое  значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную  помощь также и разработчикам  законов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага права и обязанности.

 

Из того факта, что конституционные права, свободы  и обязанности являются юридической  базой для других прав, свобод и  обязанностей, вовсе не вытекает вывод, что вторые составляют часть первых. Соотношение между этими двумя группами прав, свобод и обязанностей - не отношение части к целому. И конституционные права, и права, установленные нормами каждой отдельной отрасли права, носят самостоятельный характер. Соотношение тут совершенно иное: оно состоит в том, что конституционные права, свободы и обязанности граждан указывают исходное, главное направление развития всей системы прав и обязанностей граждан. Конституционные права, свободы и обязанности определяют в принципе содержание, основную целевую направленность всех других прав, свобод и обязанностей.

Однако записанные в Конституции права, свободы  и обязанности для своего претворения  в жизнь нуждаются в конкретизации  и развитии посредством текущего законодательства. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи.

В результате правотворчества, развернувшегося в нашей стране за последние годы, целый ряд конституционных  прав и свобод, а также их обязанностей были конкретизированы в нормах текущего законодательства.

Конституционные права, свободы и обязанности  обладают наивысшей юридической  силой.

Из этого свойства прежде всего следует, что все  другие права, свободы и обязанности  должны в принципе соответствовать  конституционным правам, свободам и обязанностям граждан. Указанное положение не нужно понимать буквально, будто в текущем законодательстве могут закрепляться лишь такие права, свободы и обязанности, которые тождественны по содержанию конституционным. Необходимо, чтобы все другие правд, свободы и обязанности, возлагаемые на граждан различными нормативными актами, не противоречили, а соответствовали в принципе конституционным правам, свободам и обязанностям. В этом, как известно, выражается принцип законности. Соответствие всех других прав и обязанностей граждан конституционным вовсе не исключает, а предполагает их многообразие, так как они призваны удовлетворять разнообразные интересы и потребности личности, коллектива, общества. Соответствие должно пониматься как их единство в главном, в основном, т.е. согласие в целях, которые стоят перед обеими группами прав, свобод и обязанностей.

Из наличия  у конституционных прав, свобод и  обязанностей высшей юридической силы вытекает также, что лицам не могут  быть предоставлены такие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или несовместимы с конституционными. В случае возникновения подобной ситуации действуют конституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами. "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).

Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.

Российское государство  берет на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч. 1 ст. 45) . Однако повышенное внимание оно уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл. 2) . Оно также проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные на реализацию прав и свобод, имеют в виду прежде всего претворение в жизнь именно основных прав и свобод.

Завершая анализ вопросов обязанностей граждан РФ, согласно цели настоящей курсовой работы, отметим, что проведено изучение основных конституционных обязанностей человека и гражданина РФ, согласно Конституции РФ 1993 года. Резюмируя, отметим, что обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

К обязанностям гражданина РФ относятся: закрепленная в конституции государства необходимость  определенного поведения гражданина, то же, что и конституционная обязанность. От других обязанностей основная обязанность отличается именно тем, что она относится к числу важнейших, закрепляется в конституции и может предопределять многие иные обязанности граждан.

В Конституции  РФ к числу основных обязанностей отнесены:

  • обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • обязанность получения основного общего образования (ст. 43);
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44). 
  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • обязанность защищать Отечество и нести военную либо альтернативную гражданскую службу (ст. 59);

 

 

 

Информация о работе Конституционные обязанности граждан РФ