Конституционно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение сущности, видов, объектов и субъектов конституционно-правовых отношений.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность и основные виды конституционно-правовых отношений;

- дать характеристику основным субъектам конституционно-правовых отношений;

- изучить основные объекты конституционно-правовых отношений;

В качестве предмета исследования выступили конституционно-правовые отношения.

Содержание

введение

1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды

2. Субъекты конституционно-правовых отношений

3. Объекты конституционно-правовых отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 38.59 Кб (Скачать)

     4. Органы государственной власти  и местного самоуправления. В  Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство,  Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд,  Городская Дума, местная администрация  и др.

     Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной  власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные  субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

     5. Должостные лица. Субъектами конституционного  права являются: Президент РФ, Председатели  палат парламента - Федерального  Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.

     Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими  полномочиями, он вступает в отношения  с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают  форму конституционно-правовых.

     6. К субъектам конституционных  правоотношений со специальной  правоспособностью относятся избиратели  и депутаты (различных представительных  органов).

     Избиратели  участвуют в данных правоотношениях  посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную  Думу, Совет Федерации, Законодательное  Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие  в работе тех органов государственной  власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых  этими органами, в утверждении  актов, издаваемых ими и т.д.

     7. Политические партии, иные общественные  объединения. Политические партии  и иные общественные объединения  играют все более активную  роль в жизни Российской Федерации.  Они участвуют в избирательных  кампаниях, выдвигая кандидатов  в депутаты, организуют предвыборные  мероприятия. Важно их участие  в проведении референдумов, местном  самоуправлении, в охране и защите  конституционных прав и свобод  граждан.

     8. Граждане Российской Федерации,  иностранные граждане, лица без  гражданства. Все физические лица  участвуют в конституционно-правовых  отношениях, осуществляя свои конституционные  права, свободы и обязанности.

     Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует  отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

     Иностранные граждане и лица без гражданства  могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений  в связи с приобретением российского  гражданства, получением политического  убежища.

     Такова  система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в  конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

     Таким образом, можно сказать, что круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди  них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные  комиссии, собрания избирателей и  др.

     Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной  Думы, Президента РФ.

     Субъектами  конституционно-правовых отношений  являются государства - Российской Федерации  и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие  субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме  перечисленных, в качестве субъектов  конституционно-правовых отношений  выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения  граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

     В общей форме можно сказать, что  субъектами конституционно-правовых отношений  могут быть все, на кого правовые нормы  данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют  права.

     В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

     3. Объекты конституционно-правовых  отношений 

     Под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права  и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

     В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие  объекты конституционно-правовых отношений:

     1) Государственная территория.

     В Конституции Российской Федерации  имеется норма, согласно которой  границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с  их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной  территории России.

     2) Предметы материального мира (материальные  ценности).

     Нормы конституционного права устанавливают  круг объектов различных форм собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право  соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

     3) Личные неимущественные блага  (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

     Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право  на жизнь (ч. 1 ст. 20);достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и  др. На основе ст. 98 Конституции РФ и, устанавливающей депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие  конституционно-правовые отношения, связанные  с охраной чести депутата.

     Например, действия депутата Государственной  Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений  по поводу законопроекта. Подписание Президентом  РФ указа, несоответствующего Конституции  РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения  по поводу отмены этого указа Конституционным  Судом Российской Федерации.

     Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией  и могут быть классифицированы на различные виды.

     Исходя  из критерия времени, конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формирование Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением  того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и  участковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др.

     Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным  образом в строго определенной всеобщности  прав и обязанностей, в том, что  все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных конституционных правоотношениях  субъективное право представлено уже  в обычном виде - это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность  определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная  конституционными нормами необходимость  действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.

     Юридическое содержание общих конституционных  правоотношений проявляется через  правовой статус их частников.

     Так, Конституция Российской Федерации  закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.

     Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны.

     Одни  носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

     Юридические факты - это конкретные жизненные  обстоятельства, с которыми нормы  права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных  юридических фактах. В зависимости  от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события  и действия. Событиям - это факты, происхождение которых не связано  с волей участников правоотношений.

     Например, смерть депутата - событие, которое  влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и  избирателями. Рождение ребенка, признаваемого  гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных  с гражданством.

     Наибольшее  распространение среди юридических  фактов получили действия: правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс  их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые

     Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные  предписания.

     Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных  действий - юридических фактов и  поступков.

     С изданием юридических актов связано  возникновение большинства конституционных  правоотношений, участниками которых  являются органы государства. Аналогичные  свойства приобретают должным образом  оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают - инициатива, предложения государственных органов  и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

     Таким образом, под объектом конституционно-правовых отношений понимают то, по поводу чего возникают эти отношения. В более  сложной формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствующая ему обязанность  с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого-то конкретного  лица либо органа.

     Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это  материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и третья группа - действия.

     В иных случаях можно представить  объект конституционного права, в других это сделать достаточно сложно. Например, если два субъекта федерации определяют статус какого-то участка земли, кому он будет принадлежать, то объектом будет территория. Не сама земля, как  сельскохозяйственный объект или географическое понятие, а территория, как политико-юридическое  понятие. А вот, например, при выборах, когда граждане участвуют в голосовании, объектом этого политического действия будет будущая власть, которую  предстоит осуществлять избранному ими депутату. Власть представить  как нечто осязаемое невозможно, но это категория реальная.

     Вопрос  об объектах конституционного права  весьма сложен и в некоторых случаях  даже видные теоретики, говоря об объектах конституционно-правовых отношений, называют их условно, или ссылаются на то, что их с достаточной степенью условности можно определять, так  или иначе. То есть объекты конституционного права зачастую неосязаемы, не поддаются  рамкам дефиниций, но, в то же время, весьма реальны, потому что из-за них  бывают серьезные споры, конфликты  и даже войны.

Информация о работе Конституционно-правовые отношения